Цели
- Знакомство учащихся с традициями и обрядами предков;
- Воспитание самостоятельности, аккуратности
Задача: поощрять стремление детей к самовыражению, к творчеству.
Подготовительная работа
- Знакомство с рассказами Алексея Часова “Снеговик, который дрался”, “Снеговик и ледяная горка”.
- Подготовка необходимого оборудования для проведения мероприятия.
Оборудование
- Геометрические фигуры для создания композиций, репродукция картины В.И. Сурикова “Взятие снежного городка”;
- Выставка “О снеговиках”; силуэт снеговика и детали: нос, глаза, руки, ведро; аудиокассета с записями мелодии для физкультминутки.
Ход мероприятия
Загадки
1.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в берлогу
Кто скажет, кто знает, когда это бывает?
(Зимой)
2.
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь.
(Снег)
3.
Не огонь, а жжется,
Без рук рисует, без зубов кусает
(Мороз)
4.
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша - толстое стекло.
Это зимнее стекло
Весною потекло.
(Лед)
5.
Не снег и не лед, а серебром
Деревья уберет.
Не колючий, светло-синий
По кустам развешал … (иней)
6.
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а лишь зимою.
Но солнце её припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Беседа о зимних забавах
- Ребята, а чем вы зимой любите заниматься на улице?
- Да, много дел для детей зимой.
А зимние забавы пришли к нам из далеких времен. Как только выпадет первый нег или среди глубокой зимы наступит оттепель, а снег сделается мокроватым и мягким, то дети тотчас же делают комочки и начинают играть ими, как в пятнашки и другие подобные игры. Катанье с гор - одна из любимых забав. А еще, как только где-нибудь скопиться порядочная груда снега, изображающая подобие горы, дети в этой груде тотчас же устраивают игру в крепость: участвующие делятся на два лагеря, причем каждый старается занять вершину горы. После этого начинается перестрелка снежками, причем стоящие внизу иногда одолевают стоящих наверху, вследствие чего занимающие крепость волей-неволей должны бывают уступить её своим неприятелям.
Беседа по картине В.И.Сурикова “Взятие снежного городка”
Василий Иванович Суриков в детстве часто видел, как на берегу Енисея сооружали из снега крепость, украшали её ледяными пушками и зубцами. Собиралось много играющих и зрителей. Было шумно, весело. “По обе стороны народ стоит, а по середине снежная стена. Лошадей от неё отпугивают криками и хворостинами бьют: Чей конь первый сквозь снег прорвется”,- рассказывал Василий Иванович о старинной игре.
Физкультминутка
Под музыку все дети и присутствующие гости исполняют танец “Снежинок” вслед за ведущим.
Сообщение темы
Снег выпал, на улице хорошо, можно веселиться и делать… А что делать, догадайтесь, отгадав загадку:
Меня не растили, из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
(Снежная баба)
Сегодня поговорим об одной забаве подробнее - о лепке снежных баб и снеговиков.
Чтение рассказа
Вожатые пересказывают произведения Алексея Часова и зачитывают отрывок из книги “Разноцветные путешествия” (“Одинокий снеговик находит друзей”).
Игра “Веселый художник”
Нужно с закрытыми глазам нарисовать снеговика мелом на доске. У кого получится лучше.
Выставка “О снеговиках”
Посмотрите на нашу выставку. Здесь различные снеговики, сделанные из разных материалов. Это и аппликация, и открытки, и пластилиновые, и сшитые из ткани, и из помпонов, и стеклянные елочные игрушки.
Игра “Поставьте на место”
На силуэт снеговика с завязанными глазами прикрепить нос, глаза, ручки, ведро. Кто точнее?
Составление композиции
Из шаблонов геометрических фигур сделать снеговика. Можно добавить снег, деревья, домик и т.д. по придуманному сюжету. Работу можно предложить выполнить индивидуально либо группой. Так же недостающие детали можно нарисовать.
Домашнее задание
Объявляется конкурс! Нарисуйте дома снеговиков или снежных баб, другие зимние забавы. Этими рисунками мы оформим выставку. Победителей ждет приз!
Итог занятия
- Понравилось занятие о снеговиках? Чем?
- Что нового узнали?
- Будем еще о чем-нибудь говорить на устном журнале?
Спасибо всем. Приходите еще на занятие “Избы-читальни”, где дочитаем книгу “Разноцветные путешествия”.
Список литературы
- М. Забылин. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды.
- Газета “Начальная школа” №2, 2001 г.
- Хейден Макэлистер. Разноцветные приключения.