В условиях современной жизни значительно возрастает роль различных форм и видов оздоровительной физкультуры. Лечебная гимнастика, представляющая систему физических упражнений в воде, оказывает большое оздоровительное влияние. Благоприятное воздействие плавания на детский организм является общепринятым.
Чем хороша гимнастика в воде? Она закаливает, помогает избегать заболевания, взбадривает и освежает. Воспитывает силу воли и дает заряд бодрости. А если в основе лежит игра, которая обучает, воспитывает, развивает и закаливает? Материал этого занятия по лечебно-оздоровительной гимнастике в воде можно использовать и на уроках плавания.
Цель: профилактика нарушения осанки; закаливание организма; развитие общей выносливости; укрепление опорно-двигательного аппарата; знакомство с новыми упражнениями.
Место проведения: бассейн.
Оборудование: мячи, обручи, мелкие игрушки, шарики, трубочки, бутылки с водой.
Музыкальное сопровождение.
Рекомендации учителям (при работе с бутылками):
- меняйте темп выполнения упражнений и размах движения: то медленно, то
- быстро;
- пользы будет больше, если взять достаточно напряженный темп;
- используйте плавучесть бутылок и старайтесь как можно больше прыгать и выполнять упражнения не касаясь ногами дна, бегать самыми разными способами;
- хорошо запомнив комплекс упражнений, почаще меняйте порядок выполнения.
Ход занятия
1. Построение. Сообщение темы. Техника безопасности на воде.
2. Разминка на суше под музыку.
3. Комплекс упражнений в воде.
Ходьба: обычная, ускоренная, строевым шагом, приставным шагом вперед, назад, в сторону, на носках, на пятках, ходьба широким шагом с различным положением рук, с изменением и ритма и частоты шагов.
Бег: на месте, в движении, высоко поднимая бедро из воды, с выносом прямой ноги назад, бег с дополнительными движениями, с поворотами, остановками, брасанием и ловлей предметов.
Прыжки: на месте и в движении на одной ноге, на двух ногах, прыжки через мнимые препятствия, выпрыгивания, с поворотом на 90 градусов.
4. Упражнения можно чередовать с дыхательными играми:
- дети дуют на шарики из пенопласта,
- на надувные шары до определенного места, обратно – гонят руками;
- дуют в воду через трубочки или через кулачок до пузырей.
5. Новое. Упражнения с бутылками с водой
“Лыжный шаг”.
Зайти в воду по пояс, опустить руки с бутылками. Ногами выполнять
упражнение “ножницы”, руки вытягивать попеременно вперед-назад.
а) большой размах;
б) 8 раз медленно с большим размахом, 8 раз быстро с маленьким размахом.
Работают мышцы рук и ног.
Лечь на спину, бутылки зажать под мышками. “Езда на велосипеде”. То же упражнение можно делать, лежа на груди.
“Езда на велосипеде”.
Зайти в воду по грудь, держа в руках бутылки. Выполнять ногами
упражнение “велосипед”. Активно работают мышцы рук и ног.
Прочно встать на дно, держа в руках бутылки. Бег на месте. Руки делают боксерские движения вперед, в сторону, вниз, назад (10раз). Работают все мышцы рук. Упражнение можно выполнять без бутылок.
Встать на дно, руки с бутылками овести за спину. Выпрямлять их и снова прижимать к спине.
Зайти в воду по шею, встать просто, держа бутылки в опущенных руках. Прыжки “ноги врозь-вместе”. Руки тоже разводить при прыжке.
- Встать на дно , зажав бутылку коленями. Движения твиста.
- Встать на дно , руки сбутылками выпрямит в стороны. Лечь на живот, руки вытянуть вперед. Вернуться в исходное положение. Лечь на спину. Руки вытянуть назад. Активно работать ногами.
- Из стойки прямо подтянуть колени к животу, одновременно поворачивая то вправо, то влево. Бутылки можно зажать под мышками или держать в руках, выпрямленных в стороны.
6. Игры-“наслаждения” и с элементами соревнования.
Дети делятся на команды.
“Попади торпедой в цель”.
Два участника игры становятся с обручами напротив своей команды на расстоянии
3-4 метров от нее. Каждый из игроков должен оттолкнуться от бортика и
выполнить скольжение сквозь обруч. Выигрывает команда, которая метко
попадает в цель “торпедой”.
Победитель: команда, больше попавшая в цель.
“Попади в обруч”.
несколько участников становятся примерно в 1 м от бортика и держат на
поверхности воды и параллельно ей несколько обручей. Остальные стоят на
бортике напротив. По сигналу каждый играющий должен спрыгнуть в воду ногами
вниз, стараясь попасть в обруч, но не коснуться его. Обруч можно отодвигать от
бортика и прыжки повторяются.
“Карусель”.
Участники становятся в круг, держась за руки. Затем через одного они ложатся на грудь или на спину, продолжая держаться за руки. По сигналу “карусель” приводится в движение: те, кто стоит на дне, начинают двигаться по кругу, а лежащие на воде, вызвав один раз сильные брызги ногами, дальше спокойно вытыгивают их и выдерживают паузу. Через некоторое время играющие меняются местами.
Победителей нет, главное - настроение!
“Чехарда”.
Занимающиеся становятся в колонну по одному на расстоянии 1-2 метра друг от друга и наклоняются вперед. Последний в колонне игрок перепрыгивает через каждого стоящего впереди, затем становится первым.
Победителей нет, главное - веселье!
“Стой крепко”.
Участники разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу, держась за правые руки под водой и подняв левые руки вверх.
По сигналу играющие пытаются сдвинуть друг друга сместа и свалить в воду.
Побеждает игрок, сумевший сдвинуть противника так, чтобы тот хотя бы рукой коснулся воды.
“Турнир”.
Играющие разбиваются на пары. Один садится на плечи другому. Сидящие на плечах стараются стащить в воду друг друга.
Побеждает пара, свалившая в воду противника.
“Курьер”.
Делятся на команды. Соревнующиеся плывут на определенное расстояние, держа в руке предмет (одноразовый стаканчик).
Побеждает команда, приплывшая первой и не замочившая “донесение”.
“Кто быстрее”.
Команды сидят на бортике бассейна, свесив ноги в воду. По сигналу они спрыгивают в воду и плывут до определенного места.
Побеждает команда, приплывшая первой.
“Передай другому”.
В игре участвуют две команды, которые садятся вдоль бортика бассейна в колонну по одному. По сигналу замыкающие в каждой команде ударяют рукой сидящего впереди и сами прыгают в воду. Каждый последующий проделывает то же самое, как только сидящий сзади дотронется до его плеча.
Побеждает команда, лучше выполнившая задание.
“Пойманный мяч”.
Играющие прыгают по очереди со стартовой тумбочки и на лету ловят брошенный им мяч.
Выигрывает команда, поймавшая мяч наибольшее количество.
“Водолазы”.
Играющие делятся на две команды. Предварительно на дно опускают хорошо заметные предметы. По команде играющие собирают предметы со дна.
Побеждает команда, участники которой соберут больше предметов.
7. Построение, упражнения на восстановление дыхания
8. Релаксация