Урок представляет собой интегрированное занятие, включающее в себя материалы по истории культуры и быта, искусствоведению, литературе, лингвистике и т.д. Этот урок расширяет привычные рамки преподавания истории XIX века в зависимости от уровня подготовки и может быть предложен для учащихся 8-х классов при изучении темы “Золотой век русской культуры”, или для учащихся 11-х классов в разделе: “Основные проблемы истории России XIX века”, при преподавании курса МХК, литературы, декоративно-прикладного искусства, художественного труда и т.д.
Целями урока является:
- развитие эмоционально-образного восприятия исторического материала учащихся;
- знакомство с историей культуры и быта людей XIX в.;
- обучение навыкам поисковой работы, сценического действия;
- воспитание эстетического вкуса учеников;
Форма занятия: комбинированный урок с элементами драматизации.
В ходе урока учителем предлагается характеристика эпохи через знакомство с основными веяниями моды, подчеркивается деление культуры быта на дворянскую европейскую и народную традиционную, изучается костюм первой половины XIX века, причем происходит это через прочтение отрывков из произведений А.С.Пушкина “Евгений Онегин”, “Дубровский”, “Барышня-крестьянка” и т.д. Ученики подбирают объяснения понятиям, составляют “Толковый словарь вещей”, инсценируют картины быта, работают с иллюстрациями. В основе идеи урока лежит развивающий принцип обучения, когда знакомство с новым материалом облекается в форму “прочтения” литературного произведения, при этом “оживают” известные страницы, а литературные герои служат моделями. Выбранная форма урока позволяет создать особую атмосферу погружения в литературно-историческую эпоху, способствует формированию познавательного интереса.
При изучении нового материала необходимо сделать акцент не на механическом заучивании новых понятий по истории костюма. а преподнести это в виде ролевой игры.
Учащимся предлагаются разнообразные формы работы: подготовка сообщений, работа с литературными текстами, участие в инсценировке, оформление кабинета, подготовка иллюстраций элементов костюма и т.д., при этом каждый может выбрать то занятие, которое наиболее благоприятно и полно отражает склонности. Сочетание индивидуальных и коллективных заданий способствует налаживанию межличностных отношений в классе.
Вторая часть урока: “Воображаемая костюмерная” целью ставит закрепление изученного материала, но закрепление происходит не в обычной форме репродуктивного, повторительного
плана, а в форме творческого задания, когда ученики должны представить какую-либо сцену из литературного произведения, описать героев, используя термины, изучаемые на уроке. Это задание носит характер, оно призвано не только проверить и закрепить знания по теме, но и прежде всего раскрыть личность самих учеников, их умение ориентироваться в необычной ситуации, фантазировать, красиво говорить и т. д.
В соответствии с этими задачами построены и вопросы домашнего задания. Они имеют дифференцированный характер: задание 1-го уровня сложности – найти использованные на уроке новые понятия по истории костюма в тексте произведений русских писателей XIX в., задание 2-го уровня – придумать своё описание ситуаций с использованием новых слов.
В результате на уроке наблюдается высокая познавательная активность, интерес к теме, в частности и к предмету, вообще, продуктивным становится усвоение нового материала (тестирование по теме, проведенное через 2 недели после урока показало 81% усвоения материала), ученики представили нестандартные интересные домашние задания, отмеченные также и учителями – словесниками.
Проведение таких уроков должно быть в курсе преподавания истории культуры. Данное занятие, находясь в системе уроков, ориентированных на развитие личности учеников, позволяет сделать уроки насыщенными, интересными и важными для детей.
Место урока в рамках раздела
История Отечества XIX в. 8 класс
Тема урока |
Содержание |
Раздел: “Русская культура 1/2 XIX века” |
|
1. Наука и образование | Система образования в России: удачи,
недостатки. Научные открытия и изобретения. Вклад российских ученых в мировую науку |
2. Архитектурный облик русских городов | Архитектурные стили XIX в. Российские архитекторы и их строения (совмещено с уроком-экскурсией) |
3. История искусств 1/2 XIX века. | Основные направления развития
изобразительного искусства, скульптуры, музыки и
театра, литературы. Шедевры “золотого века” |
4. История костюма | Знакомство с модой1/2 по произведениям русской классической литературы |
5. Быт и нравы российского общества | Сословия и их образ жизни. Понятие о дворянской чести. Мир русской усадьбы. Жизнь мещанина XIX века. Обычаи народной жизни |
История России: проблемно-теоретический курс. 11 класс
Тема урока |
Содержание |
Раздел: “Культура России в 1/2 XIX века” |
|
1. “Под сенью муз…” | Основные идеи русского классицизма. Жанры и направления русской культуры. Проблема соединения западно-европейского влияния и формирования русской национальной культуры |
2. “Ах, мода, ветреная мода…” | Элитарная и народная культура России. Культура как зеркало общественной жизни |
3.”Обычай мира суетливой…” | Обобщение материала. Сочинение-рассуждение на тему “Место культуры1/2 XIX века в истории России и мира |
Тема урока: “Ах, мода, ветреная мода…” (История костюма первой половины XIX в. по произведениям А.С.Пушкина)
Форма урока: комбинированный урок с элементами драматизации;
Цели урока:
1).развитие эмоционально-образного восприятия исторического материала учащимися;
2).знакомство с историей культуры и быта людей;
3).обучение навыкам поисковой работы, сценического мастерства;
4).воспитание эстетического вкуса учеников.
План изучения нового материала:
1.Характеристика костюма первой трети XIX в.;
1). Мода и время
2). Дворянский костюм начала века
3). Народная одежда XIX в.
2.Воображаемая костюмерная (творческое задание по теме).
Литература:
1. Пушкин А.С. Сочинения в 3-х томах.- М., 1987.
2. Буровик К.А. Красная книга вещей. –М., 1996.
3. Калинская Н.М. История костюма. –М., 1977.
4. Кирсанова Р.М. Костюм – вещь и образ в русской литературе XIX. –М., 1989.
5. Пушкинский вечер в школе. –М., 1968.
6. Супрун А.И., Филановский Г.Ю. Почему мы так одеты. М., 1990.
Оборудование: поисковые задания учащимся, иллюстрации, элементы сценического реквизита, костюмы, фонограмма.
Вводная часть:
Различные исторические эпохи представляют собой особые периоды со своими традициями, событиями, образом жизни людей. Веяния времени, идеи и мечты людей находят яркое отражение не только в политике государства или общественных процессах, но и в повседневной жизни человека. Погружаясь в мир культуры, проще воссоздать прошлое, не только понять, но и почувствовать дух эпохи. Путеводителем в историческое прошлое может стать знакомство с историей костюма.
Основная часть.
1.Характеристика костюма первой половины XIX века
Урок “Ах, мода, ветреная мода…” посвящен истории костюма 1/2 XIX века. Это особое время в русской истории, оно связано с именем Пушкина А.С. Неслучайно его называют “пушкинской эпохой”. Гениальность поэта состоит не только в том, что им написаны бессмертные проиведения, но и в том, что в них незримо присутствует особый “дух эпохи”. Герои Пушкина настолько живы, образны, красочны, что они передают те чувства, мысли, которыми жил и сам автор, и русское общество начала XIX века. Роман “Евгений Онегин” был назван “зеркалом русской жизни”, в полной мере это можно отнести ко всему творчеству поэта. Нравы света, обычаи, приёмы разговора, правила этикета, воспитания, мода эпохи ярко представлены в стихах и прозе Пушкина. Внимательный читатель, знакомый с историей России и мира начала XIX века, может по-новому взглянуть на известные произведения, открыть для себя живую картину русской жизни.
Сегодняшний урок будет посвящен знакомству с историей моды через произведения А.С.Пушкина.
1. Мода и время.
Мода начала XIX века находилась под влиянием идей Великой Французской революции. Русский костюм дворян формировался в русле общеевропейской моды. Со смертью императора Павла 1 рухнули запреты на французский костюм. Дворяне примерили фрак, сюртук, жилет Пушкин в романе “Евгений Онегин” иронично замечает, описывая одежду главного героя:
“…Я мог бы пред ученым светом
Здесь описать его наряд;
Конечно б это было смело,
Описывать моё же дело:
Но панталоны, фрак, жилет,
Всех этих слов на русском нет…”
Чтобы описать внешний вид героя, нужно обратиться к словарю Даля, Ожегова (в словаре ученики находят определения этих слов).
Мода начала XIX века отражает все веяния времени. Едва дошли до России сведения об освободительной борьбе в Латинской Америке, как появились люди, носящие шляпы Боливар. Онегин, желая предстать перед светской публикой Петербурга, одетым по последней моде, надевает такую шляпу.
“Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар”.
(Работа с иллюстрациями и понятием).
Получили известность произведения В.Скотта, вся причастная к литературным новинкам публика стала примерять наряды в клетку и береты. Желая показать литературные пристрастия Татьяны Лариной, Пушкин облачает её в новомодный берет.
“…Кто там в малиновом берете?”
Мода сиюминутна, в ней находит отражение то, что волнует людей, о чём говорят, она зеркало, в котором отражаются любые события эпохи.
2.Дворянский костюм начала XIX века.
Костюм в XIX веке был различным для разных сословий. Чтобы лучше рассмотреть дворянскую моду, можно заглянуть на светский бал.
“Шум, грохот, беготня, поклоны,
Галоп, мазурка, вальс…”
(Инсценировка “Мазурка” учениками и просмотр фрагмента видеофильма).
Наиболее популярным в культуре вообще, и в моде в частности, был стиль ампир. Название его происходит от французского слова “империя”, а вдохновили его победы Наполеона. В основе этого стиля лежит подражание античным образцам, но в отличие от классицизма. он более пышный и яркий. В своей книге Т.Соколова “Орнамент – почерк эпохи пишет:” “Если классицизм ищет простоты, отдыха от излишеств, легких красок, тонкой гармонии, то ампир мужествен, строг и холоден. Классицизм мягок и светел, ампир торжествен и помпезен”.
Костюм был выдержан в одном стиле с колоннами, высокая талия женских платьев, прямая юбка, корсет, помогающий лучше сохранить силуэт, создавали образ высокой, стройной красавицы античного Рима (работа с иллюстрациями и “живые” картины представление учениками элементов для кукол или собственное дефиле).
“…Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц лёгкие уборы.
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг…”
Подобные лёгкие костюмы вынуждали русских красавиц накидывать на плечи шали. Особенно модным это стало после “восточных походов” Наполеона, умение правильно драпировать шаль было показателем изящества и вкуса женщины, а танец с шалью выглядел очень элегантно и гармонично. (Инсценировка “Танец с шалью).
Мужская мода была пронизана идеям романтизма. В мужской фигуре подчёркивалась выгнутая грудь, тонкая талия, изящная осанка. Но мода уступила веяниям времени, требованиям деловых качеств, предприимчивости. Для выражения новых свойств красоты потребовались совершенно иные формы. Из одежды исчезли шелк и бархат, кружева, дорогие украшения. Их заменили шерсть, сукно тёмных гладких расцветок.
Длинные брюки, которые носили в XYIII веке только представители 3 сословия, становятся основой мужского костюма, исчезают парики и длинные волосы, мужская мода становится более устойчивой, всё большую популярность приобретает английский костюм. Пушкин пишет об Онегине:
“Острижен по последней моде,
Как dandy лондонский одет…”
Но отгремел бал, гости разъехались по домам. Писатель имеет возможность “приоткрывать” любые двери и “заглядывать” в дома своих героев. Последуем за ним.
Наиболее распространённой домашней одеждой дворян халат (иллюстрации и поиск в словаре значения слова). Описывая героев, сменивших фрак на халат, Пушкин подсмеивается над их простой, размеренной жизнью, занятой мирными заботами. Поэт пишет про старую Ларину: “… Но вскоре всё перевелось:
Корсет, альбом, княжну Арину,
Стишков чувствительных тетрадь
Она забыла: стала звать
Акулькой прежнюю Селину
И обновила наконец
На вате шлафор и чепец.”
(Иллюстрации и определения)
А предсказывая будущее Ленского, Пушкин замечал:
“…А может быть и то: поэта
Обыкновенный дал удел.
Прошли бы юношества лета;
В нем пыл души бы охладел.
Во многом он бы изменился,
Расстался с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стёганый халат…”
Народная одежда XIX века.
Пушкин, с натуры рисовавший свои персонажи, великолепно передал все нюансы их костюма, но в произведениях поэта нашлось место и для народного костюма. Ему свойственна большая консервативность. практически в веке сохранились традиционные формы одежды: рубаха, кафтан, тулуп, сарафан и т.д. Но этот простой русский Костю обладал своей притягательностью, описания его. встречаемые в произведениях Пушкина, яркие, дышащие любовью.
“…Я застал у него одного толстого румяного старичка в глазетовом кафтане…” (глазет – плотная ткань, похожая на парчу).
“…На другой день приступила она к исполнению своего плана, послала купить на базар толстого полотна и медных пуговок, с помощью Насти скроила себе рубашку и сарафан, засадила за шитьё всю девичью, и к вечеру всё было готово”.
Строки поэта служат прекрасным иллюстративным материалом, читая их живо можно представить быт и нравы людей века, их привычки, моды и обычаи.
Давайте попробуем стать костюмерами и нарядить воображаемых героев произведений Пушкина. (Класс делится а 4 группы, каждая получает задание подобрать соответствующий костюм к сцене:
1). Первая встреча Петра Гринёва и Пугачёва (“Капитанская дочка”);
2). Разговор Марьи Кирилловны и Дубровского (“Дубровский”);
3). Бал в доме Лариных (“Евгений Онегин”);
4). Утро Онегина (“Евгений Онегин”).
Заслушивается выступление каждой из групп, обращается внимание на правильность использования понятий, образность речи учеников.
Заключение: Мы закрываем сейчас ещё одну страницу великой книги истории, страницу, в которой мы встретили светскую красавицу в тунике и щёголя во фраке, кваоера в халате, крестьянина в тулупе и деревенскую девушку в сарафане. Эта страница была посвящена костюму начала XIX века. Путеводителем в незабываемый мир моды стали строки произведений А.С.Пушкина. И пусть наше воображаемое путешествие пошло к концу, мы можем вновь и вновь возвращаться в тот мир; для этого нужно всего лишь открыть томик великого литератора – Пушкина А.С.
Домашнее задание:
1). Найти названия тех элементов костюма, которыми познакомились на уроке, в произведениях русской классической литературы XIX века, ( задание 1-го уровня).
2). Придумать небольшой рассказ, эссе и т.д. с упоминанием тех видов одежды, которые существовали в пушкинскую эпоху, (задание 2-го творческого уровня).