Тема: Применение навыков работы с клавиатурой.
Цель урока:
- Использование новых технологий.
- Привитие навыка самостоятельного поиска новых закономерностей.
- Развитие творческих способностей, любознательности, инициативы.
Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний, умений, навыков.
Оборудование: плакаты – задачи, карточки – подсказки.
Ход урока
1. В процессе своей жизнедеятельности человек познает мир (получает информацию). Порой информации так много, что человеку трудно её переработать. Тогда на помощь человеку приходит компьютер. По последним данным в мире работает около полумиллиарда персональных компьютеров. Каждый десятый взрослый человек использует компьютер постоянно. Во многих странах умение работать с компьютером считается уже не компьютерной грамотностью, а просто грамотностью. Но работа на компьютере не означает бездумное нажатие клавиш. Сидя за компьютером, человек думает, мыслит, соблюдает определенный порядок, определенные логические правила. А значит можно смело заявить, что знание логики помогает человеку учиться, познавать мир, а умный человек учится (учит себя) всю свою жизнь!
Итак, мы начинаем урок. Сегодня мы продолжим работу на клавиатуре. Ваша активность, сообразительность украсят наш урок, сделают его интересным и содержательным.
2. Предлагаю вам логический тренинг.
1) Найдите закономерность и продолжите ряд:
машина, 12; дом, 6; школа, ... (Ответ: 10)
5, 8; 12, 15; 3, ... (Ответ: 6)
2) Какое слово лишнее, почему?
стена, вторник, крыша, окно; (Ответ: вторник)
буква, цифра, клавиша, знак. (Ответ: клавиша)
3) Выберете из предложенных те выводы, которые наверняка истинны, если истинна заданная информация:
Телефон молчал.
(а) никто нам не звонил;
(б) дома никого не был;
(в) телефон сломался;
(г) звонков не было слышно.
Ребята! А вы знаете, как считает компьютер? Давайте попробуем представить это.
4) Игра "Живой компьютер".
Познакомимся с правилами игры. В игре участвуют 4 человека. Задумывается формула А + 10 – 7 + 6-1. Ведущий задает исходное число А=3.
Первый выполняет действие (3 + 10=13) и сообщает результат (13) следующему участнику. Тот выполняет свое действие и передает следующему. И так далее. В это же время Ведущий сообщает первому участнику новое исходное число. Затем следующее и т. д. Последний участник, выполняет последнее действие и сообщает результат ведущему. Тут же к нему поступает следующее число, он выполняет свое действие и снова сообщает результат ведущему. И так далее.
Ведущий записывает результаты на доске (первый ответ – 11 и т.д.).
З. А сейчас садимся за компьютер. Предлагаю вам диктант. Слова вы будете набирать на клавиатуре, между ними делайте пропуск. А теперь вопрос: какая клавиша помогает делать пропуск?
1) Диктант.
Байт, каталог, файл, мышь, наука, клавиша, диск, дисплей, цифра, вирус.
2) Теперь другое задание: разделить эти слова на 3 группы.
3) По какому признаку будем делить слова на группы?
4) Что общего и в чем различие в этом словарном ряду?
5) Выберем признак для деления: число букв в слове.
6) Набрать на клавиатуре 3 группы слов, которые соответствуют нашему признаку.
7) Опишем группы: в первой – слова, состоящие из 7 букв, во второй – из 5 букв, в третьей — из 4 букв.
8) Проверяем выполнение по цепочке.
4. Следующее задание. Заполни таблицу.
Раздаю карточки-подсказки. Поясняю: надо правильно расположить цифры от 1 до 9 по клеточкам таблицы.
Расположите цифры от 1 до 9 по клеточкам таблицы так, чтобы:
- Цифра 9 не была ни первой, ни последней, ни в ряду, ни в столбце;
- Цифра 1 находилась бы во 2 строчке и была бы не последней;
- Цифра 4 была бы в среднем столбце, но не первой;
- Цифра 2 находилась бы ни в 1-й, ни в 3-й строке;
- Цифра 6 находилась бы ни в 1-ом, ни в 3-ем столбце;
- Цифра 7 находилась бы в одной строке с цифрой 8 и в одном столбце с цифрой 2;
- Цифра 3 была бы не первой в первом столбце;
- Цифра 5 была бы последней в последнем столбце.
(Ответ)
7 6 8 1 9 2 3 4 5
5. А сейчас ваше любимое занятие: Игра!
Компьютерная логическая игра:
1) "Пятнадцать", "Lines".
2) "Крестики-нолики".
Правила игры. Договариваются, кто будет играть крестиками, кто – ноликами. Крестики начинают. Каждый играющий ставит крест (буква X заглавная ) или ноль (буква О заглавная) по очереди в одну из клеток "доски". Побеждает тот, кому удалось поставить три крестика (или нолика) в ряд по вертикали, горизонтали, диагонали или выстроить квадрат 2x2.
6. Домашнее задание. Найти логическую игру. Провести её с ребятами.