Цель: повышение познавательного интереса к предмету химии.
Оформление:
1. Плакат “Посвящение в химики”.
2. Периодическая таблица Д.И. Менделеева.
3. Трафареты химической посуды.
4. Формулы различных соединений.
5. Модели кристаллической решетки.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий 1: Дорогие ребята! Во все времена наука требовала к себе очень серьезного отношения, и ее друзьями становились те, кто проходил жесткие испытания. Поэтому я вас приглашаю их пройти.
Учащиеся проходят через темный коридор:
- “Пройти, пролезть через все преграды!” (пролезть под партой);
- “Попробуй и скажи! Что это?” (сделать по одному глотку растворов NaCI, C6H12O6);
- “Чтобы знания остались в голове” (прикоснуться головой к учебнику);
- “Святая вода” (побрызгать на учащихся водой).
Ведущий 2: Итак, ребята, вы прошли посвящение, т.е. путь темного коридора. Но вы еще должны дать клятву перед Д.И. Менделеевым, встав на одно колено.
Клятва юного химика (шуточная):
“ Я, Ф.И, вступая в ряды юных химиков, торжественно клянусь:
любить химию, слушать учителя и следовать его советам! Никогда не употреблять в пищу химические препараты, никогда не использовать свои знания по химии в плохих целях. А если я нарушу свою клятву, то пусть меня разъест серная кислота! Клянусь! -3р”.
Ведущий 1:
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там в космических глубинах,
Все: от песчинок малых до планет
Из элементов состоит единых!
Ведущий 2: Химия – это наука, умеющая творить чудеса. В этом чудесном определении химии, которое лишь по случайности не вошло в учебники, нужно усвоить, что химия – это наука. И как всякая наука требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.
Химия – это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.
Ведущий 1: Теперь ребята, когда вы дали клятву юного химика и узнали о химии, как науке, вам засветился первый луч света! Великие ученые дали нам возможность познать истину. О таком ученом мы с вами сегодня узнаем. А сейчас проведем викторину.
Викторина:
- Что видно, когда ничего не видно? (Туман)
- Один из важнейших элементов жизни. Он входит в состав крови и именно он определяет цвет крови, а также ее основное свойство – способность связывать и отдавать кислород. (Железо)
- Химический элемент 1 группы периодической системы Д.И. Менделеева: редкий элемент, в природе встречается почти всегда в чистом виде: в самородках, песках и т.д. Мягкий, по своим свойствам, применяется для изготовления ювелирных и технических изделий. О каком элементе идет речь? (Золото)
- Название элемента происходит от латинского слова “кальке”, которым обозначали не только известняк, мел, мрамор, но и др. минералы. (Кальций)
- Самый распространенный элемент на Земле. Он повсюду и везде. Даже в нашем организме в среднем содержится 70%. Роль его велика: окисляет, соединяет, участвует в процессах дыхания, поддерживает горение. (Кислород)
- Самостоятельный химический элемент, входит в состав графита (стержень в карандаше), алмаза, топлива, растительного и животного мира, газа выдыхаемого нами. (Углерод)
- Химический элемент – сосед натрия. (Калий)
- Какой элемент носит название части света? (Европий)
- Какой газ утверждает, что он не он? (Неон)
- Какой неметалл является лесом? (Бор)
На каждый правильный ответ участникам выдается жетон (красных-5, оранжевых-5).
Ведущий 2: Да вы молодцы! Хорошо знаете химические элементы, которые находятся в периодической системе, созданной Д.И.Менделеевым. А что мы о нем знаем? И о периодической системе? Слово предоставляется ученику 11 класса.
Доклад “Д.И. Менделеев. Его жизнь и творчество”.
Ведущий 1: Спасибо! Я, смотрю, уже второй лучик света засветился у нас празднике. А значит, вы готовы к серьезным испытаниям. Сейчас проведем игру. Прошу выйти ребят с красными жетонами – это первая команда, - с оранжевыми жетонами, - вторая команда. Назовите свои команды и ее девиз. А пока представляем вам жюри (Ф.И.О.), и хотим вам пожелать:
Пусть ваша совесть будет чиста
Как в этой колбе вода!
(Подносят жюри колбу с водой)
Приступаем к Великим Испытаниям:
- Сейчас Вас встретит Петя Верхоглядкин – ученик, который очень любит химию, но из-за своей невнимательности часто допускает ошибки. И он просит помочь ему перейти через реку по очень узкому мосту. Каждый шаг по этому мосту можно сделать, выполнив мини-задания (см. Приложение 1). (Мост нарисован на полу мелом, задания для команд расположены по краю моста, на листочках). Выполненные задания сдаются жюри.
- Пантомима: 1 - реакция выпадения в осадок, 2 - реакция с выделением газа (оценивается жюри).
- Химическая ходьба (на каждый шаг называются химические элементы, не повторяясь и не останавливаясь, по 2 человека от команды) – шаги подсчитывает жюри.
- Составьте химические слова из букв, имеющихся в слове “нейтрализация”. (Листок со словами сдается жюри).
Ведущий 2: Пока команды проходят первое испытание, блиц опрос для зрителей:
О, сколько знаешь ты воды
Во всех ее обличьях:
Вода – туман,
Вода – как льды
И как вода обычная.
Вопрос: О каких свойствах воды идет речь в этом стихотворении?
- Химический элемент, входящий в состав сложных веществ, применяемых в санобработках помещений, почв и т.д. (Хлор)
- Что обозначает химическая формула?
- Чем отличаются химические явления от физических?
- Что входит в состав атома?
- Ионная связь – это связь?
- Металл, обладающий бактерицидными свойствами? (Серебро)
- Элементарная частица, не имеющая заряда? (Нейтрон)
Ведущий 1: Пока ребята из команд составляют слова, мы с Вами проведем небольшой фокус (выполняет 11 класс). На доске записан заранее ряд элементов, 1-й ведущий показывает на элемент, 2-й ведущий – угадывает химический элемент, стоя спиной к доске. Помощник (один из зрителей) незаметно, естественно, показывает визуальный сигнал второму ведущему (золото – затылок, водород – волосы, литий – лоб, барий – бровь, гелий – глаз, натрий – нос, магний – мочка уха, висмут – висок, радий – рот, платина – подбородок, железо – живот, калий – кулак). 2-й ведущий в это время старается отвлечь внимание от помощника, призывая соблюдать полнейшую тишину для точного восприятия “телепатического” сигнала.
Ведущий 2: Сейчас жюри работает и подсчитывает очки. А мы посмотрим несколько химических тайн в исполнении 11 класса (проводятся опыты “Вулкан на столе”, “Облако из колбы”, “Горящая надпись”, “Фараоновы змеи”).
Ведущий 1: Спасибо за зрелищное представление! А теперь итоги испытаний, которые прошли наши команды, огласит жюри. Поздравляем команды! Победителям – орден Мага I степени, второй команде – знак Волшебника. На этом вечер посвященный “Юным химикам” заканчивается. Всем, большое спасибо! Отличной учебы, друзья! До свидания!