Бинарный урок по информатике и логике

Разделы: Математика, Информатика

Класс: 5


Тема: Применение навыков работы с клавиатурой.

Цель урока:

  1. Использование новых технологий.
  2. Привитие навыка самостоятельного поиска новых закономерностей.
  3. Развитие творческих способностей, любознательности, инициативы.

Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний, умений, навыков.

Оборудование: плакаты – задачи, карточки – подсказки.

Ход урока

1. В процессе своей жизнедеятельности человек познает мир (получает информацию). Порой информации так много, что человеку трудно её переработать. Тогда на помощь человеку приходит компьютер. По последним данным в мире работает около полумиллиарда персональных компьютеров. Каждый десятый взрослый человек использует компьютер постоянно. Во многих странах умение работать с компьютером считается уже не компьютерной грамотностью, а просто грамотностью. Но работа на компьютере не означает бездумное нажатие клавиш. Сидя за компьютером, человек думает, мыслит, соблюдает определенный порядок, определенные логические правила. А значит можно смело заявить, что знание логики помогает человеку учиться, познавать мир, а умный человек учится (учит себя) всю свою жизнь!

Итак, мы начинаем урок. Сегодня мы продолжим работу на клавиатуре. Ваша активность, сообразительность украсят наш урок, сделают его интересным и содержательным.

2. Предлагаю вам логический тренинг.

1) Найдите закономерность и продолжите ряд:

машина, 12; дом, 6; школа, ... (Ответ: 10)

5, 8; 12, 15; 3, ... (Ответ: 6)

2) Какое слово лишнее, почему?

стена, вторник, крыша, окно; (Ответ: вторник)

буква, цифра, клавиша, знак. (Ответ: клавиша)

3) Выберете из предложенных те выводы, которые наверняка истинны, если истинна заданная информация:

Телефон молчал.

(а) никто нам не звонил;

(б) дома никого не был;

(в) телефон сломался;

(г) звонков не было слышно.

Ребята! А вы знаете, как считает компьютер? Давайте попробуем представить это.

4) Игра "Живой компьютер".

Познакомимся с правилами игры. В игре участвуют 4 человека. Задумывается формула А + 10 – 7 + 6-1. Ведущий задает исходное число А=3.

Первый выполняет действие (3 + 10=13) и сообщает результат (13) следующему участнику. Тот выполняет свое действие и передает следующему. И так далее. В это же время Ведущий сообщает первому участнику новое исходное число. Затем следующее и т. д. Последний участник, выполняет последнее действие и сообщает результат ведущему. Тут же к нему поступает следующее число, он выполняет свое действие и снова сообщает результат ведущему. И так далее.

Ведущий записывает результаты на доске (первый ответ – 11 и т.д.).

З. А сейчас садимся за компьютер. Предлагаю вам диктант. Слова вы будете набирать на клавиатуре, между ними делайте пропуск. А теперь вопрос: какая клавиша помогает делать пропуск?

1) Диктант.

Байт, каталог, файл, мышь, наука, клавиша, диск, дисплей, цифра, вирус.

2) Теперь другое задание: разделить эти слова на 3 группы.

3) По какому признаку будем делить слова на группы?

4) Что общего и в чем различие в этом словарном ряду?

5) Выберем признак для деления: число букв в слове.

6) Набрать на клавиатуре 3 группы слов, которые соответствуют нашему признаку.

7) Опишем группы: в первой – слова, состоящие из 7 букв, во второй – из 5 букв, в третьей — из 4 букв.

8) Проверяем выполнение по цепочке.

4. Следующее задание. Заполни таблицу.

Раздаю карточки-подсказки. Поясняю: надо правильно расположить цифры от 1 до 9 по клеточкам таблицы.

Расположите цифры от 1 до 9 по клеточкам таблицы так, чтобы:

  1. Цифра 9 не была ни первой, ни последней, ни в ряду, ни в столбце;
  2. Цифра 1 находилась бы во 2 строчке и была бы не последней;
  3. Цифра 4 была бы в среднем столбце, но не первой;
  4. Цифра 2 находилась бы ни в 1-й, ни в 3-й строке;
  5. Цифра 6 находилась бы ни в 1-ом, ни в 3-ем столбце;
  6. Цифра 7 находилась бы в одной строке с цифрой 8 и в одном столбце с цифрой 2;
  7. Цифра 3 была бы не первой в первом столбце;
  8. Цифра 5 была бы последней в последнем столбце.

(Ответ)

7 6 8
1 9 2
3 4 5

5. А сейчас ваше любимое занятие: Игра!

Компьютерная логическая игра:

1) "Пятнадцать", "Lines".

2) "Крестики-нолики".

Правила игры. Договариваются, кто будет играть крестиками, кто – ноликами. Крестики начинают. Каждый играющий ставит крест (буква X заглавная ) или ноль (буква О заглавная) по очереди в одну из клеток "доски". Побеждает тот, кому удалось поставить три крестика (или нолика) в ряд по вертикали, горизонтали, диагонали или выстроить квадрат 2x2.

6. Домашнее задание. Найти логическую игру. Провести её с ребятами.