Цель урока:
1) Развитие познавательной и творческой деятельности;
2) Развитие культуры коллективного общения;
3) Реализация умственных способностей учащихся при решении логических задач.
Тип урока: урок - обобщение знаний, умений.
Реквизит: костюм короля, принцессы, два сорта яблок, две цветные ленты, два плаката.
Ход урока: В класс входят Принцесса и Король.
Принцесса: Скучно! Тошно! Грустно! Я плачу, у меня цвет лица портится (румянится). Я худею! Батюшка, вы король или не король?! Я принцесса или не принцесса?
Король: Принцесса, голубушка, Принцесса! Вот и свидетельство есть, заверенное: "Принцесса - Несмеяна".
Ну, не плачь...
Принцесса: Батюшка... (Рыдает). Хочу быть умной!
Хочу быть весёлой!
Король: Дочь скучает. Что же придумать? (Набирает номер телефона). Алло! С вами говорит Король! Есть заказ:
Пришлите нам эрудитов. На время! Для принцессы.
О! Спасибо!
Ведущий: Добрый день! Уважаемые гости! Коллеги! Эрудиты!
Сегодня мы развлекаем принцессу и всех вас логическими играми, задачами, вопросами. В карнавале эрудитов участвуют две команды. (Представляет эрудитов).
Итак, можно начинать!
И я предлагаю вам Логический тренинг.
1. Катя и Алиса - близняшки и любят разыгрывать всех вокруг. Как-то раз во время каникул они решили, что Алиса всегда будет говорить правду, какой бы вопрос ей не задали, а Катя всегда будет обманывать. Как можно узнать, с какой из сестер вы разговариваете, задав ей только один вопрос?
Выслушиваем обе команды. Наивысший балл 3.
Принцесса: Ну, что уважаемая, берите ручку и пишите приглашения на званый ужин по случаю карнавала эрудитов.
Ведущий: Кто придет к нам?
2. У каждого гостя - своя профессия. Смогут ли эрудиты догадаться, кто по профессии наши гости? Попробуйте по отрывкам из их речи определить кто они по специальности.
Разрешается задать только три вопроса с тем, чтобы определить профессию гостя.
(3а правильно отгаданную профессию 1 балл)
Первая команда слушает первую реплику.
1) На работу каждый день ношу некоторый предмет, работаю иногда сидя, а иногда стоя. Люблю ставить пятёрки. (Ответ: Учитель)
2) Мне все твердят. Что это хлам и старьё. А я говорю, что до капитального ремонта она ещё пройдет тысяч двадцать... (Ответ: Водитель)
3) Погода никуда не годится, высота только 100 м, а радиокомпас ни влево, ни вправо. А тут ещё дождь... (Ответ: Летчик)
4) Я очень люблю тех, с кем работаю, и они отвечают мне взаимностью. Встречаю своих питомцев в белом халате. Я очень люблю и то, что получается в результате моей
работы. (Ответ: Ветеринар)
5) На звуке я ничего не мог понять, так, что крикнул: "Давай ключом!" и тотчас же перешел на прием. И вдруг ясно слышу: "SOS!" (Ответ: Радист)
6) Не было кислорода, пришлось работать током. А лист тонкий, так что у меня ничего не получилось, и я все выбросил. (Ответ: Сварщик)
Ведущий: А кто же ещё придет к нам на званый ужин? Не забудем пригласить и иностранных гостей королевства.
3. Миссис Смит сказала нам. Что пригласила минимум гостей. Кроме нас с мужем – говорила она, будет моя сестра миссис Рид, её зять со своей женой Шарлоттой, моя дочь Мэри. На сколько персон нужно накрыть стол? (Ответ: 4 персоны)
(За правильный ответ: 3 балла)
Король: Замечательно! Теперь надеюсь, все будет в порядке. Дочь! Ты довольна? (Замечает, что принцессы нет). Принцесса! Принцесса!
Ведущий: Исчезла... Похитили ...
Король: Очень нужно её похищать... Она такая плакса. К тому же из нашего зала всего две двери. За одной из них я посадил моего бенгальского тигра...
Ведущий: А если она вошла к тигру? Бедная принцесса!
Король: Бедный тигр! Вы что нашу принцессу не знаете? Впрочем, найти её все равно нужно. (Хлопает себя по лбу). А Эрудиты на что? Ну-ка, смельчаки, выходите, помогите найти принцессу! (Приглашает по 1 ученику).
Ведущий: Поступим так: на каждую дверь я повешу по табличке. На одной из них будет написана правда а, на другой — ложь. И если вы правильно решите задачу, то принцесса вновь вернется к нам.
4.
Эрудиты решают задачу (Ответ: за 2 дверью).
(За правильный ответ: 2 балла) Появляется принцесса.
Принцесса: Браво! Браво! Я тоже хочу решать задачи!
Ведущий: Хорошо! Давайте следующую задачу мы обыграем!
5. В ящике перемешаны яблоки двух сортов. Каково наименьшее количество яблок, которые надо взять наугад, не заглядывая в него, чтобы среди вынутых яблок оказались хотя бы 2 яблока одного сорта? (Ответ: 3 яблока)
Участник из 1 команды дает Ответ:, и участник 2 команды дает свой ответ. Затем каждый из них по очереди берет из ящика яблоки. Зрители убеждаются, кто же был прав. (1 балл за правильное решение).
Ведущий: Ну что же, давайте, посмотрим на результаты работы.
Подсчитываем и сообщаем итоги.
Принцесса: А теперь... Наш карнавал завершен... (рыдает). Не хочу...
Ведущий: Принцесса, я вам не верю! На самом деле вы совсем не плакса, а как раз наоборот, любите смеяться и даже хохотать! Предлагаю ещё один конкурс!
Принцесса кивает головой.
6. Ведущий: приглашает двух ребят.
Если связать ваши руки и руки вашего приятеля, каким образом вы сможете освободиться? При этом нельзя развязывать узлы и перерезать ленты!
Ответ: Возьмите ленту, которой связаны руки вашего приятеля, в левую руку и протяните её под лентой, связывающей вашу правую руку, сделав петлю с другой стороны. Просуньте правую руку в эту петлю, потяните за ленту. И она потянет за собой ленту, связывающую ваши руки. Вы свободны!
Ну что же, дорогие друзья, мы уже подвели итоги, карнавал эрудитов завершен, пришла пора проститься. А это задание мы оставляем на дом.