Цель: обобщить знания о природе и населении Южной Америки.
Образовательные задачи: проверка теоретических знаний и практических умений и навыков: умение работать с различными источниками географической информации; умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; умение применять полученные ранее знания в новой ситуации.
Развивающие задачи: развитие самостоятельности мышления; развитие устной монологической речи; развитие умения логически выстраивать свой ответ умения управлять собственным вниманием.
Воспитательные задачи: воспитание чувства ответственности за сохранение природы; бережного отношения к окружающей среде; повышение географической культуры учащихся.
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, дифференцированный подход, творческий подход.
Методы: частично-поисковый и исследовательский, направлен на развитие мышления, а также на закрепление и совершенствование приобретенных знаний.
План урока.
- Организационный момент.
- Работа на контурных картах.
- Работа в группах.
- Подведение итогов.
- Тестовое задание.
На первом этапе урока – обозначение темы, задач, знакомство с планом работы.
Второй этап – работа на контурных картах.
Учащиеся наносят на чистую контурную карту по памяти географические объекты, предложенные учителем (работа по вариантам).
Далее следует взаимопроверка, (ребята оценивают друг друга).
Третий этап – работа в группах (в четверках).
На каждую группу по одному вопросу.
Дается время на обсуждение. Отвечает один представитель от группы.
Кроме устного ответа у доски группа должна на листе бумаги кратко изложить основную мысль (тезисы) и расположить на доске.
Тезисы прикрепляются по кругу.
Таким образом, после выступления всех групп наглядно отображается взаимосвязь природных компонентов крупного природного комплекса – Южной Америки.
Четвертый этап – подведение итогов.
Слово учителя: “Географы утверждают, что Южная Америка – материк природных рекордов, что они имеют в виду?”
Учащимся предлагается дополнить картину материка, назвав особенности природы Южной Америки, к которым применимо слово “самый…”.
(Учитель заранее готовит предполагаемые ответы на листе ватмана, и эти ответы прикрепляются самими учащимися на доску или на саму карту Южной Америки).
Дополнение к четвертому этапу.
Перед подведением итогов (при наличии времени), можно предложить творческое задание учащимся (по желанию): “попробовать себя в качестве лучшего знатока Южной Америки”, выбрав любой вопрос, предложенный учителем (вопросы на отдельном столе). И пока подводятся итоги вместе с классом, эти ребята готовят ответы.
После подведения итогов и прослушивания ответов “знатоков”, приступаем к заключительному этапу – тестовому заданию (три варианта тестов разного уровня сложности).
Время для каждого вида работы, а также вопросы и задания учитель задает сам.
Использованные мною в ходе урока тесты и задания приложены ниже.