Занятие по формированию элементарных математических представлений у детей 5–6 лет с ЗПР

Разделы: Математика, Работа с дошкольниками


Группа коррекционно-развивающего обучения

Тема: Образование числа 5

Цели:

  • Познакомить детей с образованием числа пять, местом в числовом ряду, с цифрой 5.
  • Сформировать представления об упорядочивании по признаку количества в прямом и обратном порядке (подготовка к пониманию принципа построения натурального ряда). Развивать навыки счета и отсчета предметов до 5.
  • Упражнять в последовательном изображении элементов цифры, укреплять мышцы пальцев.
  • Научить согласованию числительные с существительными в ряде числе, падеже.

Оборудование:

  • Демонстрационный материал: фигурки диких животных (белочки и зайчики), карточки с разным количеством предметов (от 1 до 5), большое изображение цифры 5, цифры от 1 до 5, наложенное изображение цифр от 1 до 4 “чудесный мешочек” (мелкие предметы до 5).
  • Раздаточные материалы: 5 шишек, 5 морковок, карточка с двумя полосками, точечное изображение цифры 5 на листе бумаги, пластилин.

Ход занятия

Дети входят в группу.

Не боимся мы метелей.
На лошадку быстро сели.
Но, лошадка, поскорей
В зимний лес вези детей.

Дети галопом (“на лошадке”) подбегают к “сугробам” из белой ткани.

— Вот мы с вами и в зимнем лесу. Снег падал, падал и вот какие сугробы в лесу.

— Кого мы встретили в лесу?

На низком сугробе появляются 3 зайчика, на высоком — 4 белочки.

— Сколько в лесу белочек? Сколько в лесу зайчиков? (Белочек больше, чем зайчиков). Кого меньше зайчиков или белочек? (Зайчиков меньше, чем белочек). Да, ребятишки, зайчиков меньше, а белочек больше.

— Какое число меньше 3 или 4? (Число 3 меньше, чем 4). Какое число больше 4 или 3? (Число 4 больше, чем число 3). Да, дети, 4 больше чем 3, а 3 меньше, чем 4!

— Что надо сделать, чтобы зайчиков и белочек стало поровну? (Надо добавить еще одного зайчика. Будет поровну: 4 и 4. Или убрать одну белочку. Их будет 3 и зайчиков 3).

Пока дети решают добавить белочку или убрать зайчика, за сугробом появляется кто-то.

— Ой, дети, кто это еще к нам пришел? Дети видят за сугробом еще одного зайчика. Он прыгает к зайчикам на нижний сугроб. Сколько стало зайчиков? Как получилось 4 зайчика? Сколько теперь белочек и зайчиков? (Белочек 4 и зайчиков 4. Белочек и зайчиков поровну).

— Ребятишки, послушайте, за сугробом еще кто-то. Посмотрите кто там?.. Еще один зайка… Замер, бедняжка. Иди к нам.

Зайчик прыгает к остальным.

— Больше зайчиков стало или меньше? Сколько их стало? Посчитаем зайцев: 1, 2, 3, 4, 5. Всего пять зайцев. (Выделить интонацией числительное и сделать обобщающий жест).

— Считаем еще раз, сколько стало зайчиков.

— Сравните сколько в лесу зайцев и белок. Кого меньше, белочек или зайчиков. Белочек меньше, чем зайчиков. На сколько белочек меньше, чем зайчиков? (Белочек меньше, чем зайчиков на одну).

— Кого больше, зайчиков или белочек? (Зайчиков больше, чем белочек). На сколько зайчиков больше, чем белочек? (Зайчиков больше, чем белочек на одного).

— Подумайте, как сделать, чтобы белочек и зайчиков стало поровну?

— Посмотрите, кто сидит на еловой ветке? Дети находят в ветвях белочку и ставят к другим на верхний сугроб.

— Сколько стало белочек? Как получилось пять белочек? (К четырем добавили еще одну).

— Поровну теперь стало белочек и зайчиков? По сколько их?

— Ап! Белочка прыгнула на ветку. (Дети пересчитывают игрушки).

Белочка возвращается обратно, затем зайка прыгает за сугроб. Каждый раз кто-то из детей выясняет, как было получено то или иное число, каких животных больше (меньше), какое число больше (меньше).

Работа с раздаточным материалом.

— Что белочки и зайчики могут рассказать? Как им живется в лесу зимой? (Белочка делает запасы, зайчики нет. В лесу холодно и мало еды). Чем мы можем им помочь? (Дети решают накормить животных).

— Что любят белки? (Шишки). Что любят зайцы? (Морковку). Посмотрите, что лежит в корзинках. (У каждого ребенка в корзинке 5 шишек, 4 морковки).

— Сосчитайте шишки, морковки. Положите их так, чтобы наверху было меньше, чем внизу. Что на верхней полоске? Что на нижней полоске? Чего меньше морковок или шишек? (Морковок меньше шишек). На сколько морковок меньше, чем шишек? (Морковок на одну меньше, чем шишек). Чего больше шишек или морковок? (Шишек больше, чем морковок). На сколько шишек больше, чем морковок? (Шишек на одну больше, чем морковок). Хватит угощения зверушкам? Что надо сделать? (Дети выясняют, что шишек хватит, а морковок — нет. Надо добавить еще одну морковку). Добавляют, проверяют и угощают белочек и зайчиков.

— Сосчитайте пальцы на левой и правой руке.

Поскольку пальцев на каждой руке? Покажите один палец, два пальца, три пальца, четыре пальца, пять пальцев.

Динамическая пауза.

Три медведя шли домой. (Дети шагают на месте вперевалку).

Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).

Мама с ним поменьше ростом. (Руки на уровне груди).

А сынок — малютка просто. (Присесть).

Очень маленький он был. (Присев, качаться по-медвежьи)

С погремушками ходил. (Встать, руки вперед перед грудью …..)

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Имитация игры с погремушками).

Как хорошо уметь считать!
Можно все пересчитать!
Сколько в комнате углов?
Сколько ног у воробьев?
Сколько пальцев на руке?
Сколько пальцев на ноге?

Счет звуков и предметов на ощупь.

Поставьте картинки так, чтоб на первой был один предмет, а дальше их количество увеличивалось на один. (См. рисунки).

img3.jpg (45660 bytes) img4.jpg (52239 bytes)
i

— Что нарисовано на первой картинке?

— На второй?

— На третьей?

— На пятой?

Счет обратный: пять, четыре, три, два, один.

Коррекция зрительного восприятия: узнавание наложенных изображений цифр.

Дети показывают цифры 1, 2, 3, 4 и берут карточки с соответствующей цифрой (от 1 до 4).

К каждой картинке предыдущего задания подберите цифру. Выполнили задание? (Нет). Почему? (Не хватает одной цифры). Какой? (Цифры пять). Кто знает такую цифру? (Дети подбирают цифру к картинке с пятью зайчатами).

Обследование большой цифры пять и “обводка” пальцем по контурам.

Ну а вот пошла плясать

На бумаге цифра 5.

Руку вправо потянула,

Ногу круто изогнула.

Последовательное выделение элементов буквы: палочка, полукруг, хвостик.

Письмо цифры в воздухе.

Обводка цифры пять по точкам.

Выкладывание цифры 5 из пластилина.

Итог занятия.