Уровень цивилизованности и богатства государства будет определяться уровнем богатства и здоровья его граждан. (М.Е.Николаев)
Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного физического, душевного и социального благополучия.
По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение числа хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. Все это заставляет не только задуматься, но и бить тревогу, поскольку через школу проходит все население и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье детей и всего общества. Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экологическая ситуация являются главными причинами этого.
Ученые отмечают, что первый скачок в увеличении числа детей, страдающих хроническими заболеваниями, происходит в возрасте 7-10 лет. В этом возрасте они чаще подвержены болезням органов дыхания, расстройства обмена веществ, нарушению осанки.
На состояние здоровья ребенка влияют многие факторы. Вот некоторые из них: семейные условия жизни и воспитания, биологические факторы: наследственность, состояние здоровья матери во время беременности, чистота воздуха, воды, почвы и.т.д.
Состояние здоровья учащихся младших классов во многом зависит от уровня медицинского обслуживания: от того, как поставлено выявление предболезненного состояния или болезни на самых ранних стадиях, своевременное лечение, меры по предупреждению заболевания. Огромное значение имеет оздоровительная работа, целенаправленное физическое воспитание (вовлечение всех детей в лыжные прогулки, занятия бегом, туристические походы) закаливание, рациональное общественное питание школьников. Проблема воспитания здорового школьника — проблема общегосударственная, комплексная и наша задача выделить из нее конкретные вопросы, решение которых посильно учителю и в решении которых сам учитель кровно заинтересован. В этой связи уместно привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главная причина отставания в учебе — плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями матери, отца, врача и учителя”. Учителям начальной школы доверены дети того возраста, когда формируется гармонически развитая личность. Упущенное в дошкольном возрасте еще можно исправить в младших классах, но упущенное в начальной школе исправить труднее. Роль учителя здесь особенно велика. “Учитель многое может, и если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он осуществляет, дети вырастут такими, какими мы все хотим их видеть — хорошими, умными и здоровыми”. Так высоко оценивает роль учителя известный советский гигиенист профессор С.М.Громбах.
Что же конкретно может сделать учитель начальных классов? Во-первых, гигиенически правильно организовать сам педагогический процесс — это своевременная смена статического напряжения при письме и чтении — физкультпауза, активный отдых на переменах, отдых для глаз. Смена различных видов учебной деятельности школьников, её активизация, умелое использование наглядных средств обучения с учетом требований гигиены — все это способствует положительным эмоциям учащихся. Положительные эмоции облегчают усвоение материала, что в свою очередь уменьшает утомление, стимулирует высшую нервную деятельность ребенка, улучшает психологический климат в классе, предупреждает невротические реакции детей, особенно первоклассников в период их адаптации к школьной жизни. Меры эти непосредственно связаны с педагогическим мастерством учителя. Учитель, опираясь на свои знания в области психологии, медицины, гигиены, осуществляет индивидуальный подход к обучению и воспитанию детей, условия их быта, имея необходимые гигиенические знания, учитель может и должен быть основным “воспитателем здоровья” ребенка.
Во-вторых, учитель принимает посильное участие в обеспечении отвечающего гигиеническим требованиям естественного и искусственного освещения, температурного режима в классе и других факторов внешней среды.
В-третьих, зная индивидуальные особенности детей, постоянно общаясь с ними, учитель может своевременно обнаружить начальные признаки заболевания (вялость или повышенную возбудимость, изменение цвета лица, частый кашель, ухудшение слуха или зрения и.т.п.) и информировать об этом медицинского работника, что содействует раннему и более успешному лечению ребенка.
В-четвертых, учитель оказывает неоценимую помощь медицинским работникам в проведении медосмотров, профилактических мероприятий в контроле над лечением детей, страдающих хроническими заболеваниями и др.
В “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” сказано: “Необходимо, чтобы каждый школьник овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке”. Все учащиеся в соответствии с возрастом, с соблюдением норм и требований гигиены и охраны здоровья должны участвовать в уборке классов и кабинетов, следить за чистотой и благоустройством школьных дворов, спортивных площадок и т.д.” Участие детей в посильных работах по самообслуживанию важно и с воспитательной точки зрения, оно способствует формированию не только своего здоровья, но и здоровья друзей, класса и семьи.
Учащиеся значительную часть времени проводят дома и чтобы не возникло “воспитательных ножниц” между требованиями школы и семьи, необходим самый тесный контакт с семьей, гигиеническое воспитание родителей.
В 1997 году я начала учить второклассников. В классе было 16 школьников. Из них практически здоровых детей было всего только шесть. И когда они учились в начальных классах, часто болели, пропускали уроки. Из-за этого успеваемость в классе была 70-80%. После первого выпуска в 1999 г. приняла новых первоклассников. В первый класс поступило 13 детей и вместе с ними стали учиться трое учащихся, оставшихся на второй год обучения. По заключению осеннего медосмотра практически здоровых было восемь. Исходя из прошлого опыта с первых же дней учебы вместе с родителями составили план совместной работы по воспитанию здорового ребенка (см. приложение).
Во внеклассной работе даются полезные рекомендации родителям, как сделать воспитание здорового ребенка более радостным с помощью игр, упражнений и движений. Доказано, что подвижные игры и физические упражнения оказывают значительное влияние на нормальный рост и развитие ребенка, на развитие всех органов и тканей, а если эти занятия проводятся на свежем воздухе — то и закаливают организм. Правильно проводимые физические упражнения способствуют развитию таких положительных качеств, как самостоятельность и самообладание, внимание и умение сосредотачиваться, находчивость и мужество, выносливость и пр.
В классах можно показать и проводить совместно с родителями и учениками физические упражнения, подвижные игры, беседы о здоровье. Наукой доказано, что совместные занятия родителей с ребенком являются источником радости, обогащают и оздоравливают семейную жизнь.
Совместные занятия приносят следующие положительные результаты:
— пробуждают у родителей интерес к уровню “двигательной зрелости” детей и способствуют развитию у детей физических данных в соответствии с возрастом и способностями;
— углубляют взаимосвязь родителей и детей;
— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ученику, но и взрослому. Родители показывают то или иное упражнение и выполняют большинство из них вместе с ребенком;
— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое отец или мать посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Во время совместных занятий сами родители развиваются физически, становятся более сильными, ловкими и выносливыми. Такое использование свободного времени полезно для обеих сторон. Ребенок восхищается отцом: какой папа сильный, ловкий, быстрый! Подражает матери в грациозности и координации движений — например при выполнении упражнений, сопровождающихся пением и музыкой.
В сегодняшней круговерти дня это — минуты праздника, однако занятия должны быть не по-праздничному редкими и случайными, а регулярными и ежедневными. Только систематическая забота о здоровье детей может принести желаемые результаты.
В начальных классах можно проводить такие совместные занятия, чтобы родители могли эти же занятия использовать дома, во дворе, на отдыхе, укрепляя здоровье детей. В школе нужно пропагандировать жизненную необходимость регулярных занятий оздоровительным бегом и ходьбой и другими доступными упражнениями, важность соблюдения разумного режима труда и отдыха и рационального питания, личной гигиены и закаливания, физического воспитания и оздоровления детей и подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЛАН РАБОТЫ
№ | Темы мероприятий | Срок | Ответственные |
1 класс |
|||
1 | а) “Как питаться, чтобы быть здоровым”
— беседа. б) спортивные игры |
I четв. | Медсестра Вожатые |
2 | а) гигиена приготовления домашних
заданий — беседа б) подвижные игры |
II четв. | Учитель Родком |
3 | а) утренняя гимнастика б) “Мама, папа, я – спортивная семья” |
III четв.
|
Учитель Родком |
4 | а) научите ребенка отдыхать – беседа б) подвижные игры на свежем воздухе |
IV четв. | Учитель Вожатые |
2 класс |
|||
1 | а) “Растите стройными” - беседа б) “Веселые старты” |
I четв. | Учитель Родком |
2 | а) “Беречь глаз – как алмаз” - беседа б) малоподвижные игры |
II четв. | Учитель Родком |
3 | а) “Враг номер один” - беседа б) подвижные игры |
III четв. | Родитель Вожатый |
4 | а) режим дня – беседа б) турпоход |
IV четв. | Учитель Родители |
3 класс |
|||
1 | а) “Как преодолеть двигательный голод”
- беседа б) подвижные игры на воздухе |
I четв. | Родком Родком |
2 | а) “Что мы знаем о гриппе” - беседа б) малоподвижные игры |
II четв. | Родитель Родитель |
3 | а) “Чистота – залог здоровья” - беседа б) эстафета |
III четв. | Медсестра Родитель |
4 | а) “Не бояться простуды” - беседа б) утренняя гимнастика |
IV четв. | Учитель Родитель |
4 класс |
|||
1 | а) “Чтобы зубы не болели” - беседа б) эстафета |
I четв. | Родитель Вожатые |
2 | а) “Первая помощь” - беседа б) “Мама, папа, я – спортивная семья” |
II четв. | Медсестра Учитель |
3 | а) утренняя гимнастика б) спортивное соревнование |
III четв. | Родитель Вожатые |
4 | а) “Если ребенок не здоров” - беседа б) эстафета |
IV четв. | Учитель родком |
МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Стул есть, да никак не сесть.
Пять стульев сдвигаются в круг, плотно друг к другу, спинками внутрь. Перед стульями становятся 6 человек. Они поворачиваются в одну сторону и по команде руководителя начинают маршировать вокруг стульев. Внезапно руководитель дает свисток. Все играющие должны быстро занять места. Так как стульев всего пять, а играющих шесть, один из них остается без места и выбывает из игры. Одновременно выставляется из круга один стул и игра продолжается. После каждого сигнала число играющих уменьшается. Когда остаются два игрока и один стул, проводится заключительный этап игры. выигрывает тот, кто займет этот стул.
Две из трех.
На полу ставят три кегли. Двое играющих пляшут вокруг них, держа руки на бедрах или за спиной. По команде “Стоп!” каждый старается схватить две кегли. тот, кому достанется одна, проигрывает.
Пропавшая табуретка.
На расстоянии 2-3 метра одна от другой ставят две табуретки. На них садятся играющие с завязанными глазами. По команде руководителя они встают, делают вперед 6-8 шагов. После этого каждый должен сделать три полных оборота на месте и вернуться к своей табуретке.
Выполнить это задание непросто. Очень часто играющие теряют направление и, возвращаясь, идут совсем не в ту сторону, откуда пришли.