Латинский термин tolerantia, от которого, по мнению авторов этимологических словарей, произошло tolerance и toleration употреблялся уже писателями античности, но долго имел пассивный смысл “страдания”. Слово tolerance, согласно словарю Ларусса, впервые упоминается в 1361 году. Оксфордский словарь английской этимологии относит возникновение понятия “толерантность” как tolerance к XV веку, а как toleration – к XVI в. Причем в XV столетии оно использовалось еще в смысле выносливости, способности переносить боль. В XVI веке к этому добавляются значения “позволение”, “сдержанность”, “воздержанность”. В XVII веке термин употребляют в смысле допущения отправления иного религиозного культа. С этого момента слово tolerance приобретает особую популярность в связи с развитием идеи веротерпимости и принятием “Акта о толерантности” в Англии в 1689г. Чуть раньше, во второй половине XVI в., понятие толерантность как дозволение, уступка в вопросе о религиозной свободе появляется в Германии (toleranz) и в Нидерландах (tolerantie).
Российское образование всегда подразумевало органичное и неразделимое единство семьи и школы. В настоящее время они, прежде всего, должны помогать осознанию подростком своего места в современном обществе, собственного культурного мировоззрения, учить жить и адаптироваться в мультикультурном пространстве. Роль семьи именно в таком понимании на сегодняшний день особенно актуальна: в ситуации обостряющихся межэтнических и межконфессиональных конфликтов на первый план выходит проблема воспитания неконфликтной личности, одной из главных черт которой должна быть толерантность.
Толерантность начинает выступать в качестве неотъемлемого элемента современного понимания свободы, являющейся высшей человеческой ценностью. Она же служит важной частью структуры творческого взаимодействия и творчества вообще. Но это, в свою очередь, означает, что принцип толерантности должен творчески применяться и во всех социальных отношениях. И, прежде всего, в образовательном процессе и в семейном воспитании, во взаимоотношениях воспитателя и воспитуемого. В каждом человеке с рождения есть творческое начало, которое со временем развивается. Мы творим постоянно, даже сами того не замечая. Творческий потенциал – вещь удивительная, однако направлять его можно как на добрые цели, так и на злые. Стремление человека к добру или ко злу зарождается с младенчества и развивается в том или ином направлении с годами. И именно на плечи родителей ложится ответственность направить творческую энергию своих детей в нужное русло, помочь им научиться использовать её на благо других и себя. В нашем мире, переполненном войнами, насилием и соблазнами, это сделать очень непросто. Родителям требуется большая внимательность, чуткость и ясное понимание всех деталей, которые влияют на психическое, эмоциональное и нравственное развитие их детей. Воспитывая в детях стремление к добру, взаимоуважению, любви, сочувствию и состраданию, родители создают образ будущего мира. Невозможно ожидать, что дети станут толерантными, высоконравственными личностями сами по себе, и что окружающий мир прекратит быть безнравственным и враждебным без наших усилий. По этой причине родителям следует активно участвовать в творчестве своих детей с самого раннего детства, чтобы воспитать толерантную личность.
Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и прежде всего опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми. Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания, социализации ребенка.
Размышляя над далекими перспективами воспитания собственных детей, родители обычно не придерживаются строго заданных эталонов, определяют их довольно расплывчато. Более понятными для подростков остаются представления о допустимости или недопустимости различных форм поведения, но вопросы, касающиеся формирования качеств толерантной личности остаются за пределами домашнего быта и внутрисемейных отношений.
Большое значение имеет образованность родителей, глубина интереса к взаимоотношениям с детьми, попытка осмыслить какие-то конкретные проблемы, с которыми они сталкиваются, а в данном случае именно проблемы толерантности. “Воспитывать в себе воспитателя – это проблема, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной. Предлагаемые нами тесты помогут выявить резервные возможности использования творческого потенциала семьи и воспитания толерантности. Также мы предлагаем тест, по которому родители смогут определить степень толерантности своих детей и принять необходимые меры по дальнейшему воспитанию подростков.
Методика выявления резервных возможностей воспитания толерантности в семье (для родителей)
В основе предлагаемой методики лежит специально составленная анкета, в которой используется 9-балльная шкала самооценки:
1- очень низкий уровень;
2- низкий уровень;
3- ниже среднего;
4- чуть ниже среднего;
5- средний уровень;
6- чуть выше среднего;
7- выше среднего;
8- высокий уровень;
9- очень высокий уровень;
10-наивысший.
Каждое из диагностируемых качеств оценивается по 9-балльной шкале дважды. В начале самооценка ставится в графе “реально”, а затем в графе “желательно бы”. Разрыв между “реально” и “желательно бы” и заключает в себя тот резерв качества воспитания толерантности, который не задействован, не использован родителями в воспитательной работе в должной степени.
Вопросы анкеты.
1. Какова степень эффективности решаемых Вами воспитательных задач?
№ | Реально | Желательно бы | |
1. | Сплоченность родителей с детьми | ||
2. | Организация совместных творческих дел | ||
3. | Создание благоприятного психолого-нравственного климата, комфортного состояния для подростка | ||
4. | Создание условий для самореализации, самораскрытия подростка | ||
5. | Коррекция межличностных отношений, способствующих разрешению конфликтных ситуаций | ||
6. | Стимулирование позитивного поведения детей | ||
7. | Оказание помощи подростку в сложных, затруднительных ситуациях | ||
8. | Координация взаимодействия семьи и школы |
2. Оцените по 10-балльной шкале частоту использования в воспитании следующих форм и методов.
п/п | Формы и методы воспитания | Реально | Желательно бы |
1. | Беседа | ||
2. | Встречи с интересными людьми | ||
3. | Вечера отдыха | ||
4. | Экскурсии | ||
5. | Путешествия, выход на природу | ||
6. | Совместные творческие дела | ||
7. | Дискуссии | ||
8. | Игры | ||
9. | Что-то другое |
3. Оцените по 10-балльной шкале, что и в какой степени способствует эффективности воспитания, а также, какие качества и в какой степени “желательно бы” активизировать, развить и использовать более эффективно?
п/п | Качества | Реально | Желательно бы |
1. | Компетентность | ||
2. | Общая культура, интеллектуальность | ||
3. | Творческая инициатива | ||
4. | Наличие хобби, увлечения | ||
5. | Нравственные качества | ||
6. | Эрудиция | ||
7. | Трудолюбие | ||
8. | Любовь к детям | ||
9. | Общительность | ||
10. | Требовательность | ||
11. | Что-то другое |
4. Оцените по 10-балльной шкале степень эффективности Вашей работы как родителей по следующим направлениям воспитания:
п/п | Направление воспитания | Реально | Желательно бы |
1. | Нравственное | ||
2. | Умственное | ||
3. | Физическое | ||
4. | Эстетическое | ||
5. | Половое | ||
6. | Трудовое | ||
7. | Экологическое | ||
8. | Антиалкогольное, антиникотиновое, антинаркотиковое | ||
9. | Патриотическое | ||
10. | Правовое | ||
11. | Экономическое | ||
12. | Культуры поведения | ||
13. | Дисциплины | ||
14. | Что-то другое |
5. Сформулируйте 2-3 проблемы, которые особенно сложны, но актуальны для современных родителей.
Тест: “Самооценка толерантности личности” (для подростков)
Негативные факторы нашей жизни создают нервозные отношения и часто приводят к конфликтам.
Предлагаемый тест, позволит Вам оценить свою толерантность. Чем искреннее будут ваши ответы, тем объективнее результат.
Вопросы и ответы | Редко | Иногда | Часто |
1. Я думаю, что мои знания оцениваются необъективно | 1 |
2 |
3 |
2. Я стараюсь работать, не помогая другим | 1 |
2 |
3 |
3. Я переживаю за качество своей работы, а не других | 1 |
2 |
3 |
4. Я бываю настроен агрессивно | 1 |
2 |
3 |
5. Я не терплю критики в свой адрес | 1 |
2 |
3 |
6. Я бываю раздражителен | 1 |
2 |
3 |
7. Я стараюсь выделиться, где это возможно | 1 |
2 |
3 |
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | 1 |
2 |
3 |
9. Я не терплю конкуренции | 1 |
2 |
3 |
10. Своим недругам я всегда даю отпор | 1 |
2 |
3 |
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности | 1 |
2 |
3 |
12. Стараюсь не вникать в проблемы других | 1 |
2 |
3 |
13. У меня возникают конфликтные ситуации | 1 |
2 |
3 |
14. Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру | 1 |
2 |
3 |
15. При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность | 1 |
2 |
3 |
16. Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы | 1 |
2 |
3 |
17. Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус | 1 |
2 |
3 |
18. Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки | 1 |
2 |
3 |
19. Я думаю, что религия разъединяет людей | 1 |
2 |
3 |
20.Я думаю, что я должен жить на земле своих предков | 1 |
2 |
3 |
21. Я думаю, что смешанные браки нежелательны | 1 |
2 |
3 |
22. Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет | 1 |
2 |
3 |
23. Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста | 1 |
2 |
3 |
24. Не терплю людей, просящих милостыню | 1 |
2 |
3 |
25. Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях | 1
|
2 |
3 |
Литература:
1.Андреев В.И. Пакет диагностических методик. – Казань, 2000.
2.Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика)//Сборник научно-методических статей. – М., 2003.
3. Петровский А.В., Петровский В.А. Всегда ли правы родители. – М.,2003.
4. Dictionnaire etymologique. Larousse. Paris, 1964. 5.The Oxford dictionary of English Etymology. Oxford, Clarendon Press, 1982.