Хочу поделиться опытом проведения физкультминуток, которые так необходимы детям во время уроков, особенно, когда они учатся в первом классе.
В школе дети, кроме психологической, получают и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Но хорошие физкультминутки активизируют внимание детей, снимают психологическое и физическое напряжение, облегчают восприятие нового материала. Иногда одни и те же физкультминутки быстро надоедают, поэтому я собрала их из различной литературы, некоторые переделала, некоторые сочинила сама.
В физкультурную минутку я обычно включаю 3-5 упражнений (ходьба на месте, потягивание с подниманием руки вверх, приседание, наклоны и повороты туловища), каждое из которых повторяется 4-6 раз.
Дети с удовольствием подражают движением лягушат, зайцев, обезьян, медведей, бабочек и других животных. Например, на уроке сообщаю, что сегодня идем гулять в зоопарк. Или даже сегодня идем в лес на экскурсию. И под музыку дети подражают движениям животных. Веселые зайчата высоко скачут на двух ножках, маленькие журавли прыгают на одной ноге, потом на другой. Лягушата сжались в комочек, сидя на корточках, ладошки прижаты к полу, высоко подпрыгнули вверх. Красивые бабочки порхают. Неуклюжие медвежата, непоседливые обезьянки танцуют. При этом дети не только делают физкультминутки, подражая животным, но и незаметно для себя готовятся к урокам природоведения, т.е. знакомятся с повадками животных, различать птиц и зверей и др.
Некоторые физкультминутки помогают при изучении какой-либо темы. Например, на уроке математики при ознакомлении детей с понятиями “справа”, “слева” я провожу физкультминутку:
Это – правая рука,
Это – правая нога.
Это – левая рука,
Это – левая нога.
Если посчитать их – четверо ,
Вместе со мною – пятеро.
(Перевод с якутского.)
При счете предметов хороши такие физкультминутки:
Давай присядем столько раз,
Сколько подснежников у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
(Перевод с якутского.)
На уроках письма без физкультминуток для пальчиков не обойтись. При этом дети коллективно читают стихи и одновременно выполняют различные движения.
А на уроках чтения физкультминутки очень помогают при работе над звуками упражнения, которые сопровождаются произнесением определенных звуков, например:
Ветер сильно шумит: с-с-с
Деревья качает (…)
Дружно вытянули шеи,
И как гуси зашипели: ш-ш-ш
Пошипели, помолчали (…)
Волк воет: у-у-у
Собака рычит: р-р-р
На уроках чтения и письма провожу зарядку для глаз. При этом дети могут следить за движением руки учителя, пробежаться по контуру большого рисунка. Иногда просто закрыв глаза могут немножко “подремать”.
Детям очень нравятся танцевальные физкультминутки или ритмические упражнения, которые выполняются под музыку, например “Танец утят”.
Необходимы детям и оздоровительно-гигиенические физкультминутки. Их можно выполнять как стоя за партой, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, “поболтать” ногами.
Учащиеся 1-2 классов с радостью откликаются на такие физкультурные минутки, сопровождаемые эмоциональным чтением стихотворных текстов. И при этом важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты. И, стараюсь, чтобы такие физкультминутки не способствовали перевозбуждению нервной системы. Главное, физкультминутки выполняли свою оздоровительную функцию, т.е. помогли детям отдохнуть, снять напряжение усталость.
Использованная литература:
1. Харитонова Л.А., “Как лучше провести физкультминутку?”
Начальная школа № 12, 1994.
2. Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Савина М.И., “Подвижные
игры, упражнения”, Якутск, 1991.(Перевод стихотворений)
3. Шамаев Н.К. “Эдэр ыччаты эт-хаан сайдыытыгар сахалыы
ньымаларынан иитии”, Якутск, 1994.