Урок здоровья в младших классах: "Дорога добра и Гарри Поттер"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Цели:

  • обучение жизненно важным навыкам;
  • формирование у детей младшего школьного возраста навыков ответственного поведения;
  • воспитание здорового образа жизни.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

1 ЧАСТЬ.

Урок начинается необычно: силами учеников средних классов показывается сказка ''Дорога добра и Гарри Поттер''.

Под таинственную музыку и перезвон колокольчиков на сцену, кружась, выбегает профессор Люпин, облачённый в чёрную накидку.

- Здравствуйте, мои друзья! Вы меня не узнали? Это же я, профессор Люпин! /Сбрасывает с головы накидку, ожидает восхищённые возгласы, но, увидев пустую сцену, растерянно оглядывается/. Ну, вот хотел удивить своих старых друзей: Гарри, Рона, Гермиону. Они же всегда здесь собираются. Где они? Без волшебства не обойтись./ Вынимает из кармана волшебную палочку, делает пассажи рукой, бормочет заклинания :''Амигус, выходикус!''/.

На сцену выходят дети: у Гарри – тёплый шарф на шее, у Рона – повязка на щеках, у Гермионы - непричёсанные волосы; у всех измученный вид, они еле-еле передвигают ноги.

Профессор: Друзья, вы ли это? Что с вами случилось?

Дети пытаются что-то сказать, но у Гарри получается только сип, у Рона - стон, а Гермиона зевает.

Профессор: Попытаемся выяснить, что с вами случилось?/Волшебной палочкой делает пассажи над головой ребят/. Диагноз ясен: нелюбикос себякос. А проще говоря, не смогли защитить себя от самих же себя.

Дети недоумённо покачивают головами, пожимают плечами, жестами просят объяснить поподробнее.

Профессор: Я вас понял и попробую всё объяснить. А для начала вы должны говорить./ Делает жест волшебной палочкой, дети начинают нормально говорить/. Начнём, Гермиона, с тебя. Ты зеваешь, у тебя утомлённый вид, я не вижу твоих красивых волос. Что с тобой?

Рон /вмешивается в разговор/: Она хочет пройти несколько курсов за один год. Терпеть не могу задавак.

Гермиона: Неправда, я не задавака! Просто, мне всё интересно! Я хочу всё узнать и… и…

Профессор /продолжая за неё/: И ты не спишь ночами, и не ходишь гулять на улицу, и перекусываешь на ходу. И я был таким же, пока не понял: нельзя объять необъятное! Знания и опыт приходят к нам только с возрастом. Скажи честно: когда ты в последний раз общалась с друзьями? Была ли ты на этой неделе у лесничего Хагрида? Летала ли на метле? Выгуливала ли свою любимую кошку?

Гермиона /вспоминает, нахмурив лоб/: Нет.

Профессор /обращается к Рону/: А у тебя, Рон, болят зубы?

Рон: Да, ни с того, ни с сего начали болеть. Никакие заклинания не помогают.

Профессор: Ты же волшебник, Рон, и должен знать, что просто так ничего не бывает.

Рон /вздохнув/: Родители прислали конфеты, и все разного вкуса. Мне больше всего нравится со вкусом ванили, я искал этот вкус среди всех конфет. Но попадались конфеты со вкусом ваксы, ушной серы, горького перца, а ваниль я так и не нашёл. Я и не заметил, как съел целую кучу конфет.

Профессор: И сейчас мучаешься от зубной боли. А ты лечишь зубы?

Рон /испуганно/: Уж-ж-жасно б-боюсь з-зубных в-врачей!

Профессор: А пытался успокоить зубную боль? /Рон отрицательно качает головой/. Вы ведь проходите уроки зельеварения. Тогда ты должен знать, что, например, настой из коры дуба поможет успокоить зубную боль.

Рон /радостно/: Сегодня же сделаю этот настой.

Профессор: Есть много рецептов, но всё же ты должен сходить к зубному врачу. И не спорь со мной. Ну, а ты, Гарри?

Гарри: А я летал на метле, попал под дождь и простудился. Но я лечусь, профессор Люпин.

Профессор: Вы хотите изменить мир к лучшему, но вначале вы должны изменить своё отношение к себе. Помните: в большинстве болезней виновата не природа и не общество, а только сам человек. Чаще всего он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности.

Гарри: Профессор, но мы же волшебники. Взмах палочкой, и мы здоровы.

Профессор: Не всё так просто, Гарри. Во-первых, вы не имеете права пользоваться волшебством в обычном мире людей, где живете большую часть своей жизни. Во-вторых, надеясь только на волшебство, вы перестанете полагаться на себя, утратите разум и осторожность. Вот поэтому в волшебной школе Гриффиндора вас лечат не волшебством, а отварами из лекарственных растений.

Гермиона: Не знаю, как вы, а я поняла, что за диагноз нам поставил профессор: нелюбикос себякос. В самом деле, нужно умудриться не любить себя, чтобы заболеть так, как я, Рон или Гарри. Теперь я знаю, в чём моя ошибка: я не соблюдала режим дня.

Рон: А я оказался слишком жадным, и это почувствовали на себе мои зубы.

Гарри: А я оказался слишком беспечен к себе. И ещё я понял, что никакое волшебство не вернёт тебе здоровья.

Профессор: Я ещё раз напомню: не изменив своего отношения к себе, не изменишь мир к лучшему.

В конце представления актёры поют куплет из песни ''Дорога добра''/ слова Ю.Энтина, музыка М.Минкова/:

Спроси у жизни строгой,
Какой идти дорогой.
Куда по свету белому
Отправиться с утра.
Иди за солнцем следом,
Хоть этот путь неведом.
Иди,мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

/Под мелодию актёры кланяются и уходят/.

2 ЧАСТЬ. Беседа с учениками по сказке.

- Ребята, ваше впечатление от сказки? А какая главная мысль это сказки?

- Кто сможет перевести с волшебного языка на русский язык диагноз профессора Люпина: ''Нелюбикос себякос''. Что означают эти странные слова?

- К какому выводу пришли Гермиона, Гарри, Рон? Будут ли они заботиться о своём здоровье? Какие советы вы дадите каждому из этих героев? Посоветуйте, каким должен быть распорядок дня? Как вы бережёте свои зубы, глаза, волосы? Нужно ли закаляться?

- Могут ли больные люди изменить мир к лучшему? Почему? Значит, главная мысль этой сказки заключена в словах профессора: не изменив своего отношения к себе, не изменишь мир к лучшему.

- А напоследок, ребята, споём с вами песню ''Дорога добра''.

Заключительное слово учителя. Ребята, вы сами пришли к выводу, что нужно беречь своё здоровье. А это начинается с малого: соблюдать режим дня, закаляться и заниматься спортом, быть умеренным в еде. Только здоровый человек сможет изменить мир в лучшую сторону.