Урок математики по теме: "Числа от 1 до 5. Закрепление знаний"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • систематизировать знания учащихся о числах от 1 до 5, их составе; закрепить навыки счета в пределах пяти, взаимосвязь между частью и целым, сравнение чисел с помощью составления пар, сложение и вычитание на числовом отрезке;
  • воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества и коллективизма;
  • развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, творческие способности, познавательный интерес к предмету посредством игровых приёмов.

Оборудование.

Для учителя: доска, цветной мел, картинки с изображением сказочных героев (Буратино, Мальвина, Незнайка, доктор Пилюлькин), зонтики с примерами, магнитофон и кассета с записью песни “Буратино”.

Для учащихся: учебник-тетрадь Л.Г.Петерсон (1 класс часть 1), цветные карандаши.

Ход урока:

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Учитель: Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Ваши улыбки располагают к приятному общению, создают хорошее настроение.

II. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в гости к героям различных сказок. Они хотят посмотреть, чему вы научились – умеете ли вы решать примеры, грамотно отвечать на вопросы учителя.

Отгадайте, к кому первому мы пойдем в гости. Кто однажды сочинил про своего друга стихотворение:

Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный!

Дети: Незнайка!

Учитель: Правильно! Молодцы! А теперь закройте глаза и представьте, что мы переносимся в Солнечный город.

(Дети открывают глаза и видят картинку Незнайки на доске).

III. Устный счет.

У: Незнайка не может выполнить задание. Давайте ему поможем.

(На доске ряд натуральных чисел от 1 до 20).

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20

- Сосчитайте до 20 в прямом и обратном порядке.

- Сосчитайте от 13 до 18, от 17 до 9.

- Назовите предыдущее число 4, 11. Как получить предыдущее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

- Назовите последующее число 10, 13? Как получить последующее число? На сколько последующее число больше предыдущего?

- Какое число стоит между 2 и 4, 15 и 17?

- Какое число стоит справа от 18, слева от 13?

- Назовите соседей числа 7?

У: У Незнайки “заблудилось” число. Найдите его и восстановите порядок.

1 2 3 4 6 7 8 9 5 10

Д: Заблудилось число 5.

У: Что вы можете сказать о числе 5?

Д: Число 5 стоит на пятом месте в натуральном ряду чисел. Соседи числа 5 – числа 4 и 6.

У. Придумайте числовые выражения, значения которых равны 5.

Д: 1+4, 4+1, 2+3, 3+2, 1+1+3.

У: А как зовут этого героя? (Картинка прикреплена к магнитной доске).

Д: Пилюлькин!

У: Он считал пилюли и сбился со счета. Давайте поможем ему сосчитать правильно.

Установите закономерность и продолжите числовой ряд:

1 3 5 …

Д: 7, 9, 11.

У: Верно. Объясните.

Д: Нужно считать через 1.

У: Какие числа пропускал Пилюлькин?

Д: 2, 4, 6, 8, 10, 12.

У: Давайте попрощаемся с этими героями и отправимся в другую сказку. Послушайте песню и отгадайте о ком она? (Звучит кассета с записью песни Буратино, дети отгадывают.)

У Буратино было несколько золотых монет. Сосчитайте, сколько их? < Рисунок 1>

У: Разбейте их на части по размеру.

Д: Большие и маленькие монеты.

У: - Как обозначены все монеты? (Буквой Д – деньги).

- Как обозначены части? (Б и М).

- Вставьте в “окошки” пропущенные буквы и цифры. Объясните решение.

- Что обозначают равенства М + Б = Д и Д – М = Б? Какие числовые равенства им соответствуют?

- Назовите целое и части в равенствах.

- Как найти целое? Как найти части?

- Каких монет больше – больших или маленьких и на сколько? (Ответ обосновывается с помощью составления пар).

IV. Физминутка.

Буратино потянулся,
Раз нагнулся,
Два нагнулся,
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Развернулся и пошел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.

V. Закрепление пройденного.

У: Как звали учительницу Буратино, красивую девочку с голубыми волосами?

Д: Мальвина.

У: Она приготовила для вас необычные примеры

4 * 1 = 3

2 * 3 = 5

5 * 1 = 4

3 * 1 = 4

Вставьте вместо звездочек знаки "+" или "-". Объясните постановку знаков.

У: А теперь решите задачки в стихах:

  1. Два щенка – баловника
  2. Бегают, резвятся.
    К шалунишкам два дружка
    С громким лаем мчатся.
    Вместе будет веселей.
    Сколько же всего друзей? (Ищем целое 2 + 2 = 4 друга).

  3. Пять лодок было у причала.
    Волна их весело качала.
    Три лодки взяли рыбаки,
    Чтоб переплыть простор реки.
    А сколько лодок у причала
    Волна по-прежнему качала? (Ищем часть 5 – 3 = 2 лодки).

У: Давайте на минутку закроем глаза и произнесем волшебное заклинание: “Крекс, пекс, фекс!” И вот мы уже в другой сказке.

- В волшебной стране жили веселые числа. Они были разные: числа, записанные обычными цифрами, и числа, записанные точками. Все дни они проводили вместе: играли, ходили друг к другу в гости. Но однажды их страну постигло несчастье. Злая царица Скука запретила веселье и разделила волшебную страну широкой дорогой на две части. Для того чтобы снять заклятие, надо в домиках и пустых клеточках поставить недостающие числа.

(Работа по учебнику. Урок 30, № 1, стр. 48)

У: Сейчас на улице осень. А, как известно, осенью часто идет дождь. Чтобы не промокнуть, возьмем зонтики. Они необычные, с примерами. <Рисунок 2>

 

Решите примеры, а затем раскрасьте сектор с ответом 3 красным цветом, с ответом 2 – желтым, с ответом 4 – зеленым цветом. Поднимите зонтики над головой, покажите друг другу.

VI. Самостоятельная работа учащихся.

Учебник, страница 48, №2. Проверка осуществляется по образцу учителя.

VII. Итог урока.

- Что больше всего понравилось на уроке?

- Чему учились?

- Подарите друг другу свои улыбки и красочные зонтики.