Цели урока
Образовательные:
- повторение, обобщение знаний о химических реакциях;
- отработка умений и навыков написания химических уравнений и расстановки коэффициентов;
- закрепление умений производить расчеты по химическим уравнениям.
Развивающие:
- развитие познавательных умений;
- развитие аналитического мышления, логики;
- развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике.
Воспитывающие:
- продолжение формирования диалектико-материалистического мировоззрения;
- воспитание положительного отношения к знаниям.
Ход урока
I. Вводная часть. Приветствие. Цели и задачи урока.
II. Краткое повторение теоретического материала. Фронтальная беседа.
1) Что называют химической реакцией?
2) По каким признакам можно утверждать, что произошла или происходит химическая реакция? Какие реакции называются экзо- и эндотермическими?
3) Какие условия необходимы для течения реакций?
4) Какие типы химических реакций нам известны?
5) Что такое химическое уравнение?
6) Сформулируйте закон сохранения массы веществ. Кем и когда был открыт? В чем его сущность?
III. Выполнение упражнений.
1. Расставить коэффициенты и указать тип реакций.
а) N2 + H2 = NH3
б) SO3 + H2O = H2SO4
в) ZnCl2 + Al = AlCl3 + Zn
г) HCl + Cu(OH)2 = CuCl2 + H2O
2. Задачу усложняем:
а) гидроксид железа (III) = оксид железа (III) + вода
б) нитрат бария + сульфат железа (III) = сульфат бария + нитрат железа (III)
в) серная кислота + алюминий = сульфат алюминия + водород
г) оксид фосфора (V) + вода = фосфорная кислота
3. Нам были даны готовые уравнения, и нужно было только расставить коэффициенты. А теперь попробуем предсказать, что получится, т.е. напишем продукты реакции.
а) Mg + O2 =
б) Al + S =
в) Zn + HCl =
г) Na + H3PO4 =
д) Cu + H2SO4 =
е) Fe(OH)3 + H2SO4 =
ж) CaO + H2CO3 =
з) Ca(OH)2 + H3PO4 =
IV. Решение задач.
1. Найдите объем водорода, который полностью прореагирует с кислородом количеством 1,5 моль.
2. Определите массу соли и количество воды, полученных при взаимодействии 49 гр. серной кислоты с гидроксидом меди (II).
3. 21 гр. технического цинка, содержащего 7% примесей, растворили в избытке соляной кислоты. Найдите объем полученного при этом водорода и количество соли.
4. 100 гр 10%-го раствора серной кислоты слили с раствором нитрата бария. Определите массу полученного осадка и количество азотной кислоты.
V. Обобщение.
VI. Выполнение самостоятельной работы в виде теста (10-15 мин).
Тест
1. К химическим явлениям относятся:
а) возгорание спички
б) испарение воды
в) выпадение осадка
г) растворение соли в воде
2. Простые вещества могут участвовать в реакциях:
а) соединения
б) разложения
в) замещения
г) обмена
3. Реакцией обмена не является:
а) CuCl2 +2 KOH = 2 KCl + Cu(OH)2
б) CuCl2 + H2SO4 = CuSO4 + 2 HCl
в) CuCl2 + Mg = MgCl2 + Cu
г) CuCl2 + 2AgNO3 = 2AgCl + Cu(NO3)2
4. Для чего расставляют коэффициенты в химических уравнениях?
а) для того, чтобы происходила реакция
б) для регулирования химических реакций
в) чтобы привести запись уравнения в соответствие с законом сохранения массы веществ
г) для практического регулирования направленности химических реакций
5. Коэффициент перед формулой водорода в уравнении реакции, схема которой
Al + H2SO4 = Al2(SO4)3 + H2
а) 1 в) 2
б) 3 г) 4
6. Установите соответствие:
1) реакция соединения
2) реакция разложения
3) реакция замещения
4) реакция обмена а) CaCO3 = CaO + CO2
б) Al+ 6HCl = 2AlCl3 + 3H2
в) N2 + 3HCl = 2NH3
г) CuO + H2S = CuS + H2O
7. В каком уравнении допущены ошибки в расстановке коэффициентов?
а) 2FeCl2 + Cl2 = 2FeCl3
б) 4Al + 3O2 = 2Al2O3
в) HgO = 2Hg + O2
г) 3CuO + 2Al = Al2O3 + 3Cu
8. Реакцией разложения является:
а) 4P + 5O2 = 2P2O5
б) Cu (OH)2 = CuO + H2O
в) 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
г) HCl + KOH = KCl + H2O
9. Количество вещества определяется по формуле:
а) mВ = mР * W
б) n = m/M
в) V = Vm * n
г) W = mB/mP
10. Объем водорода, выделившийся в результате взаимодействия серной кислоты с 0,5 моль магния, равен (л):
а) 5,6
б) 11,2
в) 16,8
г) 22,4