Цветные впечатления детства

Разделы: Работа с дошкольниками


“Каждый ребенок – художник. Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.

Пабло Пикассо

Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Живу и работаю я на Крайнем Севере, где природа не балует изобилием красок. Большее время года преобладают бело-серые тона. И за короткое полярное лето ни дети, ни взрослые не успевают насладиться яркостью и разнообразием красок.

Все мы хотим, чтобы ребенок, подрастая и развиваясь, учился видеть окружающую жизнь во всем ее многообразии.

Без цвета жизнь кажется монотонной, а мир скучным. “Если мир без чудес черно-бел, то мир с чудесами – цветной”. Может, потому дети и любят цвета, что с ними веселее. Зная цвета, малыш начинает усваивать новую информацию.

Вот и решила я как можно ближе познакомить 2 – 3-х летних малышей своей группы с удивительным миром красок и цветов, со всем его многообразием и великолепием.

Известно, что в раннем возрасте дети неусидчивы, быстро переключаются с одной деятельности на другую, спешат, как можно больше освоить и испытать. Как увлечь в таком возрасте ребенка? Только опираясь на преимущества этого возраста:

  • малыши очень наблюдательные;
  • малыши очень чуткие и восприимчивые.

Внимание малышей привлекает все новое, необычное, а главное – настоящее.

Рисование приносит малышу много радости. Рисуя, ребенок не только отражает то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию.

Для того чтобы работа по формированию у детей эстетического отношения к окружающему миру была плодотворной и увлекательной – я изучила литературу многих авторов:

  • Т.Н. Доронова “Природа, искусство и изобразительная деятельность детей”;
  • Т.Г. Казакова “Развивайте у дошкольников творчество”;
  • В.Н. Егорова “Школа раннего развития”;
  • О.А. Никологорская “Игры с красками и бумагой”;
  • Н. Алексеевская “Озорной карандаш”;
  • В.А. Силивон “Аппликация для самых маленьких”;
  • Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон “Обучение детей 2 – 4-х лет рисованию, лепке, аппликации в игре”;
  • Аверьянова “Изобразительная деятельность в детском саду”;
  • Р. Гибсон “Мы рисуем”;
  • В.С. Горичева, Т.В. Филиппова “Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок”;
  • “Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий” под редакцией Р.Г.Казаковой.

Но наиболее вдохновила на творческую работу книга Е.П. Топаловой “Художники с пеленок”.

Придерживаясь задач развития базисной программы “Истоки” разработала перспективный план занятий на год по рисованию и аппликации для детей 2 – 3-х лет (Приложение 1).

На занятиях по изобразительной деятельности дети получают специальные знания, умения и навыки. Задания и упражнения позволяют не только сформировать у малышей все необходимые навыки и умения, но и воспитывать интерес и любовь к рисованию, развивать творческие способности, воображение, речь.

Художественная деятельность неотделима в раннем возрасте от познавательной. Исследуя разнообразными способами материалы, малыши знакомятся с их свойствами и качествами.

Для малышей сверхзадачей является познать предметы, их свойства, качества. Научиться владеть ими, чувствовать их и применять. Поэтому не надо торопить детей. Надо дать им время набраться опыта – это очень важно для психического равновесия и конечного результата.

Основным художественным занятием в этом возрасте являются “игры с художественными материалами”. Кроха познает все, что его окружает в первую очередь чувственно. Если маленький ребенок чувствует – значит знает. И он открывает для себя не только мир и красоту этого мира, но и свои собственные возможности, видит следы собственной деятельности. А вот какими способами он будет это делать, во многом зависит от окружающих его взрослых.

В своей работе я использую разные техники рисования, доступные детям: рисование карандашами (для малышей предпочтительно подбирать карандаши с маркировкой М и 2М), фломастерами “Карапуз” (т.к. они более удобны для маленькой ручки ребенка), мелками, тушью, красками – гуашь, акварель; рисуем тычками, печатками, пальчиками, ладошками.

Выбор тем может быть неограничен. В рисовании малышу в два-три года доступно изображение отдельных предметов и явлений с помощью ритмичных мазков – цветовых пятен (“листочки”), штрихов карандашом, фломастером (“дождь”), линий прямых и замкнутых, горизонтальных и вертикальных (“дорожки”, “ленточки” и т.п.) это доступные ему изобразительно-выразительные средства. Тематика рисунков может быть существенно расширена при совместном рисовании.

Для того чтобы наиболее разнообразить работы, я предлагаю малышам дорисовать детали не только нарисованным и аппликативным изображениям, но и к поделкам – оригами. С каким интересом и восхищением малыши воспринимают живые картинки! С большим удовольствием дорисовывают хвост объемному петушку или украшают рыбку чешуйками, которая вот-вот уплывет с листочка. Работы получаются очень необычными и оригинальными (Рисунок 1, 2).

Рисунок 1

 Рисунок 1

 Рисунок 2

Рисунок 2

Изображение формы в рисовании малыши осваивают не сразу, быстрее ими овладевают в лепке. Поэтому темы занятий по лепке и рисованию перекликаются (Приложение 2).

Для того чтобы заинтересовать малышей к занятиям лепкой, вначале предлагаю им, как и в рисовании дополнить изображение, например, леплю силуэт дерева на картоне (типа барельефа), а ребенок изображает пластилином листочки, или предлагаю силуэт черепашки, а малыш украшает ей панцирь. Для малышей эта работа увлекательна и интересна. Затем последовательно знакомлю детей с формообразующими движениями.

Создала в группе развивающую среду по изобразительной деятельности для свободного и совместного творчества взрослых и детей.

Перечень оборудования для игр – занятий по изодеятельности в 1 младшей группе.

  1. Бумага белая плотная (альбомная), тонированная, цветная, картон
  2. Мольберт (высота 55 – 60 см или 65 – 68 см)
  3. Стенд для просмотра рисунков на высоте удобной детям.
  4. Цветные карандаши
  5. Краска гуашь
  6. Чашки для краски
  7. Кисти мягкие № 8, 10, 12, 22, 24
  8. Стаканы-“непроливайки”
  9. Салфетки для осушения кистей
  10. Подставки для кистей
  11. Клеенка
  12. Фартук для ребенка, если рисует за мольбертом
  13. Фломастеры
  14. Восковые мелки
  15. Цветные мелки (школьные)
  16. Тычки разных размеров
  17. Цветная тушь
  18. Поролоновые губки
  19. Тряпочка для рук
  20. Таз с водой
  21. Акварельные краски
  22. Печатки (разных форм)

В приемной нашей группы “Колобки” открыта галерея детского творчества “Очень любят малыши краски и карандаши”, которая работает для воспитанников, родителей и педагогов МДОУ.

В помощь педагогам и родителям подготовила красочный материал (буклеты, памятки, рекомендации):

  • “Взял я в руки карандашик…”
  • “Рисование – это интересно!”
  • “Я рисую!”
  • “В стране Акварели”
  • “Рисуем вместе с родителями” и т.п.

Для детей и взрослых детского сада провела презентацию выставки детских работ “Рисунки из ладошки” (Приложение 3).

Работы наших воспитанников участвовали в выставке на 2 региональной научно-практической конференции “Детский сад – путевка в ХХI век”.

Конечно же, не все станут художниками. Это дело таланта и осознанного выбора. Но можно и не быть художником, а любить и понимать прекрасное, постигая волшебный мир творчества.

В раннем творчестве детей выражено счастье, которое приносит детям искусство. Вместе с тем, назначение детского творчества смягчать жизненные бури. Поэтому надо, чтобы в детстве было как можно больше творческой радости жизни, так как она – залог будущей душевной силы и равновесия.

Творчество – врожденное качество каждого из нас. Если в детстве оно остается невостребованным, то накапливается эмоциональная подавленность. Во время занятий изобразительным искусством происходит высвобождение накопившейся творческой энергии, самореализация через воплощение в художественной работе движений души. В этом и состоит терапия изобразительного искусства, которое уравновешивает разум и чувства, восстанавливает эмоциональное равновесие.

Творческая свобода, обретенная на занятиях искусством, перейдет на другие сферы деятельности, научит искать нестандартные решения самых разных проблем.

А пока пусть мои малыши купаются в ярких красках окружающего мира, чтобы в дальнейшем они могли в полной мере проявлять свои способности, умели думать, фантазировать, мыслить.