Цели:
- закрепить и расширить кругозор детей о времени года – “Осень”;
- развивать эстетическое восприятие;
- прививать любовь к природе родного края.
Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”. На партах осенние букеты и поделки из природного материала. На доске иллюстрации по теме “Осень” художника И.Левитана. Команды из 5 человек, заранее выбирают капитанов. Всем участникам прикалываются эмблемы с изображением березового и рябинового листа.
I. Сообщение правил игры.
Команда, давшая большее количество правильных ответов первой, получает очко.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поиграем в игру-викторину “Здравствуй, осени пора!”
Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
II. Разминка.
В конкурсе разминка каждая команда должна вспомнить и назвать как можно больше пословиц и загадок об осени.
Учитель: Что бы у вас было время подумать, я поиграю со зрителями. Я загадываю загадки, а зрители хором отвечают на них:
Его весной и летом
Все видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)
Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)
Лежит мужичок
В золотом кафтане,
Подпоясался, а не поясом,
Не поднимешь – так не встанет. (Сноп)
В землю – крошки,
Из земли – лепешки. (Зерна пшеницы)
Далее каждая команда предлагает свои пословицы и загадки зрителям. За каждую угаданную загадку – команды получают очко.
1 ученик:
Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
2 ученица:
Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко красные вянущих рябин.
Учитель: А сейчас – “Конкурс капитанов”. Капитаны, без помощи команды, должны по очереди назвать какие деревья и кустарники растут в наших лесах.
Капитаны называют, а зрители подтверждают, действительно ли эти растения у нас произрастают.
III. Музыкальная пауза.
Дети исполняют песню “Улетели журавли” (слова Е. Авдиенко, музыка В.Иванникова).
IV. Учитель: Следующий конкурс – “Разгадай кроссворд “На осенней грядке””.
В клеточки рисунка команде нужно вписать пять названий распространенных овощных растений, которые оканчиваются на “А”.
Ответы:
- Репа,
- Свекла
- Брюква
- Редька
- Капуста
1 ученик:
Журавли на юг летят,
Здравствуй, здравствуй осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.
2 ученица:
Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем.
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая.
V. Учитель: И в последнем нашем конкурсе каждая команда должна устно придумать сочинение по картине И. Левитана “Поздняя осень”.
1 ученица:
Бродит в роще листопад
По кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
2 ученик:
Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый,
Побежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.
3 ученица:
И послушно ветру вслед
Листья улетают,
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
VI. Подведение итогов.
Награждение победителей.
Использованная литература:
- “Дети в пионерском лагере” (прогулки, походы, экскурсии). Карел Поломис. Москва “Профиздат”. 1990 г.
- “Времена года” (стихи и рассказы о природе, загадки). Москва “Детская литература”. 2000 г.
- “Стихи – загадки для детей”. Н. Гугляров, Н. Полыгалова. Москва “Патриот”. 1991 г.
- “Живое слово”. З.И. Романовская. Москва “Дом педагогики”. 1997 г.