Интенсивная математизация различных областей человеческой деятельности особенно усилилась с появлением и развитием ЭВМ. Компьютеризация общества, внедрение современных информационных технологий требует математической и информационной грамотности человека почти на каждом рабочем месте.
Проблема интеграции содержания образования продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми школе. Построение модели учебного процесса на интегративной основе может происходить по-разному. Одной из таких моделей является интеграция содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область или в один и тот же образовательный блок, на базе преимущественно одной какой-то предметной области.
В связи с этим нами предлагается интегрированный курс "Математика – Информатика", главной целью которого является приобретение учеником теоретических знаний и практических навыков, достаточных для дальнейшего успешного обучения в системе непрерывного образования.
Сущность: Развитие мышления и формирование мировоззрения учащихся в условиях преподавания интегрированного курса информатики и математики в среднем звене школы.
Изучение всех предметов должно быть не целью, а средством изучения мира, давать возможность учащимся проникать в сущность изучаемых проблем. Известный русский психолог Я. А. Пономарев говорил: "Мышление – необходимая предпосылка всякой другой деятельности, ибо любая деятельность в конечном итоге есть его свернутый и переработанный итог". Большое количество педагогических технологий посвящены развитию мышлению, формированию научного мировоззрения. Одним из решений этой проблемы может послужить внедрение в среднюю школу интегрированного курса информатики и математики.
Существенная роль изучения информатики состоит в развитии мышления, формировании научного мировоззрения. Компьютеры можно запрограммировать так, чтобы сделать обучение более активным, чтобы оно приобрело характер исследования. Они открывают новые пути в развитии навыков мышления и умения решать проблемы. Целесообразностью переноса начала изучения информатики в среднее звено также является широкое применение знаний и умений по информатике в других учебных предметах. С введением курса информатики расширяются возможности осуществления межпредметных связей, что влечет за собой формирование самостоятельности мышления и познавательного интереса.
Условия формирования опыта:
В федеральном компоненте не предусмотрено преподавание информатики в 5-6 классах, поэтому мы ввели информатику, используя школьный компонент для преподавания интегрированного курса "Математика – информатика" 5-6 классах как пропедевтического по отношению к базовому курсу "Информатика 7-9 классы".
Теоретическая база опыта: при составлении учебной программы использовался непрерывный курс информатики для средней школы, разработанный Московским институтом повышения квалификации работников образования (проф. А. Л. Семенов, Н. Д. Угринович); программа, разработанная старшим преподавателем КИ и МПИ Тобольского государственного педагогического института Клюсовой В. В.; опорой послужили программа по математике, обязательный минимум содержания образования по информатике и требования к уровню подготовки выпускников школы, разработанные Министерством образования РФ.
Новизна: Внедрение интегрированного курса информатики и математики в среднем звене дает возможность для развития мышления, для усиления мировоззренческой направленности познавательных интересов учащихся, всестороннего развития личности; знания у учащихся приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными; повышается качество обучения.
Продуктивность опыта в том, что учащиеся успешно овладевают системой знаний, практическими умениями, предусмотренными программой математики и требованиями к уровню подготовки выпускников по информатике, умело используют межпредметные связи при решении поставленной задачи.
Трудоемкость опыта заключается в реализации межпредметных связей на практике по причине отсутствия методических рекомендаций по конкретным темам и урокам. Для разработки дидактического материала, для обеспечения курса программным обеспечением требуется материально-техническая база.
Возможность внедрения: опыт может быть использован любым учителем информатики или учителем математики при условии их тесного сотрудничества (другой вариант: весь курс ведет один учитель) и хорошей материально-технической базы.
Принципы построения курса:
- Курс состоит из двух блоков: математики и информатики. Каждый их которых включает ряд тем.
- Программа курса построена в соответствии с требованиями Государственного стандарта и современным уровнем развития информационных технологий.
- Последовательность изложения материала блока "Математика" соответствует программе Н. Я. Виленкина для 5-6 классов.
- В основу блока "Информатики" положены модули:
- На основании перечисленных модулей и анализа теоретических и экспериментальных программ по "Информатике" нами выделены следующие темы в блоке "Информатика":
- Знакомство с ЭВМ.
- Основы алгоритмизации. Язык Лого.
- Графический редактор.
- Электронные таблицы.
- Музыкальный редактор.
- Текстовый редактор.
- В качестве "исполнителя" выбран язык Лого. Выбор языка Лого обусловлен в первую очередь анализом действующих программ по информатике; он прост по синтаксису и близок к естественному языку; обладает мощными современными средствами, формирующими культуру мышления; позволяет создавать программы локальными, прозрачными по структуре и эффективными; хорошее средство для моделирования; решает проблему индивидуализации стиля деятельности ребенка.
- Блоку "Информатики" свойственно концентрическое построение, т. е. в 5 классе проходит первичное знакомство, а в 6-ом более углубленное.
- Для проверки подготовленности учащегося по курсу "Математика – Информатика" используются тесты трех уровней сложности.
а) информационный – ключевой идеей которого
является информация;
б) алгоритмический – ключевой идеей которого
является алгоритм и исполнитель;
в) инструментально-технологический – ключевой
идеей которого является компьютер.
"Лого – первый компьютерный микромир. Такие
микромиры как бы дополняют окружающую нас среду,
в них можно создавать проблемные ситуации,
трудно воспроизводимые в реальности".
Лого можно использовать как превосходное
средство для организации развивающего,
проблемного обучения, в результате которого у
детей возрастает не только количество знаний, но
и познавательная самостоятельность.
Интеграция материала этих блоков достигается с помощью следующих принципов:
- Изучение материала блоков ведется параллельно (например, тема 1. блока "Информатика" не связана с материалом первой темы блока "Математика", но опустить "Знакомство с ЭВМ" не возможно, т. к. учащиеся не смогут практически освоить следующий материал);
- Изучение материала блоков ведется параллельно, с опорой на пройденный материал из другого блока (например, при изучении темы 2. "Графический редактор" блока "Информатика" мы опираемся на знания (о прямых и их расположении, плоскостях и т. д.), полученные учащимися при изучении темы 1. "Натуральные числа и шкалы" блока "Математика");
- Совместное изучение материала в двух блоках (например, в теме 4. "Электронные таблицы" блока "Информатика" и теме 8. "Инструменты для вычислений и измерений" блока "Математика" рассматриваются понятия таблиц, элементы таблиц, их представление в электронной форме, построение круговых диаграмм и т. д.);
- Совместное использование основных понятий (алгоритм, модель, объект и т. п.) и задач.
Курс обладает также и большим гуманитарным потенциалом: это – история арифметики и информатики, исторические и занимательные задачи, текстовые арифметические задачи самого разнообразного содержания, при решении которых могут составляться алгоритмы и программы (например, краеведческого, экологического, валеологического, литературного, сказочного и т. д.). Практические цели изучения курса, кроме умений применять вычисления, использовать несложное программное обеспечение, в настоящее время предполагают знакомство учащихся с элементами финансовой математики, элементами алгоритмического языка, профессиональную ориентацию (в частности, на профессии региона), самообразовательные умения в работе с различной литературой и электронными источниками информации.
Требования к подготовке учащихся
С требованиями к математической подготовке учащихся можно ознакомится в программе "Математика" (средней общеобразовательной школы).
Приведем требования к подготовке учащихся по блоку "Информатика".
Учащиеся должны:
- уметь приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;
- иметь представление об информации как фундаментальном свойстве материи;
- иметь представление о развитии компьютеров и информационных технологий;
- знать правила техники безопасности и правила поведения в КУВТ;
- знать назначение и основные характеристики устройств компьютера;
- понимать сущность понятия алгоритма, знать его основные свойства, иллюстрировать их на конкретных примерах;
- знать основные алгоритмические конструкции и уметь их использовать для построения алгоритмов;
- уметь определять возможность применения исполнителя для решения конкретной задачи по системе его команд;
- уметь построить и исполнить на компьютере алгоритм для учебного исполнителя;
- знать основные виды данных и формы их представления для обработки на компьютере;
- уметь записывать на учебном алгоритмическом языке алгоритм решения простой задачи;
- знать назначение и основные принципы работы в электронной таблице, текстовом, графическом и музыкальном редакторах.
Содержание обучения
Блок "Математика" |
Блок "Информатика" |
5 класс (Математика: учебник для 5 кл. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др., 1997 г.) |
|
Тема 1. Натуральные числа и шкалы (16 ч.) | Тема 1. Знакомство с ЭВМ (2 ч.) Тема 2. Графический редактор (1 ч) |
Тема 2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21 ч.) | Тема 2. Графический редактор (2 ч) Тема 1. Знакомство с ЭВМ (2 ч) |
Тема 3. Умножение и деление натуральных чисел (26 ч.) | Тема 1. Знакомство с ЭВМ (3 ч) Тема 3. Основы алгоритмизации. Язык Лого(18 ч) |
Тема 4. Площади и объемы (12 ч.) |
Тема 3. |
Тема 5. Обыкновенные дроби (23 ч.) |
Тема 3. |
Тема 6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (13 ч.) | Тема 3. |
Тема 7. Умножение и деление десятичных дробей (26 ч.) | Тема 3. |
Тема 8. Инструменты для вычислений и измерений (17 ч.) | Тема 4. Электронные таблицы (3 ч) |
Повторение (15 ч) | Тема 3. Основы алгоритмизации. Язык
Лого (1 ч) Повторение(2 ч) |
Итого: 170 часов | Итого: 34 часа |
6 класс (Математика: учебник для 6 кл. / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов и др., 1998 г.) |
|
Тема 9. Делимость чисел (17 ч) | Тема 3. Основы алгоритмизации. Язык Лого(16 ч) |
Тема 10. Сложение и вычитание дробей
с разными знаменателями (25 ч) |
Тема 3. |
Тема 11. Умножение и деление обыкновенных дробей (33 ч) | Тема 3. |
Тема 12. Отношения и пропорция (17 ч) | Тема 3. Тема 2. Графический редактор (4 ч) |
Тема 13. Положительные и отрицательные числа (13 ч) | Тема 2. Графический редактор Тема 5. Музыкальный редактор (3 ч) |
Тема 14. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел (12 ч) | Тема 5. Музыкальный редактор Тема 6. Текстовый редактор (5 ч) |
Тема 15. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел (9 ч) | Тема 6. |
Тема 16. Решение уравнений (18 ч) |
Тема 6. |
Тема 17. Координаты на плоскости (11 ч) | Тема 4. Электронные таблицы (4 ч) |
Повторение (15 ч) | Тема 4. Повторение (2 ч) |
Итого: 170 часов | Итого: 34 часа |
Приведем примеры интегрированных заданий, которые могут решаться на уроках математики и информатики.
Задание к теме "Делимость чисел"
Что означает слово "варан"?
Варан – самая крупная ящерица в нашей стране, живет она в пустыне Средней Азии. Узнайте длину (в дециметрах) тела варана при помощи блок-схемы.
Итак, длина тела серого варана 15 дм. 15 дм – сколько это метров?
Задания к теме "Столбчатые диаграммы"
- Постройте столбчатую диаграмму (используя
возможности ЭВМ), показывающую добычу газа в 1985 и
1990 гг.
25253 млн т
30 597 млн т
- Бригада К. М. Левина в 1969 г. пробурила 2600 м, в 1971 г. – 60 000 м, в 1978 г. – 85 000 м, а в 1979 г. – 91 000 м. Составьте столбчатую диаграмму, используя возможности ЭВМ.
- Работниками нефтегазодобывающей промышленности г. Когалыма обязались добыть в 1987 г. сверх годового плана 50 тыс. т нефти, в том числе за I квартал – 10 тыс. т; за II квартал – 14 тыс. т; III квартал – 18 тыс. т. Сколько тысяч тонн нефти нужно добыть в четвертом квартале, чтобы выполнить сверхплановое обязательство.
- Итоги работы буровых бригад объединения "Мегионнефтегазгеология" за 1991 г.:
Постройте столбчатые диаграммы добычи сверхплановой нефти за I, II, III, IV кварталы.
1) Аганская нефтеразведочная экспедиция пробурила с начала года 92 482 м;
2) Мегионская нефтеразведочная экспедиция – 97 335 м;
3) Восточно-Мегионская нефтеразведочная экспедиция – 66 842 м;
4) Вахская нефтеразведочная экспедиция - 35 374 м.
Постройте диаграмму проходки буровых бригад.