Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с реформами Петра I в образовании, просвещении и культуре России в начале XYIII столетия.
- Показать закономерность появления новой светской культуры.
- Развить интерес учащихся к Отечественной культуре.
- Дать знания, необходимые для восприятия различных сторон культуры России.
- Расширить кругозор учащихся.
Тип урока: объяснение нового материала
Форма работы: фронтальная, индивидуальная
Оборудование: аудиомагнитофон
Дидактический материал:
а) карточки - основные понятия эпохи;
б) репродукции произведений искусства и культуры России 18 века.
ХОД УРОКА
1. Повторение пройденного материала - работа по карточкам (по вариантам) - дать определение основным понятиям эпохи (варианты работы см. в Приложении № 1).
2. Объяснение нового материала:
а) Объявление новой темы; постановка целей и задач урока.
б) Слово учителя о личности Петра I как преобразователя и о новом типе культуры России XYIII века.
в) Сообщения учащихся по теме урока:
- Рождение Российской прессы
- Книга Нового времени
- Первая публичная библиотека
- Первый российский музей – Кунсткамера
г) Слово учителя об Академии наук в России и её особенностях
д) Сообщение об образовании во времена Петра I (школы и гимназии)
3. Физическая пауза
4. Подведение итогов урока - составление логических цепочек по новому материалу (см. в Приложении №2).
5. Домашнее задание
СЦЕНАРИЙ УРОКА
1. Повторение пройденного материала - самостоятельная работа учащихся по карточкам - дать определение основным понятиям эпохи.(см. в Приложении №1) - во время выполнения задания учащимися звучит музыка XYIII века - В.А.Моцарт, симфония № 40.
2. Объяснение нового материала
УЧИТЕЛЬ: Мы продолжаем разговор о XYIII веке. И сегодня 1 урок в большом разделе “Культура России XYIII века”.
Предлагаю прослушать музыкальный фрагмент.
Ваша задача:
- Вспомнить, как называется этот вид музыкальных произведений?
- Какое произведение звучало, название?
- О ком шла речь?
(Звучит кант “О Полтавской победе”).
- Ответы учащихся.
УЧИТЕЛЬ:
И действительно, речь шла о первом русском императоре - Петре I.
Сегодня и на последующих уроках мы познакомимся с его реформами в образовании, просвещении и культуре России YIII века. Попробуем проследить закономерность появления новой светской культуры в России времен Петра I.
УЧИТЕЛЬ:
Петр 1 вошел в историю России многими славными делами. Это был царь-преобразователь, царь-труженик. Он хотел, чтобы Россия ни силой, ни богатством, ни умом не уступала ведущим державам мира.
ВОПРОС К КЛАССУ: А почему?
- Ответы учащихся
УЧИТЕЛЬ:
Существует интересная точка зрения, что до YIII века искусство и культура в России были поклоном Востоку, а с петровских времен - Западу. На самом деле развитие русской культуры не укладывается в столь упрощенную схему. Все было куда сложнее. Резкий поворот Петра I в сторону Западной Европы привел к образованию в русской культуре двух направлений. Теперь на одном и том же географическом пространстве сосуществовали два мира: дворянский, повернувшийся лицом к Западу, и крестьянский, державшийся за традиционные ценности сохранивший русскую самобытность.
Приобщившись к европейской культуре, дворянская Россия уже через полстолетия почти перестала воспринимать ее как чужую. Но пока, в начале YIII века, для современников Петра I западные новшества, от покроя платья до устройства балов, было чем-то инородным, насильно навязанным сверху. Безусловно, следование за западноевропейской культурой не свелось к слепому подражанию. Восприимчивость к заимствованным стилям и жанрам сочеталась с приверженностью к национальному.
И все-таки стоит говорить о том, что в YIII веке в России складывается тип культуры Нового времени, её главной особенностью становится светский характер. Образование, искусство, культура в целом освобождаются от влияния церкви и религии.
Что же собой представляла культура YIII века - подробнее вы сами.
УЧЕНИК:
Рождение российской прессы.
В начале YIII века в Москве стала выходить первая русская печатная газета “Ведомости”. Один из ранних дошедших до нас номеров датирован 2 января 1703г.
Он был напечатан большим для своего времени тиражом (около 1 тысячи экземпляров) и содержал немало интересной информации о внутренней жизни России и событиях за рубежом.
Выходила газета нерегулярно: от одного до семидесяти номеров в год.
Газета внешне мало походила на современную газету. Она выглядела так: небольшие листки грубой сероватой бумаги, собранные в тетрадь. Текст был напечатан кириллицей с мелкими, неровными буквами и не имел иллюстраций.
Позже “Ведомости” стали печатать новым, гражданским шрифтом, который с некоторыми изменениями используется и по сегодняшний день.
УЧИТЕЛЬ:
Из первого номера газеты “Ведомости” от 2 января 1703 года:
На Москве вновь ныне пушек медных и гаубиц и мартиров вылито 400, те пушки ядром - по 24, по 18 и по 12 фунтов…
Повелением его величества московские школы умножаются, и 45 человек слушают философию, и уже диалектику окончили.
В математической штюрманской школе больше 300 человек учатся и добре науку приемлют.
На Москве ноября с 24 числа и по24 декабря родилось мужеска и женска полу 386 человек.
Из Персиды пишут. Индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона, и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем.
Из Казани пишут. На реке Соку нашли много нефти и медной руду, из той руды медь выплавили изрядну, от чего чают немалую быть прибыль Московскому государству…
Из Ниена во Ингерманландской земле…Крепость Орешек высокая, кругом глубоко водою объятая…крепко от московских войск осажена…
УЧИТЕЛЬ: Хочется еще добавить, что в петровское время на красной площади каждого человека, прочитавшего номер “Ведомостей”, угощали бесплатным обедом.
УЧЕНИК:
Книга Нового времени.
Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний и поэтому всячески способствовал их печатанию. За первую четверть YIII века книг в России вышло больше, чем за 150 предшествующих лет.
Изменилось и их содержание. Раньше это были в основном церковные издания, теперь стали преимущественно светские. Особенно много появилось книг прикладного характера - учебников, справочников. Немало выходило переводной литературы.
В петровское время книги начали оформлять по-новому: нумеровать страницы, ввели титульный лист, который сообщал необходимые сведения о книге - имя автора, ее название, место и год издания. Появилось оглавление, предметный и именной указатели облегчили поиск нужного материала. Текст дополняли многочисленные иллюстрации, схемы и чертежи.
Изменился и формат книг. В отличие от огромных средневековых книг, книги Нового времени были невелики по размеру, чтобы их, как писал Петр, “мочно было носить в кармане”.
УЧЕНИК:
Первая публичная библиотека.
Большой интерес к знаниям и рост выпуска книг способствовал развитию библиотечного дела.
В 1714 году в Петербурге была основана первая в России публичная библиотека. В ее состав вошло книжное собрание русских царей из Московского Кремля, издания, подаренные Петру иностранцами, и книги, конфискованные у опальных бояр.
В год смерти Петра библиотека насчитывала 11 тысяч томов.
УЧЕНИК:
Первый российский музей - Кунсткамера
В 1714 году был открыт первый русский музей редкостей и диковин - Кунсткамера. Петр издал несколько указов с призывом к населению доставлять “Каменья необыкновенные, кости человеческия и скотския, рыбьи или птичьи…, старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее”. Присылавших диковины для царева музея, поощряли солидным денежным вознаграждением.
УЧИТЕЛЬ:
В Петербурге на Васильевском острове для музея выстроили отдельное здание, которое сохранилось до наших дней.
Взгляните на фото. Здание венчает высокая башня, где когда-то размещалась одна из первых обсерваторий.
Давайте вместе попробуем определить стиль, в котором построена Кунсткамера.
- Мнения учащихся.
УЧИТЕЛЬ:
В 1717 году, во время пребывания в Париже, Петру I было присвоено звание почетного члена французской Академии наук. Как вы думаете, могло ли это повлиять на решение Петра создать свою, российскую Академию? И была ли она создана? (Мнения).
И действительно, Академия наук была создана, но уже после смерти Петра. Но еще при жизни, в 1724 году Петр подписал указ об основании Академии наук.
Российская Академия наук имела ряд особенностей по сравнению с другими европейскими академиями. Она объединила в себе не только научно-исследовательские подразделения, но и учебно-педагогические - университет и гимназию.
Кроме того, российская Академия, созданная по инициативе государства, находилась на его содержании, в то время как иностранные вынуждены были сами изыскивать средства для своего существования.
Академия имела три научных отделения:
1. Математическое: математика, механика, астрономия и навигация;
2. Физическое: физика, химия, анатомия и ботаника;
3. Гуманитарное, которое, кстати, отсутствовало в академиях Франции и Англии.
В состав Академии были включены публичная библиотека, Кунсткамера с обсерваторией, а также типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата.
Поскольку своих научных кадров Россия тогда еще не имела, приглашали иностранных ученых.
Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему образованию в России.
Созданный при Академии университет по сути дела явился первым высшим светским учебным заведением страны. Он имел три факультета - юридический, медицинский и философский.
К поступлению в университет готовила гимназия. В нее набирали не только дворян, но также детей солдат, корабельных мастеровых и даже крепостных. Первые два года гимназисты в обязательном порядке изучали латинский язык: в то время он был языком европейской науки. Однако преподавателями были главным образом немцы, поэтому и занятия велись в основном на немецком языке.
Петр I ставил образование во главу угла всех проводимых реформ. В Москве в начале YIII века одна за другой стали открываться различные школы - навигацкая, инженерная, артиллерийская, “цифирная”.
Можете ли вы дать им характеристику?
- Мнения учащихся.
В 1714 году Петр I подписал Указ “Об обязательном обучении дворянских детей “цифири” и геометрии. Стали создаваться “цифирные школы”, где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. По окончании такой школы дворянин получал “свидетельственное письмо” - своеобразный аттестат об образовании, без которого священник не имел права его обвенчать.
Как же учились во времена Петра дети?
Для учащихся в петровское время учебный день длился по 8-9 часов, каникулы были непродолжительными - рождественские праздники зимой, да один месяц летом.
Язык учебников отличался сложностью, был перенасыщен иностранными терминами и невразумительными понятиями.
ПРИМЕР определения географии: “География есть математическое смещенное, изъясняет фигура или корпус и фикция, свойство земноводнаго корпуса, купно с феноминами, со явлениями небесных светил”.
Денег на содержание учащихся государством отпускалось мало. Как-то Петр посетил в Петербурге Морскую академию (так со временем стала называться Навигацкая школа) и обнаружил, что многие ученики “за босотою и неимением дневного пропитания” месяцами не ходили на занятия.
Во многих учебных заведениях учеников за проступки наказывали розгами.
Не все в петровское время охотно шли учиться. Во-первых, образование еще не стало пользоваться уважением в обществе. Во-вторых, пугали трудности учения.
УЧИТЕЛЬ: Таковы были первые шаги эпохи Просвещения в России.
3. Подведение итогов урока - закрепление материала - составление логических цепочек по данной теме (3-4 учащихся - у доски, остальные в тетради). Логические цепочки см. в Приложении №2.
4. Домашнее задание - ответить на вопросы:
- Почему Петр I ставил образование, просвещение во главу угла всех реформ?
- Как, на ваш взгляд, повлияли петровские нововведения в области образования и просвещения на развитие России?