Игра-викторина "Здравствуй, осени пора!"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • закрепить и расширить кругозор детей о времени года – “Осень”;
  • развивать эстетическое восприятие;
  • прививать любовь к природе родного края.

Звучит музыка П.И. Чайковского “Времена года”. На партах осенние букеты и поделки из природного материала. На доске иллюстрации по теме “Осень” художника И.Левитана. Команды из 5 человек, заранее выбирают капитанов. Всем участникам прикалываются эмблемы с изображением березового и рябинового листа.

I. Сообщение правил игры.

Команда, давшая большее количество правильных ответов первой, получает очко.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поиграем в игру-викторину “Здравствуй, осени пора!”

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.

II. Разминка.

В конкурсе разминка каждая команда должна вспомнить и назвать как можно больше пословиц и загадок об осени.

Учитель: Что бы у вас было время подумать, я поиграю со зрителями. Я загадываю загадки, а зрители хором отвечают на них:

Его весной и летом
Все видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)

Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью)

Рыжий Егорка
Упал на озерко,
Сам не утонул
И воды не всколыхнул. (Осенний лист)

Лежит мужичок
В золотом кафтане,
Подпоясался, а не поясом,
Не поднимешь – так не встанет. (Сноп)

В землю – крошки,
Из земли – лепешки. (Зерна пшеницы)

Далее каждая команда предлагает свои пословицы и загадки зрителям. За каждую угаданную загадку – команды получают очко.

1 ученик:

Осень. Осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;

2 ученица:

Лишь вдали красуются там, на дне долин,
Кисти ярко красные вянущих рябин.

Учитель: А сейчас – “Конкурс капитанов”. Капитаны, без помощи команды, должны по очереди назвать какие деревья и кустарники растут в наших лесах.

Капитаны называют, а зрители подтверждают, действительно ли эти растения у нас произрастают.

III. Музыкальная пауза.

Дети исполняют песню “Улетели журавли” (слова Е. Авдиенко, музыка В.Иванникова).

IV. Учитель: Следующий конкурс – “Разгадай кроссворд “На осенней грядке””.

В клеточки рисунка команде нужно вписать пять названий распространенных овощных растений, которые оканчиваются на “А”.

Ответы:

  1. Репа,
  2. Свекла
  3. Брюква
  4. Редька
  5. Капуста

1 ученик:

Журавли на юг летят,
Здравствуй, здравствуй осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.

2 ученица:

Здесь мы праздник радостный
Весело встречаем.
Приходи, мы ждем тебя,
Осень золотая.

V. Учитель: И в последнем нашем конкурсе каждая команда должна устно придумать сочинение по картине И. Левитана “Поздняя осень”.

1 ученица:

Бродит в роще листопад
По кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.

2 ученик:

Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый,
Побежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.

3 ученица:

И послушно ветру вслед
Листья улетают,
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.

VI. Подведение итогов.

Награждение победителей.

Использованная литература:

  1. “Дети в пионерском лагере” (прогулки, походы, экскурсии). Карел Поломис. Москва “Профиздат”. 1990 г.
  2. “Времена года” (стихи и рассказы о природе, загадки). Москва “Детская литература”. 2000 г.
  3. “Стихи – загадки для детей”. Н. Гугляров, Н. Полыгалова. Москва “Патриот”. 1991 г.
  4. “Живое слово”. З.И. Романовская. Москва “Дом педагогики”. 1997 г.