Цель игры: предупреждение и коррекция так называемых “школьных” заболеваний и функциональных нарушений со стороны опорно-двигательного аппарата, нервной и иммунной системы, зрительного анализатора, воспитание потребности беречь и укреплять свое здоровье.
Задачи:
- Снятие физического и психического утомления.
- Формирование навыка диафрагмально-релаксационного дыхания.
- Профилактика и коррекция нарушений осанки и плоскостопия.
- Предупреждение близорукости.
- Обучение элементам точечного массажа и самомассажа.
- Развитие мелкой моторики.
- Формирование правильной речи у детей.
- Тренировка внимания, памяти, наблюдательности.
Дорогие ребята и уважаемые взрослые!
В игру “Физкульт-лото” можно играть дома – всей семьей, в детском саду, в школе – в группе продленного дня, на занятиях физкультурой (специальная группа), на занятиях ЛФК.
Правила игры.
В игре могут участвовать от двух до двадцати четырех человек, то есть группа или весь класс. Участников можно разделить на 3 или 4 команды и провести соревнование.
Между участниками игры распределяются карточки-лото по одной или несколько.
Ведущий (учитель, воспитатель) или все участники игры по очереди достают из мешочка по одному жетону с номером, соответствующим номеру упражнения или задания.
Все у кого данная цифра есть на карточках, закрывают ее пустым жетоном.
Задания выполняются всеми участниками игры.
Участник игры, закрывший всю карточку первым, является победителем и получает главный приз – “Букет здоровья”.
Занявшие второе, третье и т.д. места награждаются “Цветком здоровья”.
Игра заканчивается, когда все цифры на карточках будут закрыты и все задания выполнены. Таким образом, в игре нет проигравших.
Комплект игры:
Карточки лото – 24 штуки, размер 15х10 см.
10 | 6 | 3 | 9 | 5 | 8 | 9 | 4 | 2 | ||||||||
5 | 4 | 2 | 10 | 10 | 5 | |||||||||||
3 | 7 | 2 | 8 | 4 | 6 | 8 | 1 | 9 | ||||||||
9 | 6 | 3 | 10 | 2 | 7 | |||||||||||
5 | 1 | 3 | 4 | 2 | 9 | 7 | 10 | 1 | ||||||||
4 | 8 | 8 | 7 | 3 | 6 | |||||||||||
6 | 3 | 1 | 10 | 9 | 4 | 5 | 8 | 9 | ||||||||
2 | 8 | 6 | 1 | 2 | 4 | |||||||||||
10 | 3 | 7 | 7 | 5 | 8 | 4 | 7 | 10 | ||||||||
1 | 6 | 10 | 1 | 3 | 5 | |||||||||||
3 | 5 | 10 | 9 | 4 | 5 | 2 | 9 | 3 | ||||||||
1 | 8 | 8 | 2 | 7 | 4 | |||||||||||
9 | 6 | 4 | 4 | 6 | 9 | 6 | 1 | 8 | ||||||||
1 | 7 | 3 | 7 | 2 | 5 | |||||||||||
2 | 5 | 1 | 6 | 8 | 10 | 2 | 7 | 5 | ||||||||
7 | 9 | 1 | 3 | 6 | 10 |
Жетоны с цифрами от 1 до 10 (диаметр 5см, одного цвета).
Жетоны без цифр – 120 штук (диаметр 3 см, разноцветные, по 5 на каждую карточку).
Призы:
- “Цветок здоровья”, состоящий из 5 лепестков – 2-23 штуки.
- “Букет здоровья” – состоящий из трех цветков, с надписью: “Здоровье всему голова” – 1-5 штук.
Карточки с упражнениями и заданиями – 10 штук.
Упражнения на расслабление
.1. Для рук.
Поднять одну руку вперед и дать ей свободно упасть (как плеть), затем другую.
Поднять руки в стороны, уронить их до раскачивания.
Поднять руки вверх, уронить их с последующим раскачиванием.
Туловище расслабить и раскачивать вокруг него руки, начиная движение плечом вперед и назад (руки расслаблены как “плети”.)
2. Для ног.
Стоя на одной ноге, движением бедра другою ногу расслабленно раскачивать назад и вперед.
Поднять ногу вперед, придерживать бедро руками, а затем дать упасть ноге.
3. Для шеи.
“Уронить” (расслабленно наклонить вперед) голову, затем назад в одну и другую сторону, слегка сгибая ноги.
4. Для спины.
И.П.– стойка ноги врозь, туловище немного наклонено вперед, руки свисают “уронить” (наклон вперед) туловище, не напрягая рук и не препятствуя свободному движению их назад. При обратном движением рук вперед туловище выпрямить, не сгибая ног.
И.П.– сед с прямыми ногами, руки за голову, локти развернуть назад как можно дальше, спина выпрямлена, грудь развернуть. “Уронить” вперед голову, плечи, локти, туловище.
5. Для всего тела.
И.П.– стойка ноги врозь, руки свободно. “Уронить” туловище вперед и выполнить круговые движения расслабленно при некотором сгибанием колен.
И.П.– стойка руки вверх, ладонями вперед. “Уронить” кисти, затем согнуть руки в локтях “уронить” и руки, затем “уронить” туловище, сгибая колени.
6. Диафрагмально-релаксационное дыхание.
Выполняется сидя или лежа. Вдох короткий, носом (на счет 1-2 “нюхаем цветочки”), живот надуть как воздушный шарик. Выдох в 2 раза длиннее вдоха, ртом, губы “трубочкой” (на счет 3-4-5-6, “дуем на цветочки”), живот втягивается. Расслабиться. Дышать легко без напряжения.
Комплекс упражнений при нарушениях осанки.
1. “Ракета”
И.П.– стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. На вдохе поднять плечи вверх (“набираем горючее”). Отвести плечи назад, лопатки соединить (“расправить крылья) – задержать дыхания.
На выходе опустить плечи, ладони параллельны полу, тянутся вниз, всем телом тянутся вверх – (“взлет”) вытягиваем позвоночник.
Расслабиться – (“прилетели”). Повторить.
2. Упражнения для мышц брюшного пресса.
И.П. лежа на спине.
Поочередное поднимание прямых ног вверх.
Одновременное поднимание прямых ног вверх.
“Ножницы” горизонтальные.
Поочередное подтягивание коленей к животу.
“Ножницы” вертикальные. *“Велосипед” (начинаем делать в потолок, затем постепенно опускаем ноги ближе к полу).
Переход из положения лежа на спине в положение сидя и обратно с различным положением рук (вперед, к плечам – в “крылышки”, в стороны, вверх).
3. Упражнения для укрепления мышц спины.
И.П. лежа на животе.
Поднимание прямых рук, приподнимая верхнюю часть туловища.
Поочередное поднимание прямых ног назад.
Одновременное поднимание прямых ног назад.
“Лодочка”– одновременное поднимание прямых ног и рук.
“Крылышки”– приподнимая верхнюю половину туловища, большие пальцы кистей прижать к плечам, локти прижать к туловищу, лопатки свести как можно ближе к позвоночнику.
Руки за голову “в замок”, лопатки соединить, поднимая верхнюю часть туловища, прогнуться.
“Кошечка” встать на четвереньки, прогнуть и выгнуть спину – “кошечка добрая и сердитая”.
Каждое упражнение повторяется от 3-4 до 6-8 раз в зависимости от возраста и тренированности детей.
Упражнения “лодочка”, “крылышки”, “велосипед” выполняются от 30сек., постепенно увеличивая время до 1-3 минут.
В конце комплекса выполнить диафрагмально-релаксационное дыхание.
3. Комплекс упражнений для стоп.
1.Ходьба на носках.
2.Ходьба на пятках.
3.Ходьба на наружном своде стопы.
4.Ходьба на носках в полуприседе.
5.Стоя поднимание на носках вместе и попеременно.
6.Стоя перекат с пятки на носок и обратно.
7.Стоя на наружном крае стопы сжать и расслабить пальцы ног.
8.Стоя поднимание пальцами ног мелких предметов (карандаш, шарик, платочек) и их перекладывание.
9.Сидя поднимание пятки одной ноги и носка другой.
10.Сидя тыльное сгибание стоп вместе и попеременно.
11.Лежа, ноги согнуты, бедра разведены, стопы касаются подошвами друг друга. Отведение и приведение стоп в области пяток с упором на переднюю часть стопы.
12.Лежа, круговое движение стоп к себе и от себя.
13.Лежа, скольжение стопой одной ноги по голени другой и наоборот.
14.Лежа, писание в воздухе букв, движения выполнять в голеностопном суставе.
15.Лежа, поднимание и оттягивание носков.
16.Лежа на животе, плавание– “кроль” ногами.
Упражнения выполнять по 8-10 раз, весь комплекс или выборочно.
4. Фонетическая зарядка (скороговорки).
1.От топота копыт пыль по полю летит.
2.Ткет ткач ткани на платки Тане.
3.На горе Арарат растет крупный виноград.
4.Саша шапкой шишку сшиб.
5.Сыворотка из-под простокваши.
6.Сеня вез воз сена. Воз сена вез Сеня.
7.Водовоз вез воду от водопровода.
8.Съел Слава сало, да сала было мало.
9.Прибыл Клим из Клина в Крым.
10.У четырех черепах по четыре черепашонка.
11.Морская волна сильна и вольна.
12.Баран Буян залез в бурьян.
13.Оса боса и без пояса.
14.Уежа и елки иголки колки.
15.Наш Полкан попал в капкан.
16.Проворонила ворона вороненка.
17.На возу лоза, у воза коза.
18.Сух сук нес барсук.
19.Жутко жуку жить на суку.
20.Купили Валерику и Вареньке варежки и валенки.
5. Массаж пальцев и ладоней.
Тщательно массировать все пальцы, начиная с мизинца. Движениями от ногтевой фаланги к ладони, по тыльной, ладонной и боковым сторонам. Старайтесь уделить внимание каждому суставчику. Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами.
Мизинец с сердцем, безымянный с печенью, средний с кишечником и позвоночником, указательный с желудком, большой с головным мозгом.
Массаж пальцев можно делать с помощью кольцевого спирального массажера, массаж ладоней – “колючим” массажным мячом.
6. Комплекс общеразвивающих упражнений.
Ходьба на месте с высоким подниманием колена. Дыхание произвольное.
Ноги на ширине ступни, руки опущены. Наклонить голову вперед, коснуться подбородком груди. Затем наклонить голову к правому и к левому плечу. Дыхание равномерное.
Ноги на ширине ступни, руки в стороны. Круговые движения прямыми руками в одну, а затем в другую сторону. Дыхание произвольное.
Ноги вместе, руки опущены. Поочередно тянуться вверх “за пятерками” то одной, то другой рукой. Дыхание произвольное.
Руки согнуты в локтях, прижаты друг к другу перед грудью. С силой разводить руки в стороны, лопатки соединить, вдох. В и.п. – выдох.
Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Повороты туловища с отведением вытянутой руки в сторону, вдох. В и.п. – выдох.
Ноги шире плеч, руки опущены. Наклоняясь вправо, правой рукой скользить вниз, левой – к подмышке, вдох. Выпрямляясь, выдох. Повторить в другую сторону.
Ноги вместе, руки на поясе. Приседая на носках и разводя колени в стороны, выдох. Выпрямляясь в и.п. – выдох.
Ноги шире плеч, руки опущены. Наклоняясь вперед скользить по ногам вниз, выдох, выпрямляясь, – выдох.
Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Поднять руки вверх в стороны, правую ногу назад, выдох. Вернуться в и.п. – выдох. Повторить другой ногой.
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднять руки в стороны, вперед, к плечам, вверх, опять к плечам, вперед,. В стороны,. Вниз. Дыхание произвольное.
Ноги вместе, руки согнуты в локтях. Бег на месте 15-30 сек. переход на ходьбу, постепенно замедляя шаг.
Каждое упражнение повторять по 6-10 раз. Комплекс можно выполнить выборочно.
7. Гимнастика для глаз.
Посмотреть вверх, затем вниз, Фиксируя взгляд в крайних положениях потолок – пол.
Посмотреть вправо, затем влево.
Взгляд в правый верхний угол, затем в левый нижний, затем в правый нижний и потом в левый верхний.
Быстро и легко поморгать глазами, “как мотылек”.
Взгляд в левый верхний угол. Затем в правый нижний, в левый нижний и потом в правый верхний угол.
Круговые вращения глазами сначала в одну, а затем в другую сторону.
С усилием зажмурить глаза, открыть, легко поморгать.
Посмотреть вдаль, затем на переносицу, снова вдаль и опять на переносицу.
Посмотреть на указательный палец вытянутой вперед руки. Приблизить палец к носу, посмотреть на нос.
Выполнить глазами “цветок” из горизонтальных и вертикальных восьмерок.
“Циферблат” – движения глазами по часовой стрелке от центра к каждой цифре воображаемого циферблата и обратно.
Движения глазами по спирали сверху вниз и обратно, затем справа налево и слева направо.
Выполнить движением глаз “арки-дуги” верхнюю, нижнюю, правую, левую.
“Пальминг”. Растереть ладони, глаза прикрыть. Ладони наложить на глаза, так чтобы центр ладони совпал со зрачком. Выполнять в течение 1-3 минут.
Каждое упражнение повторять по 6 раз в каждую сторону. Упражнения можно выполнять с открытыми и закрытыми глазами.
8. Массаж для профилактики близорукости.
Точка 1 – на внутренней поверхности предплечья на расстоянии трех пальцев выше складки запястья.
Точка 2 – на задней поверхности шеи между мышцами и затылочной костью.
Точка 3 – на расстоянии 0,3 см от внутреннего угла глаза.
Точка 4 – на нижнем крае глаза, на уровне зрачка.
Точка 5 – на расстоянии 0,5 см от наружного угла глаза.
Точка 6 – на расстоянии 0,5 см от наружного конца брови, в углублении.
Точки массировать кончиками указательных и больших пальцев. Движения пальцев вращательные или слегка вибрирующие. Давление должно быть умеренным, с легким нарастанием и последующим ослаблением.
Точки 1 и 2 массировать по 2-3 минуты, точки 3,4,5,6 по 1 минуте.
подушечками указательного, среднего и безымянного пальцев поочередно легко-легко постучать по закрытым векам (“пальцевый душ”).
Погладить глаза руками, одновременно похвалив их: “Глазки мои зоркие”, (красивые, добрые, ласковые и т.д.)
9. Массаж ушных раковин.
Подушечками указательных пальцев обеих рук массировать ямки ушей 9 раз в одну сторону и 9 раз в другую сторону.
“Вилкой” из указательного и среднего пальцев обеих рук хорошо растереть перед и за ушами.
Тщательно размять мочки ушей большими и указательными пальцами, а затем хорошо растереть края ушных раковин с низу до верху.
Указательными пальцами растереть верхние лабиринты ушей.
Указательными пальцами вибрирующим движением массировать слуховые проходы.
Указательным и большим пальцами растереть внутреннюю поверхность ушных раковин ниже слухового прохода.
Потянуть за ухо вниз, затем вверх и несколько раз закрыть раковиной уха слуховой проход (“завернуть уши трубочкой”).
Всей ладонью возвратно-поступательным движением вверх и вниз растереть ушные раковины.
Пальчиковая гимнастика.
Пятый палец – крепко спал.
Четвертый палец – лишь дремал.
Третий палец – засыпал.
Второй палец – все зевал.
Первый палец бодро встал,
На зарядку всех поднял.Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца, затем большим пальцем касаться всех остальных “будить на зарядку”. После этого сделать зарядку – 5 раз разжать и сжать кулачок.
Большой палец – танцевал.
Указательный – скакал,
Средний палец – приседал,
Безымянный все кружился,
А мизинчик – веселился.Пальцы сжаты в кулак. Поочередно разгибать их, начиная с большого. Затем повороты кисти вправо-влево 5 раз.
Пальчики здороваются.
Здравствуй, младший мой братишка,
Здравствуй, братик шалунишка,
Здравствуй, средний братец мой,
Здравствуй, мой братец мой второй.Большой палец прикасается к мизинцу, безымянному, среднему, указательному.
“Веер”.
Ладони перед собой, пальцы прижаты (“веер закрыт”). Широко расставлять и прижимать пальцы друг к другу (открываем и закрываем веер). Затем помахать кистями на себя и от себя 6-8 раз.
“Зайка”.
Средний и указательный пальцы выпрямлены (“Ушки подняты”).
Большой, безымянный и мизинец – соединены “зайка шевелит ушками” – развести пальцы в стороны, соединить, сгибать и разгибать пальцы одновременно и поочередно.
“Павлин”.
2-5 пальцы левой руки присоединить к большому. Ладонь правой руки с раскрытыми пальцами приставить к тыльной поверхности левой руки (“хвост павлина”). Соединить и расставлять пальцы, (“павлин раскрывает и закрывает хвост”).
“Теремок”.
На поляне теремок (сложить ладони “домиком”),
Дверь закрыта на замок (сомкнуть пальцы в “замок”),
Из трубы идет дымок (сделать “колечки” из пальцев),Вокруг терема забор (руки перед собой пальцы растопырить),
Чтобы не забрался вор (щелчки пальцами),
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук (кулачком постучать по ладони)
Открывайте, я ваш друг (широко развести руки в стороны, затем ладони сомкнуть одну поперек другой).
“Бабочка”.
Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы. А большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения – “крылья бабочки”, сначала одной, потом другой рукой.
“Цветок”.
Руки согнуты перед грудью, кисти сжаты в кулаки и прижаты друг к другу (“бутон”). Очень медленно и попарно разгибать и отводить пальцы, сначала большие, затем указательные (“лепестки цветка”) и т.д. потом, прижав локти друг к другу, развести обе ладони в стороны (“цветок раскрылся”). Таким же образом очень медленно и плавно “цветок закрывается”. Произносить: “Утро – цветок раскрылся, вечер – цветок закрывается”.
“Глазки”.
Локти согнуты, ладони от себя, пальцы сжаты в кулак, глаза закрыты. С напряжением выпрямить пальцы и развести их как можно шире, открыть глаза. Пальцы сжать в кулак, закрыть глаза. Упражнение выполнять по очереди то правой, то левой рукой, затем одновременно двумя руками.
Всё для игры ребята могут сделать своими руками из картона.