Цели:
- обобщить понятие “индивидуальность”,
- учить находить в себе главные индивидуальные черты,
- определять свои личностные особенности,
- учить видеть индивидуальность в окружающих.
Задачи:
Обучающие:
- дать представление о понятии “индивидуальность”,
- показать, что каждый человек является индивидуальностью.
Развивающие:
- развитие интереса к своему внутреннему миру и внутреннему миру окружающих,
- развитие коммуникативных качеств личности,
- развитие толерантности, эмпатии.
Воспитывающие:
- воспитание внимательного отношения к окружающим, их внутреннему миру.
Форма проведения – тренинг.
Структура занятия:
- Разминка – 5 мин.
- Введение в основную тему занятия – 25 – 30 мин.
- Рефлексия – 5 мин.
Ход занятия.
- Все учащиеся сидят в кругу, для передачи по кругу используется “волшебный микрофон”.
I Разминка.
- “У меня лучше всего получается…” (все учащиеся продолжают фразу по кругу).
- Чему бы вы хотели научиться у других?
II Введение в основную тему занятия.
1. “Все мы – некоторые – один я”:
- Встаньте те, кто сегодня чистил зубы (выбирается признак общий для всех).
- Встаньте те, у кого длинные волосы (выбирается признак присущий некоторым).
- Встаньте те, кто в красной кофте (выбирается индивидуальный признак).
- Посмотрите, некоторые качества присущи всем; а некоторые только одному человеку. Качества, присущие только одному человеку называются индивидуальными.
2.Чтение и обсуждение сказки “Фея” (эта сказка посвящена актуальным для подросткового и юношеского возраста вопросам – самоопределения и определение своего места в жизни, вопрос, на который отвечает каждый человек в этом возрасте: “Кто Я?”, героиня сказки ещё не ответила на этот вопрос, не смогла найти своё место в жизни, поэтому у сказки открытый финал) [1]
Сказка о забывчивой Фее.
Жила – была Фея, такая забывчивая, что она забывала не только, как её зовут, но и то, что она – Фея. Однажды утром Фея вышла из дому и подошла к цветущему лугу. “Здравствуй, Цветок”, - обратилась она к колокольчику.
Колокольчик сразу обрёл голос и ответил Фее: “Здравствуй, Цветок!”. (Дело в том, что цветы знают только о цветах. Может быть, ещё немного о бабочках и пчёлах, но имена они дают только цветам.)
И Фея стала цветком. Вместе с другими цветами она радовалась солнцу и летнему дождику, ждала росы и улыбалась ветерку. Она разговаривала с другими цветами, и они охотно ей отвечали, ведь они обретали способность говорить тогда, когда к ним обращалась Фея. Но приближалась осень. Цветы стали увядать, уходить в землю, рассеивать семена. И Фея поняла, что она не цветок.
На лугу паслись олени.
“Кто вы?” – спросила Фея.
“Олени, конечно, как и ты, - ответила Фее олениха с прекрасными тёмными глазами. (Дело в том, что олени не замечают в жизни ничего, кроме своего стада и зелёной травы. Знают они, конечно, и о волках, но имена дают только оленям.) – Мы очень красивы, мы счастливы на этом зелёном лугу!”
И Фея стала оленем. Вместе с другими оленями она пила прозрачную воду из ручья, грелась на солнце, наслаждалась зелёной травой и тенью деревьев в полдень. Наступила зима. Оленье стадо ушло в горы. Они скакали по склонам, пили воду из водопадов.
И Фея поняла, что она не олень. Она жила среди камней, и камни становились поющими и драгоценными. Она жила среди рыб, и рыбы становились золотыми и говорящими. Сейчас она живёт среди облаков.
Эта сказка не окончена. Сказка продолжается.
Вопросы для анализа сказки:
- Следовало ли Фее жить среди цветов и оленей?
- Как вы думаете, чем должна быть закончена сказка?
- Что значит “жить не своей жизнью”? Легко ли человеку, если он живёт “не своей жизнью”?
- Что значит “быть самим собой”?
- Как вы понимаете слова “найти своё место в жизни”?
- Что значит “быть индивидуальностью”?
3. “Мой портрет в лучах солнца”.
Каждый ученик рисует на листочке солнце, в центре пишет своё имя, на лучиках – несколько своих положительных качеств характера, после этого листочек передаётся по кругу, каждый должен написать, что ему нравится в этом человеке. Это будет ответ на вопрос “Почему я заслуживаю уважение?”
4. “Незаконченные предложения” (все учащиеся продолжают по очереди):
- Я как цветок, когда…
- Я как кошка, когда…
- Я как ветер, когда…
- Были ли одинаковые ответы в группе? О чём это говорит?
5. “Ассоциации”.
Один участник выходит за дверь, в классе загадывается один из оставшихся учеников, заходит ведущий и задаёт вопросы:
- С каким деревом (цветком, сказочным героем, маркой автомобиля…) ассоциируется загаданный человек?
По ответам учащихся ведущий должен отгадать, кого же загадали.
III Рефлексия занятия:
- Что узнали нового на занятии? Что поняли на занятии?
- Что понравилось на занятии? Что не понравилось?
Литература.
1. Черняева С.А. Психотерапевтические сказки и игры. – СПб.: Речь, 2003 г.