Цель: активизировать внимание учащихся 9 класса на значении состояния здоровья в жизни человека, на здоровом образе жизни и влиянии его на здоровье; на факторах, отрицательно влияющих на здоровье человека: экологии, вредных привычках и др; помочь подросткам сделать правильный выбор - здоровый образ жизни.
Задачи:
- Систематизировать знания учащихся по теме: “Основы здорового образа жизни”.
- Дать возможность группам (командам) продемонстрировать себя как коллектив (сплоченность, организованность, умение срабатываться).
- Увидеть знания и творческие возможности групп.
- Формировать активную позицию учащихся.
Доктор:
Вам, пришедшим сюда,
К состязаниям готовым,
Слово привета свое обращаю,
Вам пожелаю я,
Честно сражайтесь
И благородством блистайте не меньше,
Чем жаждою схватки!
Пусть же дарует Великая Ника
Победу тем, кто достойнее будет
И знанья покажет искусней.
Начнем!
Учитель: Доброе утро, ребята! Доброе утро, уважаемые коллеги. Сегодня мы проводим игру “Береги здоровье смолоду”.
Здоровье - это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Без него очень трудно сделать жизнь интересной и счастливой. Но как часто мы растрачиваем этот дар попусту, забывая, что потерять здоровье легко, а вот вернуть его очень и очень трудно.
Необходимо постоянно заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни (ЗОЖ). ЗОЖ - это такой способ жизнедеятельности людей, который обеспечивает им формирование, сохранение и укрепление здоровья. Условно этот процесс можно разделить на два направления:
- Активные действия человека по формированию и улучшению своего здоровья (физическая культура, закаливание, соблюдение гигиенических правил и т.д.).
- Стремление человека избежать действия факторов, разрушающих здоровье (прежде всего таких вредных привычек, как курение, наркомания, токсикомания, употребление спиртных напитков).
Мы надеемся, что вы, ребята, сделаете правильный выбор и войдете во взрослую жизнь здоровыми, жизнерадостными, доброжелательными людьми, уверенными в своих силах и способными решать любые проблемы.
Мы думаем, что именно таким людям должно принадлежать будущее. Мы надеемся, что это именно вы. Успехов вам.
Доктор: Ребята, познакомьтесь с правилами игры:
- В игре участвуют 3-4 команды по 5-6 человек.
- Право первого хода разыгрывается жеребьевкой.
- Команда, получившая право первого хода, выбирает квадрат с заданием.
- Право хода передается следующей команде (по часовой стрелке).
- Если команда затрудняется с ответом или дает неполный ответ, право ответа переходит другой команде.
- Право первого хода в следующем конкурсе не разыгрывается, а передается следующей команде (по часовой стрелке).
- Побеждает команда, сумевшая правильно ответить на наибольшее число заданий.
Учитель: Ребята, доктор вас познакомил с правилами. Начинаем нашу игру.
Конкурс 1. Блиц-турнир.
Ребята, игровое поле с вопросами - на доске. Капитанов приглашаем на жеребьевку. Команда, выигравшая право первого хода, выбирает любую тему и номер вопроса. Пожалуйста, ваш ход.
Темы и вопросы блиц-турнира:
Тема 1: Закаливание организма.
- Назовите виды закаливания. (Ответ - закаливание водное, воздушное, солнечное).
- При каких температурных условиях можно купаться в открытых водоемах? (Ответ - t воды - 20 °С; t воздуха - 24-25 °С).
- Регулярное закаливание способствует чему? (Ответ - повышению способностей к восприятию и запоминанию, укреплению силы воли, активной деятельности и здоровой жизни, замедлению процесса старения, продлению срока активной жизни на 20-25%).
- Назовите эффективное средство приспособления к холоду и жаре. (Ответ - закаливание организма).
Тема 2: Физическая культура
- Для развития выносливости полезны... (Ответ - ходьба, бег, лыжи, плавание).
- Назовите основные средства развития быстроты. (Ответ - упражнения, требующие энергичных двигательных реакций, высокой скорости, частоты выполнения).
- Назовите основные средства развития силы мышц. (Ответ - упражнения с внешним сопротивлением, упражнения с преодолением веса).
- Для развития гибкости наиболее полезны следующие упражнения... (Ответ - упражнения с внешним сопротивлением).
Тема 3: Двигательная активность
- Недостаток движения. (Ответ - гиподинамия).
- Целенаправленный процесс взаимодействия человека с миром. (Ответ - деятельность).
- Нерегулируемое сознанием действие, сформированное путем многократного повторения. (Ответ - навык).
- В пользу чего еще в 1863 г. И.М.Сеченов впервые привел доводы и практические результаты? (Ответ - активного отдыха).
Тема 4: Экология и здоровье
- Назовите изменения, происходящие в природе в результате хозяйственной деятельности. (Ответ - антропогенные изменения).
- Назовите последствия кислотных осадков. (Ответ - повышение кислотности почвы, гибель елово-пихтовых и дубовых лесов, снижение плодородия почвы, вредное влияние на состояние рек, озер и др.водоемов, вредное влияние на здоровье людей).
- Какую опасность представляют сточные воды для здоровья населения? (Ответ - могут являться источником распространения тяжелых инфекционных заболеваний, могут содержать яйца и личинки глистов).
- Назовите главный норматив качества окружающей природной среды. (Ответ - предельно допустимые концентрации ПДК - вредных веществ в атмосфере, воде и почве).
Тема 5: Режим учебы и отдыха
- Правильное чередование периодов работы и отдыха, их продолжительность, рациональное распределение времени в течение одного дня, недели, месяца, года это - ? (Ответ - режим).
- Невыполнение режима дня приводит к ...? (Ответ - к нарушению функций центральной нервной системы).
- Назовите причины переутомления. (Ответ - неправильная организация труда, чрезмерная учебная нагрузка, игнорирование гигиенических требований к режиму дня).
- К выполнению домашнего задания необходимо приступить после продолжительного отдыха, через... (Ответ - через три часа).
Тема 6: Личная гигиена
- Предупреждение заболеваний. (Ответ - профилактика).
- Состояние полного физического, психического и социального благополучия (здоровье).
- Кожа не только покрывает все тело человека, кожей человек ощущает... (Ответ - давление, вибрацию, тепло, холод, боль).
- Гигиена рта включает в себя ... (чистку зубов, чистку языка и полоскание ротовой полости).
Тема 7: Рациональное питание
- Назовите основные пищевые вещества. (Ответ - белки, жиры и углеводы).
- Назовите, соотношение основных пищевых веществ для нормальной физической нагрузке подростков. (Ответ - 1 ч. жиров + 1 ч. белков + 3 ч. углеводов).
- Как вы понимаете восточную пословицу: “Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу”? (Ответ - особенно ценен завтрак, менее обед и легкий, не очень поздний ужин).
- Какое питание обеспечивает нормальное физическое и умственное развитие детей? (Ответ - питание рациональное, сбалансированное, разумное которое повышает успеваемость, а также сопротивляемость к болезням).
Тема 8: Биологические активные вещества
- Какой витамин позволяет организму вырабатывать действие солнечных лучей? (Ответ - витамин Д, который предохраняет от рахита).
- Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе? (Ответ - витамин Н, или биотин, который хорошо воздействует на состояние кожи и волос).
- Это вещество необходимо для функционирования щитовидной железы - (Ответ - йод).
- Это вещество повышает устойчивость зубов к кариесу, стимулирует кроветворение, участвует в росте скелета, предупреждает развитие старческого остеопороза. (Ответ - снижение плотности кости). (Ответ - фтор).
Тема 9: Вредные привычки
- Назовите признаки острого отравления никотином. (Ответ - горечь во рту, кашель и головокружение, тошнота, слабость и недомогание, бледность лица).
- Кого мы называем пассивным курильщиком? (Ответ - человека, находящегося в одном помещении с курильщиком).
- Какое влияние оказывает алкоголь, попавший в организм человека на его здоровье? (Ответ - нарушается защитная функция печени, развивается туберкулез, нарушается деятельность мозжечка).
- Как называются болезни, возникающие в результате злоупотребления веществами, вызывающими кратковременное чувство благоприятного психического состояния? (Ответ - наркомания, токсикомания).
(Каждая команда после минуты обсуждения отвечает).
Учитель: Наши команды выбрали и ответили на вопросы первого конкурса. Время первого конкурса закончилось. Судьи оценивают первый конкурс, а команды готовятся ко второму конкурсу. Ребята, вы готовы? Представители команд получите карточки-задания. В этом конкурсе команды используют пословицы и поговорки русского народа 18-19 веков.
Пословицы и поговорки второго конкурса:
- Суди не погодам, а по зубам.
- Подлиня руками берут.
- Эх, друг, согнуло тебя в крюк!
- На живом все заживет.
- Кроме смерти, от всего вылечишься.
- Жив-здоров, ни голый, ни больной.
- Вешнюю корову от ветру покосит.
- Барского слугу стало гнуть в дугу.
- Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
- Не поддавайся, не ложись; а сляжешь - не встанешь.
- Дал бы бог здоровья, а дней впереди много.
- Подкошенная трава и в поле сохнет.
- Его муха крылом перешибет.
- 3асохлет, как на собаке.
- Хрен да редька, лук да капуста - лихого не попустят.
- Не спрашивай здоровья, а глянь в лицо.
- Весной корову за хвост подымай.
- Уходила, умучила, согнула да скрючила.
- Были б кости, а мяло будет.
- Играй, не отыграйся, лечись, не залечивайся!
Учитель: Спасибо. Мы прослушали ответы всех команд. Судьи оценивают второй конкурс, а команды готовятся к следующему конкурсу - это конкурс "Что? Где? Когда?". Задание берут капитаны. У каждой команды свое задание.
Задание к конкурсу "Что? Где? Когда?"
- Дайте определение понятий: “Двигательная активность”, “Гиподинамия”, “Двигательная деятельность”.
- Дайте определение понятий: “закаливание организма”, “закаленность”, “закаливаемость”, “закалка”.
- Дайте определение понятий: “питание”, “рациональное питание”, “сбалансированное питание”.
- Дайте определение понятий: “привычка, “вредная привычка”.
Учитель: Ребята капитаны команд получили задания, определитесь, кто будет отвечать. После минуты обсуждения первой будет отвечать 3 команда, а затем 4, 1, 2.
Учитель: Спасибо 2 команде. Пожалуйста, 3 команда отвечает.
(Отвечает 3 команда)
Учитель: Спасибо 3 команда. Пожалуйста, 4 команда отвечает.
(Отвечает 4 команда)
Учитель: Спасибо 4 команда. Пожалуйста, 1 команда отвечает.
(Отвечает 1 команда)
Учитель: Спасибо 1 команде. Пожалуйста, 2 команда отвечает.
(Отвечает 2 команда)
Учитель: Конкурс 4 - Редакторский: "Допиши заметку". Представители команд получают карточки-задания. Редакторский конкурс выполняется всей командой за столом в течение - 5 минут.
Задания редакторского конкурса:
1. “Крепкий организм” - так обычно характеризуют здорового человека, который способен выдержать суровые испытания и выжить в трудных условиях. Что же обеспечивает “крепость” здоровья человека? Прежде всего - это особенности его организма (то есть запас прочности), следовательно, тем крепче у него здоровье. Уровень развития организма, в свою очередь, связан с развитием его отдельных частей - …
2. Воспаление слизистой оболочки желудка - гастрит - может возникнуть не только в результате хронического переедания, но и от острой, слишком горячей или слишком холодной, плохо пережеванной пищи, еды всухомятку, а также от различных случайно (или необдуманно) принятых внутрь химических веществ…
3. Чем опасны громкие звуки? Во-первых, постоянный шум вызывает перенапряжение барабанной перепонки. В результате чего ее эластичность понижается и она перестает реагировать на слабые звуки, уменьшается острота слуха. Во-вторых, перевозбуждаются слуховые рецепторы и соответствующий центр головного мозга, а значит - в нервных клетках нарушается обмен веществ и они хуже проводят импульсы. В третьих, под воздействием громких звуков у человека возникает стрессовое состояние…
4. С ростом жизненной емкости легких увеличивается глубина дыхания и сокращается частота дыхательных движений (с 16 до 8-10 раз в минуту), то есть дыхание становится более экономичным, а значит, и более полезным для здоровья. Для нормального развития легких важно, чтобы они хорошо вентилировались. Поэтому надо учиться полному дыханию. Чтобы освоить три типа дыхания - ...
Учитель: 5 минут прошло. Команды? слушаем ваши ответы. Первой в этом конкурсе будет отвечать команда 4.
(Отвечает 4 команда)
Учитель: Спасибо 4 команде. Пожалуйста, 1 команда отвечает.
(Отвечает 1 команда)
Учитель: Спасибо 1 команда. Пожалуйста, 2 команда отвечает.
(Отвечает 2 команда)
Учитель: Спасибо 2 команда. Пожалуйста, 3 команда отвечает.
(Отвечает 3 команда)
Учитель: Спасибо 3 команде.
Спасибо всем командам. Судьи оценивают редакторский конкурс. Команды готовятся к показу домашнего задания конкурсу - кроссвордов. Команда 1 передает составленный командой кроссворд команде 2. Команда 2 - команде 3. И команда 3 - команде 1. На отгадывание кроссворда дается 5-7 мин. По истечении времени (5-7 минут) кроссворды передаются судьям, которые проверяют правильность ответов.
Учитель: Судьи оценивают правильность ответов кроссвордов. Команды, пожалуйста вам заключительное задание - “вертолина”. В четырех конвертах картинки, разрезанные на десять частей. Каждая команда получает конверт и собирает картинку. Та команда которая первой выполнит это задание получит за это задание 4 балла, вторая - 3 балла, третья - 2 балла, четвертая - 1 балл. Итак, команды, получите последнее здание.
(Команды собирают картинки в течение 3-5 минут).
Учитель: Команды выполнили последнее задание. Наш урок по теме “Основные понятия о здоровье и ЗОЖ” в форме игры “Береги здоровье смолоду”, в которой принимали участие 4 команды. Слово для подведения итогов предоставляется главному судье игры.
Главный судья:
Команда 1 набрала ... количество баллов.
Команда 2 набрала ... количество баллов.
Команда 3 набрала ... количество баллов.
Команда 4 набрала ... количество баллов.
Победила команда ..., набравшая наибольшее количество баллов.
Учитель: Огромное спасибо всем участникам и всем присутствующим. Я думаю, что все здесь собравшиеся провели время не зря. Ребята показали свои знания, послушали своих товарищей по классу. Возможно, что услышали и что-то новое. Я думаю, что в проигрыше никто не остался. Мы еще раз все вместе поговорили о значении здоровья в жизни человека, о здоровом образе жизни и его влиянии на здоровье, а также о вредных привычках. Каждый из вас ребята сделает правильный выбор - здоровый образ жизни. Спасибо и до новых встреч. Урок окончен. До свидания.
План проведения:
- Вступительное слово учителя (2-3 минуты)
- Конкурс 1. Блиц-турнир (10 минут)
- Конкурс 2. Народная мудрость (3-5 минут)
- Конкурс 3. Что? Где? Когда? (5 минут)
- Конкурс 4. Редакторский конкурс (5 минут)
- Конкурс 5. Кроссворд (3-5минут)
- Конкурс 6. “Вертолина” (3-5 минут)
- Заключительное слово учителя (2-3 минуты)