Цели урока:
- Проверка и систематизация знаний учащихся по данной теме.
- Развитие мыслительной деятельности при выполнении практической работы.
- Развитие творческих способностей, логического мышления учащихся.
Оборудование: мультимедийный проектор, магнитная доска, раздаточный материал, демонстрационный материал для творческой работы № 1.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
II. Объявление темы и цели урока.
III. Проверка знаний.
Для проверки теоретических знаний учащихся проводится математический диктант (каждому ученику раздается сетка кроссвордов).
По горизонтали:
- Четырехугольник, у которого противолежащие стороны параллельны;
- Четырехугольник, у которого только две противолежащие стороны параллельны;
- Параллелограмм, у которого все углы прямые;
- Точки, из которых выходят стороны четырехугольников;
По вертикали:
- Сумма длин всех сторон;
- Отрезок, соединяющий противолежащие стороны четырехугольника;
- Прямоугольник, у которого все стороны равны;
- Параллелограмм, у которого все стороны равны;
- Отрезок, соединяющий соседние вершины.
Проверка выполняется c помощью мультимедийного проектора.
IV. Самостоятельная работа по карточкам.
Для закрепления формул площади выполнить задания, подготовленные на карточках:
Ко всем четырехугольникам подберите формулы для вычисления их площади:
Четырехугольники |
Формулы для вычисления площади |
Квадрат Прямоугольник Ромб Параллелограмм Трапеция |
а)
б) S = aІ
в)
г) S = ab sin?
д) S = ah
е)
ж)
з)
и)
к) S=(ср.л.)h
Для выполнения проверки учащиеся обмениваются карточками. В это время на экране высвечивается таблица правильных ответов, по числу которых и выставляется оценка.
Карточки сдаются учителю.
V. Творческая работа.
Для отработки практических навыков использования формул проводится творческая работа № 1.
На парту раскладывается набор равнобедренных прямоугольных треугольников, которые равны между собой. Боковая сторона равнобедренного треугольника равна 4 см (30 треугольников).
Задание. Из этих треугольников составить: квадрат с площадью 16 кв.см, ромб – с площадью 32 кв.см, прямоугольник – с площадью 32 кв.см, квадрат – с площадью 64 кв.см, параллелограмм – с площадью 48 кв.см, трапецию – с площадью 48 кв.см.
На развороте магнитной доски ученики по очереди выполняют пункты творческого задания, используя демонстрационный материал. Учитель проверяет правильность задания и демонстрирует его учащимся.
1) Квадрат
Рисунок 2
S = aІ
S = 4І = 16(см2)
2) Ромб
Рисунок 3
а) или , где
б)
3) Прямоугольник
Рисунок 4
S = 4 х 8 = 32(см2)
4) Квадрат
Рисунок 5
S = 8 х 8 = 64(см2)
5) Трапеция
Рисунок 6
6) Параллелограмм
Рисунок 7
S = ah
S = 4 х 12 = 48(см2)
Учащиеся могут предложить другие варианты решения творческого задания.
VI. Итог урока.