Урок в форме деловой игры "Построение чертежа плечевого изделия на индивидуальную фигуру"

Разделы: Технология


Цели и задачи урока :

  1. Закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование плечевых изделий”.
  2. Научить строить чертеж плечевого изделия на индивидуальную фигуру в М 1:1, пользуясь инструкционной картой, чертежом в М 1:4, эскизом.
  3. Развивать у детей навыки самоорганизации, самоконтроля и взаимоконтроля.

Оборудование:

  • таблица № 1 “Творчески проект - халат”;
  • таблица № 2 “Технологическая последовательность изготовления халата”;
  • таблица № 3 “Построение чертежа плечевого изделия в М 1:1”;
  • таблица № 4 “Последовательность подготовки чертежа халата к раскрою”;
  • бумага для чертежей;
  • рабочие тетради;
  • сантиметровые ленты;
  • эскизы учащихся;
  • фломастеры, ножницы, линейки, ткань.

Подготовка доски и кабинета:

  • доска – табло;
  • на доске таблицы №1 и №2;
  • на стенде №1 эскизы детей;
  • на стенде №2 ткани для проектируемых изделий.

Подготовка детей:

на уроке дети работают по следующим ролям:

- художник – модельер;

- гл. конструктор;

- гл. инженер;

- технолог;

- экономист;

- эколог;

- начальник смены;

- инженер по ТБ

Ход урока

1. Оргмомент

2. Вводная часть

Сегодня у нас не традиционный урок, а урок в форме деловой игры. Этот урок дает не только знания, но и, поможет кому – то выбрать в дальнейшем свой жизненный путь.

Быстро пробегут школьные годы и перед вами встанет вопрос “Кем быть?”. Хочу сказать, прежде всего вы должны быть хорошими профессионалами в своем деле. У профессионала должен быть творческий склад ума; он должен быстро реагировать на любую создавшуюся ситуацию, уметь строить последующие действия. А теперь давайте представим: я – не учитель, а вы не ученики. Я – директор фирмы, а вы специалисты этой фирмы.

Кроме того, у нас есть табло, на котором будет высвечиваться рейтинг каждого из вас.

3. Обобщение, закрепление пройденных тем.

В связи с увеличением объемов производства на нашей фирме возникла потребность освоения нового, нужного потребителю объекта труда, который я представляю в виде творческого проекта “Халат”.

Проект нового изделия я разделила на 3 этапа:

  • организационно-подготовительный;
  • технологический;
  • заключительный.

В данный момент меня интересует организационно – подготовительный и технологический этап (работа на доске с таблицей №1)

На прошлом художественном совете я дала поручение ведущим специалистам провести анализ данного проекта.

Над историческим исследованием, направления моды, выбором моделей и тканей, над стилем и силуэтом нового проекта работают художник – модельер и гл. конструктор.

Предоставляю слово художнику – модельеру предприятия.

(С исследовательской работой выступает ребенок в роли художника - модельера)

Домашняя одежда должна соответствовать общему характеру жилого интерьера, она должна гармонировать с индивидуальными особенностями человека, соответствовать его привычкам, характеру, жизненному укладу.

Домашняя одежда, удачно продуманная в конструкции и во всех деталях, должна не только помогать в работе по дому и способствовать отдыху. Она должна доставлять удовольствие окружающим.

Домашняя одежда играет определенную воспитательную роль в семье, формирует вкус детей, дисциплинирует окружающих, подает пример аккуратности.

Одежда для дома отвечает современным требованиям моды, она должна учитывать особенности возрастного фактора.

Ткани и цветовая гамма должны быть тщательно продуманы и создавать неповторимое настроение домашнего уюта.

К тканям предъявляют определенные гигиенические требования: они должны хорошо пропускать воздух, впитывать влагу, быть приятными на ощупь, не раздражать кожу.

Слово главному конструктору.

(С исследовательской работой выступает ребенок в роли гл. конструктора)

Я думаю, халат для дома должен быть свободного покроя, силуэта “трапеция”, с удобной простой застежкой и с определенным вырезом горловины.

Конструкция халата должна предусматривать минимум швов. Возможно применение конструктивной кокетки и функциональных карманов. Именно здесь используются отделочные элементы. Оформление домашней одежды может решаться разнообразными декоративными приемами. Рукава не должны сковывать движений. Для этого будет хороша конструкция рубашечного покроя с цельнокроеным рукавом. Нашими модельерами уже подобрали соответствующие образцы тканей и моделей, необходимых для изготовления домашнего халата (показывает на стенде №1 и №2).

Над выбором оборудования и инструментов работает главный инженер

(Выступает ребенок в роли гл. инженера)

Моим отделом проведена ревизия универсальных швейных машин и специальных машин для обметывания срезов, изготовления петель и пришивания пуговиц.

Приобретены дополнительные приспособления для обработки низа изделия и окантовки деталей изделия косой полоской.

Организация рабочих мест поручена главному технологу предприятия

(Ребенок в роли гл. технолога)

Нами переоборудован существующий нерентабельный цех в цех по производству нового изделия. Проводится переквалификация работников предприятия на работу в новых условиях труда.

А будет ли новое изделие рентабельно? Расчет себестоимости нового изделия я поручила главному экономисту

(Ребенок в роли главного экономиста)

Я провела анализ себестоимости данного изделия (на 1 ед.)

- стоимость ткани – 50руб.;

- стоимость фурнитуры – 20руб.;

- стоимость электроэнергии – 15руб.;

- отчисления на износ оборудования – 10руб.;

- отчисления на экологию – 10руб.;

- оплата труда – 25руб.;

- отчисления на налоги и в пенсионный фонд – 13руб.

Итого: 143руб..

После исследования рынка, я пришла к выводу: единицу нового изделия можно реализовать не дешевле 180руб.

Итак: прибыль с каждой ед. 37руб. Отсюда можно сделать вывод: изготовление данного изделия будет рентабельно. (Расчет дан условный).

Разработка мероприятий по сохранению окружающей среды поручена экологу предприятия.

(Ребенок в роли эколога)

Мною составлен план мероприятий по сбережению сырья и материалов, а также по раздельной утилизации отходов производства

(Ребенок в роли начальника смены определенными знаками на табло отмечает ответы специалистов)

Теперь меня интересует подготовка второго, технологического этапа.

Главному технологу предприятия поручена разработка технологической последовательности изготовления нового изделия.

(Ребенок в роли главного технолога работает у доски, пользуясь таблицей №2)

Отделом главного технолога разработана технологическая последовательность изготовления халата. Модельером уже отобраны оптимальные модели и подобраны образцы тканей (показывает стенд №1 и №2).

На предприятии по изготовлению халатов на индивидуальные фигуры мастера приступили к приему заказов и снятию мерок. Сегодня мы приступаем к построению чертежей и изготовлению выкроек (лекал) на индивидуальные фигуры.

4. Вопросно-ответная беседа

На предприятии по изготовлению изделий на индивидуальную фигуру работают молодые специалисты, поэтому прошу гл. конструктора проверить готовность подчиненных к работе в новых условиях

(Опрос главного конструктора)

  1. Какие виды женских фигур вы знаете?
  2. Какие мерки, и в какой, последовательности снимают с индивидуальной фигуры?
  3. Что еще, кроме мерок, используют для построения чертежа халата?
  4. Что такое прибавка на свободное облегание?
  5. Какие прибавки необходимы для построения данного чертежа?
  6. Как рассчитать ширину изделия для построения чертежа халата?
  7. Как рассчитать длину изделия?
  8. Как рассчитать ширину горловины?
  9. Как рассчитать глубину горловины спинки?
  10. Как рассчитать глубину горловины переда?
  11. Как рассчитать глубину горловины проймы?
  12. Как найти место расположения линии талии?

(Ребенок в роли начальника смены отмечает ответы на табло)

5. Анализ самостоятельной работы

Вопросно-ответная беседа показала, что молодые специалисты готовы к предстоящей работе.

Главного конструктора прошу, пользуясь схемами, провести анализ построения чертежа халата в М 1:1. анализ данного чертежа будет соответствовать анализу чертежа в М 1:4

(Ребенок в роли главного конструктора работает у доски, пользуясь таблицами №3 и №4)

Построение чертежа халата и подготовку выкроек к раскрою проводим в три этапа.

I этап

Построить: 1. Сетку халата

2. Горловины спинки и переда

3.Рукав

4.Линию низа

5.Линию бока

6.Линию талии

II этап

Провести самопроверку и взаимопроверку участков построения ВВ1 и В1 Г

III этап

Указать:

1. Припуски на швы

2. Сгиб ткани

3. Долевую нить

4. Название линий

Нанести фасонные линии в соответствии с выбранным эскизом.

6. Подготовка к самостоятельной работе

Прежде чем приступить к самостоятельной работе, прошу инженера по ТБ сообщить о мерах по соблюдению условий ТБ и культуре труда на предприятии.

(Ребенок в роли инженера по ТБ)

Мною разработан план мероприятий по соблюдению техники безопасности при выполнении ручных, машинных и влажно – тепловых работ.

Продуманы действия по сохранению здоровья работников и культуре труда на предприятии:

  • производственная гимнастика на рабочих местах;
  • автоматизированное проветривание цехов;
  • установка дополнительных кондиционеров;
  • установка на рабочих местах музыкальных точек с наушниками;
  • создание дополнительной комнаты для приема пищи;
  • создание комнаты отдыха;
  • озеленение цехов и салонов.

В данный момент необходимо соблюдать правила ТБ с колющими и режущими инструментами, поэтому, перед началом работы прошу подойти к стенду по ТБ, ознакомиться с инструкцией и расписаться.

Начальнику смены необходимо проверить подготовку рабочих мест и инструментов, а затем доложить главному конструктору о готовности к работе.

(Ребенок в роли начальника смены передает подготовленную бумагу для чертежей на рабочие места, затем поочередно передаются сантиметровые ленты и линейки, после этого он докладывает конструктору о готовности к работе)

(Ребенок в роли главного конструктора напоминает всем о необходимости проводить все измерения на чертеже только сантиметровой лентой, т.к. фигуры измерялись сантиметровой лентой)

7. Самостоятельная работа

Учащиеся приступают к самостоятельной работе. На данном этапе работы каждый ребенок играет роль рядового конструктора и выполняет чертеж на индивидуальную фигуру по собственному эскизу, пользуясь инструкционной картой и чертежом в М 1:4.

Перед завершением I этапа необходимо приостановить работу и напомнить о II этапе, где проверяются участники ВВ1 и В1Г, от которых зависит правильность построения всего чертежа.

На III этапе детям рекомендуется сверить подготовку выкройки к раскрою с таблицей №4, которая находиться на доске.

Ребенок в роли главного конструктора по мере завершения работы, принимает чертежи и размещает их на классной доске вместе с соответствующими эскизами.

Ребенок в роли начальника смены отмечает на табло фамилии детей, выполнивших чертежи.

К концу урока на доске должны быть размещены выкройки с соответствующими эскизами всех учащихся.

8. Подведение итогов, оценка работы.

Наш урок в форме деловой игры подходит к концу. Как сказано в известной поговорке “Конец – всему делу венец”. Наш урок является венцом раздела “Проектирование и изготовление плечевых изделий”. Это урок повторение и закрепления знаний и умений по данному разделу.

Что, из ранее полученных знаний, вы повторили сегодня на уроке?

Что нового вы узнали и чему научились на уроке?

Оценку вашей работы на уроке высветило табло, за которым внимательно следил начальник смены.

Дети встают и подходят к доске, где расположены их работы. Завершают урок дети переработанными ими же стихами Маяковского:

У меня растут года-
Будет мне семнадцать
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?

Нужные работники
Инженеры и плотники
В инженеры я б пошла
Пусть меня научат!

Инженером хорошо,
А конструктором лучше
Я б в конструкторы пошла –
Пусть меня научат!

Конструктором хорошо,
А экономистом лучше
В экономисты я б пошла –
Пусть меня научат!

Экономистом хорошо,
А экологом лучше
Я б в экологи пошла –
Пусть меня научат!

Экологом хорошо,
А директором лучше
Я б в директоры пошла –
Пусть меня научат!

Директором фирмы хорошо,
А учителем лучше
Я б в учителя пошла –
Пусть меня научат!

Модельер, портной, стилист –
Знаете вы сами –
Были целых десять лет
Все учениками!

Выбрать в жизни путь помог,
Ввел их в мир открытый
Терпеливый педагог,
Опытный учитель.

Инженер и программист,
И конструктор, и стилист
Вот уж много лет подряд –
Все его благодарят.