Система работы с одаренными детьми

Разделы: Общепедагогические технологии


Современная школа стоит на пороге новой реформы. Переход на профильное обучение начнется с 2006 года. За оставшееся время необходимо спроектировать работу общеобразовательного учреждения так, чтобы его выпускники не просто знали куда пойти учиться дальше, а четко представляли свои возможности в этих профессиях, то есть смогли решить проблему самоопределения. Для педагогов это означает необходимость обратиться к индивидуальным и личностным особенностям учащихся. Помочь в этом может образовательная программа, выстроенная таким образом, чтобы эффективно выявлять и развивать интеллектуально-творческий потенциал личности каждого ребенка и помочь особо одаренным детям, не имеющим возможности учиться в специализированных школах. Кроме того, необходимо создать условия всем обучающимся в лицее детям для предварительного самоопределения в области профессионального образования.

Задачи, которые стоят перед коллективом лицея, заключаются в следующем:

  • организовать диагностику общих, универсальных способностей детей начиная со школы развития “Почемучка” (старший дошкольный возраст);
  • создать условия для индивидуального развития личности учащихся младшего школьного возраста, соответствующие их способностям и дарованиям, через систему воспитательной работы;
  • проводить диагностику одаренности учащихся на каждом возрастном этапе и поиск адекватного способа реализации личности в определенных видах деятельности;
  • создать условия для осуществления исследовательской деятельности и педагогов в процессе совместной разработки проектов в области профессионального образования.

В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

В мировой психолого-педагогической науке существуют различные концептуальные модели одаренности. Одной из наиболее популярных теоретических моделей одаренности является концепция, разработанная американским исследователем Дж. Рензулли. Он считает, что одаренность есть сочетание трех основных характеристик:

  • интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень);
  • креативности;
  • настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу).

Кроме того, он выделял знания (эрудицию) и благоприятную окружающую среду. Фактически, он предлагает относить к категории одаренных тех детей, которые проявили высокие показатели хотя бы по одной из этих характеристик. В своих работах автор заменяет термин “одаренность” на “потенциал”.

Для педагогов концепция Дж. Рензулли представляет собой универсальную схему, применимую для разработки системы воспитания и обучения не только одаренных детей, но и всех остальных, что отвечает задаче массовой школы. Действительно, детей, обладающих потенциальными возможностями, в школе достаточно. Если не разглядеть его, не развить, этот дар природы так и останется не востребованным.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения (схема 1).

Представленные на схеме варианты обучения одаренных детей имеют свои сильные и слабые стороны. Однозначного решения этой проблемы нет. Каждая школа решает ее с учетом собственных условий и социально-психологических обстоятельств.

Анализируя работу лицея за последние годы, мы пришли к выводу, что в работе с одаренными детьми у нас был существенный пробел. Заключается он в следующем: активно работать с такими детьми начинали с 8-9 классов при подготовке к районным, областным олимпиадам, конференциям, творческим конкурсам. И надо было приложить значительные усилия, чтобы привести в систему знания ученика. Практика подтверждает, что если ученик одарен, то он способен достичь успехов во многих видах деятельности: на олимпиадах ребята добиваются хороших результатов в разных, часто противоположных направлениях. Однако высших достижений по всем заявленным предметам не показывают. Причина этого явления заключается в том, что на старшем, выпускном этапе школа руководствуется принципом общей одаренности: если хорош, то во всем. К сожалению, это частное явление.

Наиболее верным будет следующий педагогический путь:

- на ранних возрастных этапах (старший дошкольный и младший школьный возраст) одаренность следует рассматривать и развивать как общую, универсальную способность;

- на следующих возрастных этапах общая способность должна приобретать специфические черты и определенную предметную направленность (см. схему 2).

Много лет в лицее работает школа развития “Почемучка”. Большая часть детей, проходящий здесь подготовку, поступает к нам в первый класс. Одна из главных задач учителя на этом этапе - увидеть общие, универсальные способности малышей. В этом значительную помощь оказывает психолог, определяя, что относится к свойствам возраста и является переходящим, и что в дальнейшем может развиться. Психолого-педагогическое сопровождение продолжается и на первой ступени обучения. Здесь же мы апробировали программу учебно-воспитательной деятельности, способную вылиться в целенаправленную подготовительную работу по выявлению одаренных детей.

Программа “Развитие творческого потенциала личности учащихся через систему воспитательной работы” представляет собой цикл лицейских коллективных дел:

Сентябрь “Наша Родина - Россия”;

Октябрь “Народные традиции нашей Родины”;

Ноябрь “Литературное достояние России”;

Декабрь “Семейный праздник - Новый год”;

Январь “Как уберечь себя от опасности”;

Февраль “Защита Отечества - священный долг”;

Март “Город мастеров. Это вы можете”;

Апрель “Экологический марафон. Береги свой край”;

Май “Здоровые дети - здоровая Россия”.

Все мероприятия, проводимые в рамках коллективных творческих дел, имели определенную цель: выявить особо одаренных в данном направлении детей и представить их работы на ежемесячную научно-практическую конференцию и фестиваль искусств. Это были рефераты, доклады по предметам (литература, история, физика, астрономия, биология, технология) и творческие работы. Завершился цикл коллективных творческих дел итоговой конференцией и общим концертом, посвященным Дню Победы.

Подводя итоги работы, мы увидели несомненные достижения:

  • определение творческой направленности одаренных детей;
  • появление творческих групп “ученик - учитель” (ученик 4 класса сейчас работает по индивидуальной программе с учителем физики);
  • учащиеся получили опыт выступления перед аудиторией, обрели уверенность в своих силах.

Для одаренных детей творческая деятельность имеет большое значение. Основным характерным качеством таких ребят является воображение. Нетривиальные подходы к решению задач, оригинальные ассоциации, необычное рассмотрение проблемы- все это является результатом воображения. Такие дети - особая забота учителей. Однако это не исключает необходимости развивать творческий потенциал остальных детей. Поэтому в клубе “Эврика” рады всем. Учащиеся 7-13 лет приходят сюда, чтобы оказаться в ситуации игры и поиска, освоить новые техники работы по развитию воображения. Занятия в клубе помогают раскрыть в детях такие качества и творческие способности как быстрота мышления, способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое.

Занятия часто проходят в кабинете информатики, где творческий рост ребят можно отследить с помощью интерактивных методик(часть одной из них представлена в <Приложении>.

Для того, чтобы работа с одаренными детьми не была эпизодической, а складывалась в определенную систему, психологическая служба лицея и отдел мониторинга проводят диагностику продвижения учащихся в отдельных направлениях. Результаты диагностики заносятся в портфолио ученика с тем, чтобы на разных возрастных этапах выстраивать индивидуальную работу, конструировать учебный план на базе интересов учащихся.

Работа с одаренными учащимися особенно видна в старшем звене. Реализуя свои склонности, интересы, способности через систему дополнительного образования, элективные курсы, модули старшеклассники демонстрируют свои достижения в выбранном направлении, участвуя в предметных олимпиадах, конференциях, конкурсах, проектной деятельности.

Планируя дальнейшую работу с одаренными детьми, мы создаем картотеку двух видов: для учащихся “Я - творческая личность” и для учителей “Система работы с одаренными детьми”, которая легла в основу программы “Одаренные дети”.