Цели урока:
- Познакомить учащихся с отрывком из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, совершенствовать навыки чтения, приобретённые во 2-м классе.
- Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника, память, творческие способности, деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности художественных образов, созданных с помощью слова.
Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Ход урока
- Организационный момент.
- Подготовка к чтению.
- Чтение чисто говорок.
- Чтение скороговорки.
- Пятиминутка чтения.
- Работа по теме урока.
- Тема нашего урока: отрывок из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” - “Вот север, тучи нагоняя…”. Сегодня на уроке ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.
- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.
Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ать-ать-ать - мы пойдём гулять.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
Су-су-су – было холодно в лесу.
На дворе дрова топорами рубят.
На дворе дрова, у дров детвора.
- А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).
- Введение в тему.
- Художественная зарисовка.
- Самостоятельное чтение отрывка.
- Физминутка
- Выразительное чтение стихотворения (работа в группах).
- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.
- Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича вы уже читали?
- Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.
- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…
- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…
(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).
- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…
В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…
Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.
Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
- Какая картина вам больше всего понравилась?
- А в жизни, какое время года больше нравится?
- Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?
- Какие картины представлялись во время чтения?
- Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…”
- А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?
- Разве мороз может блестеть?
- Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.
Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.
- Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.
- А какой снег: первый или нет?
- Как у Пушкина сказано про первый снег?
- А когда он блестит?
- Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?
- Что сравнивается с пеленой?
- Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.
- А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?
- Почему так думаете?
- Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?
- Почему поэт называет зиму “волшебницей”?
- Подберите синонимы к слову волшебница.
- Какие чудеса творит волшебница-зима?
- Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.
- Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?
- Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?
- Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)
- Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)
- На что похоже это стихотворение? (Сказку)
- Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?
- Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?
- После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.
Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦
Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦
Идёт волшебница зима. ¦¦
- Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?
Разбор II части в группах.
Пришла, рассыпалась; ¦ клоками
Повисла на суках дубов; ¦
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов; ¦
Брега с недвижною рекою ¦
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
Проказам матушки – зимы.
(Проверка по две строки. Выразительное чтение в группах, готовят одного чтеца. Одна группа эксперты, они оценивают чтецов, готовят свою версию прочтения стихотворения. Задача экспертной группы, определить, правильно ли читающий расставил в стихотворении паузы и выделил логическое ударение).
- Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!
- Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое существо, использует метафоры, сравнение.
- Композитор создаёт картину зимы с помощью звуков. В самом начале урока я вас просила представить картину прихода зимы под музыку П.И.Чайковского. У Чайковского есть цикл “Времена года”.
- Посмотрите на доску, обратите внимание на фотоработы. Какие из них могут служить иллюстрациями к стихотворению? Подберите строчки из стихотворения, которые подойдут к фотографиям.
- Сейчас попробуйте нарисовать свои этюды к отрывку из романа “Евгений Онегин”. (Ребята рисуют на цветной бумаге чёрного или тёмно-синего цвета белым мелом. См.рис.1)
- Итог урока.
- Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.
Проводиться проверка работ, созданных учениками, лучшие работы вывешиваются на доску, подписываются строками из стихотворения.