Урок математики по теме: "Нахождение дроби от числа", 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель: научить решать задачи на нахождение дроби от числа.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: карточки, наглядное пособие – дерево, изготовленное из картона с номерами задач (для игры “Зажги салют”), плакаты с правилами.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

II. Актуализация опорных знаний с помощью устного счета.

Учащимся показываются карточки с примерами. Ребята решают пример в уме. Затем, по просьбе учителя, один из учащихся говорит ответ и объясняет его решение.

Карточки:

; ; ; ;

III. Мотивационный этап.

Цель: вызвать интерес к изучению новой темы.

– Порой в жизни необходимо найти какую-то часть от числа или несколько процентов. Посмотрим, каким образом это можно сделать.

IV. Изучение нового материала.

Цель: ввести алгоритм нахождения дроби от числа.

– Рассмотрим задачу (задача написана на доске):

У мальчика было 20 тугриков. всех денег он потратил на покупку книги. Сколько тугриков стоит книга?

Вопросы учителя:

1. Как узнать, сколько тугриков приходится на одну часть?

(20 : 4 = 5 (туг) – на одну часть)

2. Сколько тугриков приходится на три такие части?

(5 * 3 = 15 (туг) – стоит книга)

– Но можно решить эту задачу иначе. Вы уже умеете умножать дробь на число. Умножьте 20 на .

– Обратите внимание, что ответ получился таким же, а действий – в два раза меньше.

– Рассмотрим еще одну задачу:

Зал занимает площади всей квартиры. Кухня занимает площади зала. Какую часть всей квартиры занимает кухня?

– Постройте в тетрадях прямоугольник 2 на 3 см. Пусть эта будет вся квартира. Известно, что зал занимает квартиры. На сколько частей надо разделить прямоугольник? (На три). Сколько таких частей необходимо закрасить? (Две).

– Сказано, что кухня занимает зала. Что необходимо сделать? (Две закрашенные клеточки – зал разделить еще на 4 равные части). Сколько частей нужно закрасить другим цветом? (Одну). Т. о, кухня занимает квартиры.

Умножьте теперь на :

* = .

Результат тот же самый.

В первой задачи мы нашли от 20, во второй задаче от . Такие задачи решаются нахождением дроби от числа.

Далее учащимся предлагается самим сформулировать правило нахождения дроби от числа.

Чтобы найти дробь от числа нужно умножить число на эту дробь.

Заранее подготовленный плакат с правилом вывешивается на доску.

На практике встречаются такие задачи, когда необходимо найти десятичную дробь от числа или несколько процентов от числа.

– Рассмотрим задачи № 472 и № 474 из учебника.

– Мы рассмотрели задачи и вывели правило.

Чтобы найти несколько процентов от числа, необходимо проценты перевести в десятичную дробь
и умножить полученную дробь на число.

V. Решение задач.

Цель: научить решать задачи

а) на непосредственное применение № 471 (а, в, д, и);
б) расширение круга решаемых задач № 475, № 479.

VI. Проверка усвоения алгоритма.

Цель: проверить усвоение алгоритма и умение решать задачи.

Вид проверки: дидактическая игра “Зажги салют” (Рисунок 1 – возможный вариант оформления “дерева” до игры; Рисунок 2 – возможный вариант оформления “дерева” после игры).

Рисунок 1.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 2.

– Поиграем. Каждый ряд – это 1 команда. Команда получает конверт, в котором находится 10 задач, а также звездочки, на которых с одной стороны написан вариант ответа, а с другой – буква. Задание: решить задачи и найти звездочку с правильным ответом (ответов больше, чем задач). Выбранную звездочку вешаете на “дерево” на тот номер под каким решали задачу. Если все задачи решите правильно, то на вашем дереве появится название нашей игры.

Задачи.

1. Поезд прошел 324 км. Горизонтальный участок составляет всего пути, подъем всего пути, а остальная часть пути имеет уклон. Сколько километров поезд прошел с уклона?

Ответы: 9 км – буква “З”; неверный ответ – 288 км – “Б”.

2. В магазин поступило 600 кг картофеля. До обеда продали 0,45 всего картофеля, а после обеда того, что до обеда. Сколько всего кг картофеля осталось после дневной продажи?

Ответы: 150 кг – “А”; 70 – “К”.

3. Турист за три дня прошел 36 км. В первый день он прошел 37,5% пути. Сколько километров пути прошел турист в первый день?

Ответы: 135 км – “Ж”; 1,35 – “М”.

4. Заготовлено 300 т топлива. В январе израсходовали 13,5% этого топлива, а в феврале – 19,5%.Сколько тонн топлива израсходовали за эти два месяца?

Ответ: 99 т – “Г”; 990 – “Я”.

5. Три тракториста вспахали 405 га земли. Первый тракторист вспахал , а второй – этой площади. Сколько гектаров земли вспахал третий тракторист?

Ответ: 45 га – “И”; 225 – “О”.

6. На складе 160 т квашеной капусты. В магазин вывезли этой капусты. Сколько тонн вывезли?

Ответ: 60 т – “С”; 426,6 – “У”.

7. За три дня было израсходовано 48 тыс. Руб. В первый день было израсходовано 12,5% этой суммы, а во второй – остатка. Сколько денег было израсходовано в третий день?

Ответ: 12 тыс. руб. – “А”; 30 тыс. руб. – “Р”.

8. За три дня собрано 532 кг семян деревьев. В первый день собрали этого количества. Сколько килограммов семян собрали в первый день?

Ответ: 266 кг – “Л”; 1064 – “Х”.

9. Сад занимает 80 га. Яблоки занимают 58,5% этой площади, а вишни 39%. На сколько гектаров площадь под вишнями меньше площади под яблонями?

Ответ: 15,6 га – “Ю”; 78 – “В”.

10. Машинистка перепечатала 20% всей рукописи. Сколько страниц осталось перепечатать, если во всей рукописи 350 стр.

Ответ: 280 стр. – “Т”; 70 – “Ф”.

VII. Подведение итогов.

Цель: повторить алгоритмы.

Вопросы:

  1. Как найти дробь от числа?
  2. Как найти десятичную дробь от числа?
  3. Как найти несколько процентов от числа?

VIII. Домашние задание.

№№ 471 (б, г, е, к), 507.