Урок обучения грамоте по теме: "Театр – антракт – театр. Звуки [ф], [ф'], буква ф"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • научить ребят различать новые звуки, читать слоги и слова с ними;
  • развитие речи, мышления, обогащение словаря;
  • воспитание доброты, умения слушать и слышать друг друга.

Оборудование. “Домовенок” Федор, зеркальца, свеча, рисунок филина, игротека, “домик”, рисунки детей, “елочка”.

Ход урока

I. Эмоциональный настрой. Приветствие касанием ладошек /учитель- ученик/

II. Постановка проблемной ситуации.

Учитель. Давно то было. Стояла в наших краях избушка. Жила когда-то в ней семья, большая и дружная. Старики со временем умерли, а на молодых ветры перемен налетели. Разъехались все по белу свету: кто в город, кто на стройки, даже письма друг другу редко пишут, больше открытки поздравления с праздником, а что до дома родительского, так про него совсем забыли.

Впрочем, дома кое-кто жил. На чердаке - ворона Галя, а подполье - мышка-норушка, под крылечком лягушка-квакушка, а в доме под печкой домовенок Федя.

Хорошо они жили, только однажды загудели трактора. Растащили избушку по бревнышку, кому она старая, да бессемейная, нужна!

Разбежались животные кто куда: мышка в поле, лягушка в болото, ворона улетела в соседнюю деревню.

А Федор с тех пор ходит по свету и не может найти тот дом, где бы ему жилось хорошо.

И поэтому... Федя пришел к нам на урок. (Появляется кукла на руке учителя)

Ф. Здравствуйте, дети. (Дети здороваются, называют имя, по-разному приглашают в гости домовёнка.)

Ф. Хорошо, я побуду в вашей семье, но хозяев люблю честных, трудолюбивых, добрых.

Д. Стало быть, так и выходит;
Все что мы делаем, нужно;
Значит, давайте трудиться
Честно усердно и дружно, (хором)

III. Тема. Цели урока.

У. Кто изображен на рисунке? (Филин)

Произнесите - слово, обозначающее предмет (первый звук [Ф], значит, тема урока - звуки [Ф] и [Ф`] и буква, которая их обозначает).

Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель, (цель - познакомиться со звуками [Ф], [Ф`] и буквой [Ф], учиться отличать от других, читать)

У. Приступаем к реализации наших целей. (Домовенок нам всем своим видом показывает недовольство, отворачивается).

Д. Я знаю почему Федя недоволен, ведь и его имя начинается со звука [Ф`], а мы чуть не заметили!

IV. Работа над новым материалом

1) У. Произнесем имя Федя. Первый звук в слове?

Д. Это звук [Ф`].

У. Произнесите его перед зеркальцем, понаблюдайте, как располагаются органы речи?

Д. (Смыкаются верхний ряд зубов и верхняя губа, язык не свободно лежит, воздух проходит с трудом, значит он согласный, слышится шум, произносится мягко).

У. Дайте характеристику звуку (Звук согласный, глухой, мягкий)

У. Каким значком обозначается? (Выбираем из набора разрезной азбуки)

Ф. А у меня друг Фома есть.

У. Не будем обижать друга нашего Феди, выделим первый звук в слове Фома. Охарактеризуем его (согласный, глухой, твердый).

Найдите в ленте букв букву, которой обозначаются эти звуки. Как называется буква ? (Работа по ленте букв)

2) Создайте букву Ф из имеющихся элементов. (Некоторые дети “печатают” на доске пальчиком, смоченным в воде, остальные конструируют из элементов данную букву).

3) - Изобразите себя в виде буквы Ф.

4) - Кто хочет изобразить походку звука [Ф] и звука [Ф`]? (Группы детей ходят по всему классу, изображая мягкий, затем твердый звук)

5) “Новоселье!” Откроем тетради для печатания и построим домик для новых звуков.

V. Работа с учебником.

У. Дети покажите Феде, какая у нас красивая, мудрая азбука. Тихо открываем с.68.

Что вы видите в верхнем ряду? (Изображена буква Ф, рисунок фонаря, филина, фонтана.) Почему именно эти предметы? (Ответы учащихся)

Читаем слова, начинающиеся с буквы Ф. (На доске: фирма, ферма, форма, Фима).

Дайте свои задания к прочитанному, объясните значения слов.

а) Фирма - торговое или промышленное предприятие, объединение.

Ферма - отдельное животноводческое хозяйство на земельном участке.

Форма - много значений: внешний вид; образец; одна по покрою, цвету одежда… (Работа со словарем).

Фима - имя.

б) Отыщи слово фирма и подчеркни его в словах, написанных справа.

в) Найди лишнее слово.

г) Раздели на слоги.

Как мы умеем определять количество слогов? Вспомните.

  • произнеси, подставив ладошку ко рту.
  • под подбородок, локоть на столе.
  • свеча – помощник. (Проговариваем, огонь отклоняется)

Научное определение:

г) сколько гласных , столько и слогов.

VI. Физминутка – гимнастика для глаз (метод Шичко) “Рисование носом”

(Муз. сопровождение).

У. Приготовим глазки для дальнейшей работы (на доске буквы У,Ф,Б,Л,О,Т)

Посмотрите на букву, запомните. Закройте глаза, представьте, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранную букву. Открыть глаза, посмотреть на нее.

VII. Театр – антракт.

У. Составьте слово из этих букв, ведь оно рассыпалось (футбол). Кто любит играть в футбол?

Читаем сценарий шепотом, выбираем роли.

Разыгрывание сценки Ю.Сапгира “Футбол” (текст написать).

VIII. Закрепление

У. Вставив правильно первые буквы слов, узнаете имя футболиста.

Ф. Здорово у вас получилось: Фи-лип-пок!

У меня тоже есть красивое слово: Фан-та-зия (дети читают хором)

IX. Творческая работа. Азбука букв человека.

У. А мы умеем фантазировать! И сейчас это докажем. (На доске рисунки детей, где каждый изобразил себя в виде какой-то буквы) В разнообразной форме дети предлагают отгадать, в какую букву он сейчас превратился.

Например:

1) Я буква очень бодрая,
Со спортом я дружу,
В словах рак, рыба,
Родина Всегда я нахожусь.

2) Буква О луна и солнце
В доме - круглое оконце
И часы и колесо...
И это, кажется, не все.

3) Рисовала буквы я,
Получилась буква Я
Вся похожа на меня
Есть у буквы Я крючки,
А у Лизы есть очки.

- Сегодня новоселье для новой буквы, а слоги уже спешат к ней в гости.

Фо, фы, фе
Фи, фа, фу

Какие слоги попадут на первый этаж и почему? (Объяснение)

X. Домашнее задание.

У. Это была ваша домашняя заготовка. И сегодня вы можете выбрать себе любое задание.

1) Нарисуйте себя в виде буквы Ф.

2) Представьте, что буква Ф открыла школу фокусников. Какой фокус вы можете разработать и показать.

3) Пофантазируйте на тему: “Если бы в нашей школе родители учились вместе с детьми, то…”

4) Выполните задание из Азбуки.

XI. Рефлексия.

У.1) Достигли мы целей?

2) Трудно ли было работать?

3) Какую оценку ты бы себе поставил и почему?

XII. Итог.

Ф. Настроение прекрасное, хочется петь.

У. Скоро Новый год. Споем песню на мотив “В лесу родилась елочка”.