Обобщение и систематизация сведений написания гласной в приставках пре- и при- на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Работа по систематизации и обобщению знаний на уроках русского языка направлена на закрепление ранее приобретенных и формирование новых умений, соответствующих изучаемым видам орфографии. В результате такой работы у учащихся вырабатывается орфографическая грамотность, формируется орфографическая зоркость. Обобщению и систематизации полученных знаний, пониманию связей между орфограммами способствуют уроки-практикумы, на которых теоретические сведения закрепляются выполнением практических заданий.

Цели: углубление понимания правильного условия выбора букв е и и в приставках пре- , при-; закрепить знания о написании гласной в приставках пре-, при- в зависимости от их лексического значения.

Оборудование: таблица “Правописание гласных в приставках пре-, при-”; таблица “Написание гласных в конце слова”; учебник русского языка для 6 класса под редакцией М.Т. Баранова, Л.П. Григорян, справочная литература, карточки для устного диктанта.

Ход урока:

I.

1 .Орфографическая зарядка. Выполняется по “цепочке”. Учащиеся диктуют слова, объясняют правильность написания.

Расстилаться, заблестел, брошюра, вымирать, ослепительно, вырастить, терпеливый, роскошный, располагаться, сознательный, блестящая, извилистая, наслаждаешься, разъяснить. Синтаксический и пунктуационный разбор. 2 ученика работают у доски с предложениями.

- Восходит солнце ясное, блестит в траве роса.

- На рассвете подул такой сильный ветер, что капли дождя замёрзли на высоких деревьях.

Остальные учащиеся составляют предложения по данным схемам

Учитель выборочно просматривает правильность выполнения работы, ему в этом помогают лаборанты-консультанты по рядам.

После каждого вида работы учащиеся на полях тетради отмечают свои успехи знаками “+”, “-”. Зная, что к заданию, отмеченному знаком “-”, необходимо вернуться еще раз, обращаются за разъяснением к учителю, консультанту.

II. “Повторение и закрепление пройденного”.

1. Выполняются упражнения на раннее изученные правила. Выполни правильно задания, графически объясни орфограмму.

Коснись воды
Прикасаться осторожно
Касаться рукой
Нежное прикосновение
Слагаемый успех
Выложи камнем
Изложи просьбу
Слегка коснуться
Благословлять на подвиг
Выращенный в теплице
Подать заявление

2. Углубляем знания о словообразовании, корне слова.

Вы хорошо знакомы с – да - : дал, продает, раздать.

От этого корня можно образовать множество слов – по подсчетам ученых, около 280. Оказывается, от него образовались не только новые слова, но даже и новые корни.

Вам знакомо слово дача. Это дом за городом. А в старину это слово служило для обозначения того, что дают. Русские цари раздавали людям, которые им служили, земли, деревни с крестьянами, и это называлось дача – то, что дали. Постепенно так прирос в этом слове к корню, что его стало трудно отделить. Так образовался корень –дач- , а из него выросли слова дачный, дачник, дачевладелец.

То же самое произошло и при срастании –да- с суффиксом –р- . Получился –дар- и из этого коня выросла целая вереница слов: дарить – подарок – одаренный.

3. Устно составляем словосочетания, используя корень –да- и его производные

ценный подарок, дачный сезон, одаренный ребенок, дар слова, построить дачу, продает воздушные шары.

4. Тренировочные упражнения на словообразование.

Один ученик выполняет у доски, комментируя ответ.

Задание: отметьте ту часть слова, которая придает словам новое значение.

Славный – бесславный
Двор – дворец
Барабан – барабанщик
Соберу – разберу
Дно - бездонный
Расчет - рассчитывать

5. Устный диктант.

Учитель называет слова, ученики поднимают карточку с нужной буквой (о-а, е-и) в корнях с чередующимися гласными.

прикоснуться
высказать
замирать
загорать
прилагать
вырастить
приложить
пригорел
вытереть
растительность
выгоревшая

6. Объяснить гласную в приставках пре- и при -.

пренеприятный разговор
приободрить товарищей
Василиса Премудрая
прескверный характер
примирить друзей
старинные предания
преодолевать расстояния
приморский край
приглушить свет

7.Углубляем знания о правописании пре- и при-.

Учитель сообщает, что во многих случаях, чтобы выбрать приставку, следует различать значения слов.

  • прибыть (приезжать) – пребывать (находиться)
  • приемник (аппаратура приема сигнала) – преемник (продолжатель дела)
  • призреть (приютить) – презирать (не уважать)
  • притворить (закрыть) – претворить (осуществить)
  • приступить (начать) – преступить (закон)
  • придать (добавить) – предать (предал, выдал)
  • приходящий (кто приходит) – преходящее (временное)

III. Свободный диктант.

Учитель диктует текст. Учащиеся записывают его в тетради. По окончании работы учащиеся проверяют диктант, пользуясь справочной литературой, помощью учителя. Считаю, что такой вид работы способствует самостоятельному поиску языковых знаний; развивает умение работать с различными видами словарей, справочников.

Остров Орлов на Черном море все привыкли считать заповедным. Повеет весенним ветром, и летят сюда птицы. Они как преогромные тучи и могут прикрыть на минуту небо.

Позже в птичьих домах уже шевелятся пушистые презабавные комочки. Приметы осени заставляют чаек покинуть родной остров. Но он не пустеет. Заповедник привлекает караваны бакланов, гусей. В прибрежных зарослях камыша чинно расхаживают цапли. На пригорках столбиками застыли суслики. Дорогу то и дело перебегают небольшие стайки куропаток. Многие обитатели тайги, тундры, гор, озер и болот находят на гостеприимном острове безопасное пристанище и обильный корм. (По И. Константинову 88 слов.)

IV. Подведение итогов урока.

Заполнение карточек самооценки. Задание на дом: упр.117 (устно), упр.137 (по заданию).