Повторительно-обобщающий урок по изобразитеьному искусству в 6-м классе по теме: "Рыцарский турнир"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

Обучающая: закрепление полученных раннее теоретических знаний; развитие и совершенствование графических умений и навыков; совершенствование умения самостоятельно составлять узор-орнамент для оформления предметов быта средствами декоративно-прикладного искусства. Система учебно-творческих заданий строились с учетом того, чтобы дети активно включались в процесс с учетом их выполнения.

Воспитательная: повышать художественную культуру детей путём ознакомления с произведениями искусства; воспитывать умение работать в коллективе, уважение и доброжелательное отношение друг к другу

Развивающая: развитие воображение, творческой фантазии, умения работать в паре и в коллективе; аккуратности и эстетического вкуса; вырабатывать активное внимание и трудолюбие.

Зрительный ряд: название команд; таблицы с названием туров-испытаний; оформление класса под тронный зал.

Литературный ряд: использование литературной композиции с участием  учениц 9А класса и 6А класса.

Музыкальный ряд: диск “Времена года” Антонио Вивальди.

Материалы и оборудование: клей, ножницы, цветная бумага, фломастеры, кисти, краски, песочные часы; парики; грим, косметика; яркие шелковые шарфы и ленты; музыкальный центр.

Участники турнира: две команды, графиня Кисточка, королева её высочество Композиция, сеньорита Графика, придворный художник.

“Рыцарский турнир”

Кисточка:

Здесь всё прекрасно: жесты, маски,
Костюмы, музыка, игра.
Здесь оживают наши сказки
И с ними светлый мир добра.

Художник: Доброе утро, дорогие гости и жители страны искусства! Сегодня в нашем королевстве объявляется рыцарский турнир на звание знатоков искусства, а править балом будет её высочество королева Композиция!

(Звучит музыка, в класс в сопровождении пажа торжественно входит королева и объявляет об открытии турнира).

Королева:

Вы все талантливы, умны.
Вы все помощники мои.
Изобразить вам всё под силу:
Леса, поля и горы;
Чудесные просторы,
Звенящую листву,
Далёкую звезду.
И если сегодня будете старательны,
То этот турнир откроет вам мир увлекательный,
Где все совершенно: скорлупка ореха,
Ракушка, улитка и просто обычная паутинка.
Вы все конструируете мудро, красиво,
А поможет сегодня вам фантазии сила.

Турнир-состязание объявляется открытым. Участникам желаю удачи и успехов! (Проходит на свой трон и оттуда наблюдает за ходом турнира).

Кисточка: Участники турнира приглашаются в тронный зал

(Команды парами заходят в зал, приветствуют королеву и занимают свои места).

Кисточка: Дорогие участники, сейчас вы должны представиться её величество королеве Композиции и поприветствовать друг друга.

(Ребята представляют девиз, приветствие и эмблему команды.)

Художник: Очень приятно было с вами познакомиться, и мы приглашаем вас, занять свои места.

(Ребята рассаживаются друг против друга.)

Художник: В рыцарском турнире сегодня состязаются 2-ве команды. Команда из страны Акварель и команда из страны Пастель. Поприветствуем их.

Кисточка: Каждой команде нужно будет пройти семь испытаний, где ребята должны показать теоретические знания, проявить практические умения и навыки, фантазию и воображение, а также дружелюбие и взаимопонимание.

Художник: Заработанные очки в каждом испытании для каждой команды определяются цветом. А вести счёт очкам и следить за ходом турнира будет её сиятельство Графика.

Тур 1: Конкурс “Знатоков”

Кисточка: Ребята, вам нужно назвать виды народной росписи. Одна команда начинает другая продолжает и так до тех пор, пока одна из команд не сможет дать ответ.

(Хохлома, гжель, дымково, городецкая роспись, филимоновская игрушка, семёновская матрёшка и т.д.)

Многоуважаемая Графика, мы просим Вас огласить результаты этого конкурса.

(Графика объявляет результаты конкурса).

Тур 2: Конкурс “Эрудит”

Кисточка: От каждой команды приглашаются по два участника. За минуту один участник должен объяснить другому значение слов, не называя однокоренные слова.

Слова для команды Акварель Слова для команды Пастель
Портрет Картина
Карандаш Кисть
Пейзаж Орнамент
Скульптура Натюрморт
Иллюстрация Форзац
Аппликация Шрифт
Анималисты Музей
Палитра Художник
Глина Оригинал
Перспектива Тонирование

(Ребята выполняют задание).

Многоуважаемая Графика, Вам слово для оглашения результата этого конкурса.

(Графика оглашает результат).

Тур 3: Конкурс “Мастер-умелец”.

Кисточка: Всё то, чего коснётся человек, озарено его душой живою. Дорогие участники, вам предлагается оформить в технике аппликации бытовые вещи. Материал и принадлежности для каждой команды представлены. Команда “Акварель” оформляет “Жёстовский поднос”, а команда “Пастель” оформляет декора.

(Ребята выполняют задание).

Конкурс для зрителей: “Умники”

Художник: Пока команды выполняют творческое задание, я предлагаю зрителям ответить на мои вопросы. Уважаемые зрители, если вы правильно ответите на мои вопросы, то принесёте дополнительные очки своим командам.

Вопросы:

1) Как называются работы, написанные разными красками? (Живописные).

2) Назовите порядок построения рисунка на обоях. (Ритмичный).

3) Кто автор иконы “Троица”? (А.Рублёв).

4) Какие виды изобразительного искусства вы знаете? (Живопись, графика, скульптура, архитектура, ДПИ).

5) Назовите виды художественных ремёсел. (Чеканка, плетение из соломы и лозы, лепка, кружевоплетение, ткачество).

6) Назовите художников пейзажистов.

7) Назовите художников портретистов.

8) Что означает слово композиция?

(Ребята активно отвечают на вопросы. Графика внимательно следит за ответами зрителей).

Кисточка: Я вижу, команды уже закончили работать над своими композициями. Давайте мы их посмотрим и оценим, а ребятам дадим слово в защиту своих изделий.

(Ребята представляют и демонстрируют свои поделки).

Сеньорита Графика, огласите результаты конкурса, пожалуйста.

(Графика объявляет результаты конкурса).

Кисточка: Молодцы, вы успешно справились и с этим творческим испытанием.

Тур 4: “Интеллектуалы”

Художник: А сейчас мы проверим, насколько команды знают законы и правила своего государства. Вопросы будут задавать сами жители страны Искусства.

Вопросы:

1) Что такое контраст?

2) Что включает в себя светотень?

3) Что такое компоновка?

4) Что такое эскиз?

5) Назовите любимые цвета художников- графиков.

6) Назовите виды графики.

7) Кто изобрёл масляные краски?

8) Какой цвет в иконописи означает “ жертвенность”?

(Команды отвечают на вопросы по очереди, но если одна из команд не может дать ответ, то переход хода).

Кисточка: Молодцы! Вы и с этим испытанием справились успешно. Слово для оглашения результата предоставляется Графике.

(Графика объявляет результаты).

Тур 5: “Художник-гримёр”

Кисточка:

Как хорошо, что есть театр!
Он был и будет с нами вечно.
Всегда готовый утверждать
Всё, что на свете человечно.

Художник: В этом конкурсе вам предлагается создать образ клоуна. Команде из страны Акварель - образ весёлого клоуна, а реквизит и подручные материал для каждой команды предоставлены.

(Ребята приступают к выполнению этого конкурса).

Конкурс для зрителей: “ Песенный калейдоскоп”

Кисточка: Уважаемые жители страны Искусства! Я предлагаю вам вспомнить и пропеть куплеты песен, где присутствуют названия какого-либо цвета.

(Ребята с большим удовольствием участвуют в этом песенном конкурсе).

Художник: Что я вижу ребята, вы сотворили чудо! Посмотрите какие замечательные получились образы! Представляю творческую работу каждой команды.

(Клоуны под аплодисменты зрителей, демонстрируют свой образ).

Молодцы! Вы и с этим испытанием справились замечательно. Многоуважаемая Графика объявите нам результаты и этого конкурса.

(Графика объявляет результаты этого конкурса).

Тур 6: “Экскурсовод”.

Кисточка:

Фантазия художника щедра,
Она нам дарит столько неожиданного.
Представь, насколько б жизнь была бедна,
Коль не было бы в ней чудес невиданных.

Художник: Для проведения этого конкурса, я приглашаю капитанов команд в картинную галерею. Каждый из вас должен провести нас по выставке наиболее ярких детских работ.

(Капитаны-экскурсоводы на высоком творческом подъёме выполняют это задание).

Кисточка: Спасибо вам, милые экскурсоводы, за эту небольшую экскурсию. Я надеюсь, всем было интересно и приятно пройтись по выставочному залу. Милая Графика огласите результаты этого замечательного конкурса.

(Графика объявляет результаты конкурса).

Тур 7: “Живописец”

Кисточка:

Рисуй, рисуй без устали
Вот этот мирный день,
Макая кисти узкие
И в солнце, и в сирень!
Рисуй, о чём мечтается,
И верь своей мечте:
Всё это прочитается
Сквозь краски на листе.

Художник: Дорогие участники, вот мы и подошли с вами к последнему испытанию нашего турнира. Я предлагаю вам нарисовать летний яркий, солнечный пейзаж, используя имеющиеся у вас цвета на палитре. Участвует вся команда.

(Команды выполняют живописное задание).

Конкурс для зрителей: “ Архитектор”

Художник: Ребята, представьте, что вы - архитекторы. Вам поручено построить детский театр. Но там, где он должен быть построен, стоит старая, покосившаяся церквушка, которая была свидетелем многих исторических событий. Как вы поступите при этом? Ваши предложения?

(Ребята раскрыли и проявили себя в изобретательском порыве человечно и гуманно).

Кисточка: Милые гости и жители нашего государства! Обратите внимание на то, как участники творчески с большой выдумкой и фантазией выполнили последнее испытание нашего турнира. Посмотрите, какие живописные пейзажи написали команды, и мы просим их представить нам свои работы.

(Команды представляют на суд зрителей свои творения).

Многоуважаемая Графика, объявите итог рыцарского турнира.

Кто же сегодня заслужил звание “Знатоки Искусства”?

(Графика объявляет итог рыцарского турнира и победителей).

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ И УЧАСТНИКОВ РЫЦАРСКОГО ТУРНИРА.

Королева:

Окончен бал, погасли свечи.
Прощаться нам друзья пора.
Я всем желаю в этом мире,
Успехов, счастья и добра!

На этом повторительно-обобщающий урок с элементами внеклассной работы окончен.