Цели и задачи урока:
- Расширять представления детей о многообразии музыкальных инструментов. Познакомить детей с новым музыкальным инструментом — скрипкой. Учить определять тембр музыкальных инструментов, подбирать их для оркестровки соответственно характеру музыкального произведения. Учить различать инструменты по группам: духовые, ударно-ритмические, струнные.
- Совершенствовать умение играть по одному и в оркестре, своевременно вступать и заканчивать партию, играть с динамическими оттенками. Поощрять творческую активность детей, умение применять полученные знания без помощи взрослых.
- Развивать желание играть на музыкальных инструментах, использовать разнообразные приемы игры на них.
- Совершенствовать речь детей, умение свободно и четко высказывать свои мысли, обогащать словарный запас.
- Обогащать знания детей о европейских странах.
Оборудование, материал:
скрипка, флейта; детские музыкальные инструменты (металлофоны, музыкальные треугольники, маракасы, кастаньеты, румба, бубны, гитары, органола, саксофон, барабан); теневой театр: экран, прожектор, лодка, арфа; иллюстрации; пособие к музыкально-дидактической игре; ТСО.
Предварительная работа:
Знакомство с произведениями: итальянская народная песня “Санта-Лючия”; испанский танец из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро”. Разучивание песни на немецкой языке “Веселые музыканты”. Знакомство с персонажами немецкой народной сказки “Пряничный домик”. Обучение детей приемам игры на различных музыкальных инструментах, знакомство с классификацией.
Разучивание элементов испанского танца. Знакомство с правилами игры “Найди свой инструмент”.
Ознакомление с тембрами музыкальных инструментов, совершенствование в умении узнавать их на слух.
Изготовление наглядных пособий и музыкальных инструментов из бросового материала.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети свободно входят в музыкальный зал, их приветствует музыкальный руководитель.
М.Р: - Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня у нас будет не обычное занятие, а занятие-путешествие по разным странам. А помогут нам в этом музыкальные инструменты и вот этот волшебный глобус. Итак, в путь!
Раскручивается глобус, дети закрывают глаза.
Звучит итальянская народная мелодия (фортепиано).
М.Р: - В какой стране мы оказались?
Дети: - Мы в Италии.
М.Р: Да, мы с вами в чудесном итальянском городе Венеция. Венеция почти совсем не имеет улиц. Она построена на островах, со всех сторон окруженных водой. Поэтому люди и передвигаются по городу с помощью длинных лодок, которые называются гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по воде, рождались песни лодочников. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе — мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой воля.
Дети смотрят теневое театрализованное действие.
М.Р: И вы, конечно же, узнали это произведение.
Дети: Это итальянская народная песня “Санта Лючия”.
М.Р.: А сейчас я предлагаю вам послушать это произведение в сопровождении еще одного музыкального инструмента (фортепиано, скрипка). Кому знаком этот инструмент? Как он называется?
Дети: Это скрипка.
М.Р.: Да, верно, это королева оркестра — скрипка. Самый распространенный струнный смычковый музыкальный инструмент. А какие стренные инструменты вы знаете?
Дети: Арфа, гитара, балалайка.
М.Р.: Правильно, молодцы. Обратите внимание — звук у скрипки появляется при движении смычка по струнам. Говорят, что скрипка поет. И правда, звучание ее похоже на трепетный человеческий голос. Корпус скрипки очень изящен: с плавными закруглениями, тонкой “талией”. Скрипки делали во многих странах, но лучшие скрипичные мастера жили в Италии. Известно, что они очень придирчиво выбирали материалы: ходили по лесу и среди множества деревьев, в первую очередь елей, выбирали “поющие”, то есть примечали, на какую ель чаще садятся птицы, потом прослушивали докторской трубкой, чтобы оценить певучесть. Спиливали дерево зимой, когда оно спит. И не валили, а бережно опускали на землю. Секрет изготовления хранили в тайне и передавали от отца к сыну. В оркестре скрипка главный инструмент.
А мы можем создать с вами свой маленький оркестр. Как вы думаете, с помощью каких инструментов можно передать нежный, плавный характер итальянской песни.
Оркестровка итальянской народной песни “Санта Лючия”.
(Детский оркестр + фортепиано, скрипка).
М.Р.: Хорошо, а теперь нам пора продолжить наше путешествие. Саша, крути глобус.
Звучит “Испанский танец” из балета П.И.Чайковского “Лебединое озеро” в грамзаписи.
М.Р.: Ребята, как вы думаете, где теперь мы оказались?
Дети: Мы в Испании.
М.Р.: А как вы догадались?
Дети: Нам подсказала музыка.
М.Р.: Какая она по характеру?
Дети: Испанская народная музыка зажигательная, яркая, темпераментная, ритмичная.
М.Р.: Совершенно верно. Скажите пожалуйста, с помощью каких инструментов можно передать характер испанской музыки?
Дети: Румба, кастаньеты, бубны, коробочки, маракасы.
М.Р.: Ребята, мы знаем, что существует много разных приемов игры на бубне, давайте вспомним и покажем их.
Дети демонстрируют различные техники игры на бубне.
М.Р.: Молодцы, вы вспомнили много разных приемов. Давайте теперь попробуем соединить движения зажигательного танца с игрой на музыкальных инструментах.
Танцевально-игровое музыцирование.
М.Р.: Ну что ж, нам пора прощаться с Испанией и отправляться дальше в путь. Лена, крути глобус.
Выходят персонажи немецкой сказки “Пряничный домик” Гензель и Гретель.
Гензель: Guten Tag, Kinder! Ich bin Hensel. Ans dem Marcheh. Hensel und Gretel.
М.Р.: Ребята? Вы узнали, кто это?
Дети: это персонажи из немецкой сказки. Мальчик Гензель и его сестра Гретель.
Гензель: Ребята! Гретель! Смотрите, что я нашел в лесу.
Показывает корзинку, в которой лежат духовые инструменты.
Гензель: Что это такое? Может это докторская трубка?
Дети: Нет, это музыкальный инструмент, называется он труба.
Гензель: (достает следующий) А это что? Тоже труба?
Дети: Нет, это горн.
Гензель: А как же на них играют?
Гретель: Ах, Гензель, неужели ты ни разу не видел?
Гензель: Не видел.
Гретель: А вот дети наверняка знают правила игры на духовом инструменте. Расскажите пожалуйста.
Дети: Сначала нужно бесшумно вдохнуть носом, как будто нюхает цветом. Спокойно и не очень быстро. А потом понемногу вдувать воздух ровной сильной струей.
Гензель: А стучать ими можно?
Дети: Нет, это ведь не ударные, а духовые музыкальные инструменты.
Гензель: Что-то я все равно не понял, куда здесь дуть.
Гретель: Подожди, я тебе покажу.
Звучит музыкальный отрывок (флейта).
М.Р.: Ребята, понравился вам “голос” флейты? Что он напоминает? Какой он по тембру?
Гензель: Мне тоже очень поправилось. А вы, ребята, умеете играть на духовых инструментах?
М.Р.: Давайте исполним для наших гостей песню.
Инсценировка песни на немецком языке “Веселые музыканты”.
Гензель и Гретель: Спасибо вам, ребята, нам пора, до скорой встречи!
Уходят.
М.Р.: Ну, а нам тоже пора возвращаться домой. Ваня, крути глобус. Вот мы и дома, в России. Послушайте русскую народную мелодию “А я по лугу” в исполнении оркестра народных инструментов и постарайтесь узнать, какие из них вам знакомы.
Звучит грамзапись р.н.м. “А я по лугу”.
Дети называют знакомые инструменты (аккордеон, колокольчики, коробочка, ложки, бубен, трещотки, бубенчики).
М.Р.: А сейчас я предлагаю поиграть вам в знакомую игру “Найди свой инструмент” Выбирайте инструменты (карточки).
Проводится игра “Найди свой инструмент”.
М.Р.: Вот и подошло наше занятие к концу. А что же вам больше всего понравилось? Где мм с вами сегодня побывали? Что нового узнали, что особенно запомнилось, где бы вы хотели побывать еще?