Служба психологического сопровождения, психологическое сопровождение деятельности ДОУ.
Эти понятия в реальной жизни ДОУ появились недавно.
Разработка концепции, целей, задач персонально для ДОУ, учитывая реализуемые программы, тип Службы психологического сопровождения и внедрение в практику работы требуют постоянного мониторинга, выстраивания цепочек взаимодействия специалистов и служб ДОУ.
На пути реализации задач психологического сопровождения в ДОУ возникают определенные сложности:
- Проблема оптимизации психологического сопровождения ДОУ по всем направления работы
- Проблема реализации всех поставленных задач, с учетом объемных показателей
- Проблема построения “командного” взаимодействия всех служб и участников во имя интересов ребенка
- Проблема увеличения числа детей, которым необходимо комплексное психологическое сопровождение в условиях ДОУ общеразвивающего типа (рост числа соматически ослабленных, детей “группы риска” - с задержкой либо сложностями в речевом и психическом развитии, с поведенческими проблемами)
- Проблема комплектации и профпригодности педагогического персонала в условиях низкой оплаты труда, быстрым профессиональным выгоранием, эмоциональных перегрузок.
Актуальность рассматриваемой темы вытекает из преодоления сложностей в работе, поиска путей решения поставленных перед Службой психологического сопровождения задач:
- Содействовать личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе развития личности.
- Устанавливать взаимоотношения между взрослыми и детьми на основе личностно-ориентированной модели воспитания.
- Развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с окружающими людьми
- Осуществлять профилактику эмоционального и профессионального выгорания педагогов ДОУ.
Специфика работы психолога в ДОУ.
Реализация психологической поддержки деятельности ДОУ определяется статусом психолога и психологической грамотностью администрации.
Специфика работы психолога ДОУ определяется несколькими аспектами, связанными с особенностями детей-дошкольников. В работе с ними нельзя использовать развернутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми.
Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, т.к. именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифицированной помощи психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Ему необходимо наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное обсуждение и с родителями, и с педагогами.
В связи со спецификой своей работы психолог всегда находится во взаимодействии с педагогами, детьми и родителями. Главное умение – умение вести разговор, наладить контакт, расположить к себе, необходимо владеть коммуникативными навыками общения в ситуации индивидуальной беседы и в ситуации публичного выступления (как перед знакомой, так и незнакомой аудиторией).
В рамках психологического сопровождения ДОУ, психолог может оказывать помощь в построении системы управления именно данным коллективом, в разрешении конфликтов, при необходимости кадровых перестановок. Либо изучив личностный и профессиональный потенциал сотрудников, психолог совместно с администрацией ДОУ может разработать систему обеспечения внедрения экспериментальной деятельности.
Эффективность психологического сопровождения во многом зависит от условий, созданных для работы, личностных качеств психолога и уровнем профессионализма.
Оформление кабинета психолога
Эффективность деятельности психолога во многом определяется наличием правильно организованного пространства.
При организации кабинета, следует исходить из реальных возможностей. Идеальным вариантом является наличие отдельного помещения.
Основные принципы:
- комфортность
- гармоничность
- доверительность атмосферы.
Требования к оформлению:
- обязательно наличие окна
- цветовое решение должно быть мягким, в голубых, зеленых, кремовых тонах
- зонирование кабинета с учетом направлений работы психолога.
Зона взаимодействия с родителями
Начинается с прихожей:
зеркало, вешалка, уединенное общение “по диагонали”, наличие информации для родителей, информационный стенд (фото, статьи, график работы психолога, именная табличка), видеоролики о жизни детей в группе, диагностическое заключение индивидуально по ребенку и т.д.
Необходимо избегать перенасыщенности кабинета яркими игрушками (кроме игровой зоны), заполнения стен информацией (статьи, рекомендации, диагнозы и т.д.), статичного игрового оборудования в течении учебного года.
Концепция сопровождения ДОУ
Основные задачи ДОУ.
- Охрана жизни и укрепление здоровья детей.
- Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития детей.
- Осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка.
- Приобщение детей к общечеловеческим ценностям.
- Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Решение современных задач дошкольного воспитания является сложной многогранной проблемой, подходы к которой не могут быть исчерпаны даже проверенными многолетней практикой методами и приемами. Это связано с рядом объективных обстоятельств, прежде всего с тенденцией к широкому внедрению разных вариантов интеграции детей с проблемами в развитии и усовершенствованием диагностики, лечения, коррекции, обучения, воспитания. В этой связи все большую значимость приобретает технология психолого-педагогического, медико-социального сопровождения развития ребенка.
Комплексное сопровождение в ДОУ – система профессиональной деятельности “команды” специалистов, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития каждого ребенка, независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, в конкретной социальной среде.
Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников участвует в создании условий для благоприятного развития дошкольников. Работая в идеологии “команды”, каждый ее специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области своей предметной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Обобщая опыт работы по оптимизации реализации основных направлений Службы психологического сопровождения в ДОУ, хочется отметить имеющиеся успехи и факторы, благодаря которым они случились.
Благодаря комплексному психолого-педагогическому сопровождению детей, индивидуальному психологическому сопровождению детей, можно отметить:
- Поставленные цели и задачи реализуются
- Происходит диагностика раннего развития детей с целью предупреждения возможных проблем
- Решение проблем происходит через отлаженное взаимодействие взрослых
- Происходит повышение профессионального уровня педагогов через интерактивные формы работы
- Тесное взаимодействие с семьей в рамках сотрудничества.