Цели и задачи урока :
- Закрепить знания и умения учащихся по разделу “Проектирование плечевых изделий”.
- Научить строить чертеж плечевого изделия на индивидуальную фигуру в М 1:1, пользуясь инструкционной картой, чертежом в М 1:4, эскизом.
- Развивать у детей навыки самоорганизации, самоконтроля и взаимоконтроля.
Оборудование:
- таблица № 1 “Творчески проект - халат”;
- таблица № 2 “Технологическая последовательность изготовления халата”;
- таблица № 3 “Построение чертежа плечевого изделия в М 1:1”;
- таблица № 4 “Последовательность подготовки чертежа халата к раскрою”;
- бумага для чертежей;
- рабочие тетради;
- сантиметровые ленты;
- эскизы учащихся;
- фломастеры, ножницы, линейки, ткань.
Подготовка доски и кабинета:
- доска – табло;
- на доске таблицы №1 и №2;
- на стенде №1 эскизы детей;
- на стенде №2 ткани для проектируемых изделий.
Подготовка детей:
на уроке дети работают по следующим ролям:
- художник – модельер;
- гл. конструктор;
- гл. инженер;
- технолог;
- экономист;
- эколог;
- начальник смены;
- инженер по ТБ
Ход урока
1. Оргмомент
2. Вводная часть
Сегодня у нас не традиционный урок, а урок в форме деловой игры. Этот урок дает не только знания, но и, поможет кому – то выбрать в дальнейшем свой жизненный путь.
Быстро пробегут школьные годы и перед вами встанет вопрос “Кем быть?”. Хочу сказать, прежде всего вы должны быть хорошими профессионалами в своем деле. У профессионала должен быть творческий склад ума; он должен быстро реагировать на любую создавшуюся ситуацию, уметь строить последующие действия. А теперь давайте представим: я – не учитель, а вы не ученики. Я – директор фирмы, а вы специалисты этой фирмы.
Кроме того, у нас есть табло, на котором будет высвечиваться рейтинг каждого из вас.
3. Обобщение, закрепление пройденных тем.
В связи с увеличением объемов производства на нашей фирме возникла потребность освоения нового, нужного потребителю объекта труда, который я представляю в виде творческого проекта “Халат”.
Проект нового изделия я разделила на 3 этапа:
- организационно-подготовительный;
- технологический;
- заключительный.
В данный момент меня интересует организационно – подготовительный и технологический этап (работа на доске с таблицей №1)
На прошлом художественном совете я дала поручение ведущим специалистам провести анализ данного проекта.
Над историческим исследованием, направления моды, выбором моделей и тканей, над стилем и силуэтом нового проекта работают художник – модельер и гл. конструктор.
Предоставляю слово художнику – модельеру предприятия.
(С исследовательской работой выступает ребенок в роли художника - модельера)
Домашняя одежда должна соответствовать общему характеру жилого интерьера, она должна гармонировать с индивидуальными особенностями человека, соответствовать его привычкам, характеру, жизненному укладу.
Домашняя одежда, удачно продуманная в конструкции и во всех деталях, должна не только помогать в работе по дому и способствовать отдыху. Она должна доставлять удовольствие окружающим.
Домашняя одежда играет определенную воспитательную роль в семье, формирует вкус детей, дисциплинирует окружающих, подает пример аккуратности.
Одежда для дома отвечает современным требованиям моды, она должна учитывать особенности возрастного фактора.
Ткани и цветовая гамма должны быть тщательно продуманы и создавать неповторимое настроение домашнего уюта.
К тканям предъявляют определенные гигиенические требования: они должны хорошо пропускать воздух, впитывать влагу, быть приятными на ощупь, не раздражать кожу.
Слово главному конструктору.
(С исследовательской работой выступает ребенок в роли гл. конструктора)
Я думаю, халат для дома должен быть свободного покроя, силуэта “трапеция”, с удобной простой застежкой и с определенным вырезом горловины.
Конструкция халата должна предусматривать минимум швов. Возможно применение конструктивной кокетки и функциональных карманов. Именно здесь используются отделочные элементы. Оформление домашней одежды может решаться разнообразными декоративными приемами. Рукава не должны сковывать движений. Для этого будет хороша конструкция рубашечного покроя с цельнокроеным рукавом. Нашими модельерами уже подобрали соответствующие образцы тканей и моделей, необходимых для изготовления домашнего халата (показывает на стенде №1 и №2).
Над выбором оборудования и инструментов работает главный инженер
(Выступает ребенок в роли гл. инженера)
Моим отделом проведена ревизия универсальных швейных машин и специальных машин для обметывания срезов, изготовления петель и пришивания пуговиц.
Приобретены дополнительные приспособления для обработки низа изделия и окантовки деталей изделия косой полоской.
Организация рабочих мест поручена главному технологу предприятия
(Ребенок в роли гл. технолога)
Нами переоборудован существующий нерентабельный цех в цех по производству нового изделия. Проводится переквалификация работников предприятия на работу в новых условиях труда.
А будет ли новое изделие рентабельно? Расчет себестоимости нового изделия я поручила главному экономисту
(Ребенок в роли главного экономиста)
Я провела анализ себестоимости данного изделия (на 1 ед.)
- стоимость ткани – 50руб.;
- стоимость фурнитуры – 20руб.;
- стоимость электроэнергии – 15руб.;
- отчисления на износ оборудования – 10руб.;
- отчисления на экологию – 10руб.;
- оплата труда – 25руб.;
- отчисления на налоги и в пенсионный фонд – 13руб.
Итого: 143руб..
После исследования рынка, я пришла к выводу: единицу нового изделия можно реализовать не дешевле 180руб.
Итак: прибыль с каждой ед. 37руб. Отсюда можно сделать вывод: изготовление данного изделия будет рентабельно. (Расчет дан условный).
Разработка мероприятий по сохранению окружающей среды поручена экологу предприятия.
(Ребенок в роли эколога)
Мною составлен план мероприятий по сбережению сырья и материалов, а также по раздельной утилизации отходов производства
(Ребенок в роли начальника смены определенными знаками на табло отмечает ответы специалистов)
Теперь меня интересует подготовка второго, технологического этапа.
Главному технологу предприятия поручена разработка технологической последовательности изготовления нового изделия.
(Ребенок в роли главного технолога работает у доски, пользуясь таблицей №2)
Отделом главного технолога разработана технологическая последовательность изготовления халата. Модельером уже отобраны оптимальные модели и подобраны образцы тканей (показывает стенд №1 и №2).
На предприятии по изготовлению халатов на индивидуальные фигуры мастера приступили к приему заказов и снятию мерок. Сегодня мы приступаем к построению чертежей и изготовлению выкроек (лекал) на индивидуальные фигуры.
4. Вопросно-ответная беседа
На предприятии по изготовлению изделий на индивидуальную фигуру работают молодые специалисты, поэтому прошу гл. конструктора проверить готовность подчиненных к работе в новых условиях
(Опрос главного конструктора)
- Какие виды женских фигур вы знаете?
- Какие мерки, и в какой, последовательности снимают с индивидуальной фигуры?
- Что еще, кроме мерок, используют для построения чертежа халата?
- Что такое прибавка на свободное облегание?
- Какие прибавки необходимы для построения данного чертежа?
- Как рассчитать ширину изделия для построения чертежа халата?
- Как рассчитать длину изделия?
- Как рассчитать ширину горловины?
- Как рассчитать глубину горловины спинки?
- Как рассчитать глубину горловины переда?
- Как рассчитать глубину горловины проймы?
- Как найти место расположения линии талии?
(Ребенок в роли начальника смены отмечает ответы на табло)
5. Анализ самостоятельной работы
Вопросно-ответная беседа показала, что молодые специалисты готовы к предстоящей работе.
Главного конструктора прошу, пользуясь схемами, провести анализ построения чертежа халата в М 1:1. анализ данного чертежа будет соответствовать анализу чертежа в М 1:4
(Ребенок в роли главного конструктора работает у доски, пользуясь таблицами №3 и №4)
Построение чертежа халата и подготовку выкроек к раскрою проводим в три этапа.
I этап
Построить: 1. Сетку халата
2. Горловины спинки и переда
3.Рукав
4.Линию низа
5.Линию бока
6.Линию талии
II этап
Провести самопроверку и взаимопроверку участков построения ВВ1 и В1 Г
III этап
Указать:
1. Припуски на швы
2. Сгиб ткани
3. Долевую нить
4. Название линий
Нанести фасонные линии в соответствии с выбранным эскизом.
6. Подготовка к самостоятельной работе
Прежде чем приступить к самостоятельной работе, прошу инженера по ТБ сообщить о мерах по соблюдению условий ТБ и культуре труда на предприятии.
(Ребенок в роли инженера по ТБ)
Мною разработан план мероприятий по соблюдению техники безопасности при выполнении ручных, машинных и влажно – тепловых работ.
Продуманы действия по сохранению здоровья работников и культуре труда на предприятии:
- производственная гимнастика на рабочих местах;
- автоматизированное проветривание цехов;
- установка дополнительных кондиционеров;
- установка на рабочих местах музыкальных точек с наушниками;
- создание дополнительной комнаты для приема пищи;
- создание комнаты отдыха;
- озеленение цехов и салонов.
В данный момент необходимо соблюдать правила ТБ с колющими и режущими инструментами, поэтому, перед началом работы прошу подойти к стенду по ТБ, ознакомиться с инструкцией и расписаться.
Начальнику смены необходимо проверить подготовку рабочих мест и инструментов, а затем доложить главному конструктору о готовности к работе.
(Ребенок в роли начальника смены передает подготовленную бумагу для чертежей на рабочие места, затем поочередно передаются сантиметровые ленты и линейки, после этого он докладывает конструктору о готовности к работе)
(Ребенок в роли главного конструктора напоминает всем о необходимости проводить все измерения на чертеже только сантиметровой лентой, т.к. фигуры измерялись сантиметровой лентой)
7. Самостоятельная работа
Учащиеся приступают к самостоятельной работе. На данном этапе работы каждый ребенок играет роль рядового конструктора и выполняет чертеж на индивидуальную фигуру по собственному эскизу, пользуясь инструкционной картой и чертежом в М 1:4.
Перед завершением I этапа необходимо приостановить работу и напомнить о II этапе, где проверяются участники ВВ1 и В1Г, от которых зависит правильность построения всего чертежа.
На III этапе детям рекомендуется сверить подготовку выкройки к раскрою с таблицей №4, которая находиться на доске.
Ребенок в роли главного конструктора по мере завершения работы, принимает чертежи и размещает их на классной доске вместе с соответствующими эскизами.
Ребенок в роли начальника смены отмечает на табло фамилии детей, выполнивших чертежи.
К концу урока на доске должны быть размещены выкройки с соответствующими эскизами всех учащихся.
8. Подведение итогов, оценка работы.
Наш урок в форме деловой игры подходит к концу. Как сказано в известной поговорке “Конец – всему делу венец”. Наш урок является венцом раздела “Проектирование и изготовление плечевых изделий”. Это урок повторение и закрепления знаний и умений по данному разделу.
Что, из ранее полученных знаний, вы повторили сегодня на уроке?
Что нового вы узнали и чему научились на уроке?
Оценку вашей работы на уроке высветило табло, за которым внимательно следил начальник смены.
Дети встают и подходят к доске, где расположены их работы. Завершают урок дети переработанными ими же стихами Маяковского:
У меня растут года-
Будет мне семнадцать
Где работать мне тогда?
Чем мне заниматься?
Нужные работники
Инженеры и плотники
В инженеры я б пошла
Пусть меня научат!
Инженером хорошо,
А конструктором лучше
Я б в конструкторы пошла –
Пусть меня научат!
Конструктором хорошо,
А экономистом лучше
В экономисты я б пошла –
Пусть меня научат!
Экономистом хорошо,
А экологом лучше
Я б в экологи пошла –
Пусть меня научат!
Экологом хорошо,
А директором лучше
Я б в директоры пошла –
Пусть меня научат!
Директором фирмы хорошо,
А учителем лучше
Я б в учителя пошла –
Пусть меня научат!
Модельер, портной, стилист –
Знаете вы сами –
Были целых десять лет
Все учениками!
Выбрать в жизни путь помог,
Ввел их в мир открытый
Терпеливый педагог,
Опытный учитель.
Инженер и программист,
И конструктор, и стилист
Вот уж много лет подряд –
Все его благодарят.