Вид занятия: экологическое мероприятие с выполнением практических упражнений (изготовление творческих работ из природного материала).
Цель: привить детям любовь и бережное отношение к природе.
Учебно-воспитательные задачи:
- Воспитание любви и бережного отношения к природе;
- Развитие фантазии, образного мышления;
- Воспитание самостоятельности, аккуратности.
Материалы и оборудование: природный материал, бросовый материал (картон, бумага, бумажный шнур и т.д.), нитки, иголки, ножницы, клей ПВА, клей Момент.
Ход мероприятия
(В зале оформлена экологическая выставка: засохшие ветки, разноцветья, травы, овощи, фрукты, поделки из природного и бросового материала и т. д. Слышны звуки леса, птиц, зверей, журчание ручья, шум волн. Дети стоят и сидят на скамейках и спилах деревьев, входит ведущая.)
Ведущая: Здравствуйте, ребята и взрослые!
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду…
Отговорила роща золотая,
Березовым веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком….
О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку –
Люблю до радости, до боли
Твою озерную тоску……
Ребята, неоднократно я встречала вас, любующимися цветами и бабочками, гуляющими в лесу, купающимися в речке. Как приятно было, когда я видела бережное отношение к природе, и горевала, если приходили дети и ломали деревья, засоряли лес и водоемы различным мусором. Вы, наверное, поступаете также?
Дети: Нет. Мы любим природу.
Ведущая: Охотно верю. Тогда я приглашаю вас погулять по родным просторам (предлагается видеоряд на большом экране с музыкально шумовым сопровождением). Как красиво вокруг. Что же такое природа ? (Дети перечисляют).
Ведущая: Верно. Мы тоже с вами являемся частью природы. Как радостно наслаждаться красотой цветов, ягод, деревьев, журчащей речкой.
(Детям предлагается разделиться на две команды для проведения конкурса на лучшее представление о природе).
Ведущая: Молодцы, ребята. Этими рассказами и стихами вы выразили свою любовь к родной природе.
Ведущая: Сейчас я узнаю, умеете ли вы отгадывать загадки.
(Звучит музыка, ведущая загадывает загадки. Выходят девочки в сарафанах и водят хоровод “ Березонька”).
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Березка)(Выходит елочка поет песню).
Что же это за девица
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках целый год. (Елка)(Выходит, танцуя, репей, цепляясь за березки и елочку).
Выпускает он листы
Широченной ширины.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких.
Если их не обойдешь-
На себе их все найдешь. (Репей)(Выходит подорожник, загадывает о себе загадку).
Тонкий стебель у дорожки
На конце его сережки.
На земле лежат листки-
Маленькие лопушки.
Нам он как хороший друг:
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)(Под елочкой просыпается ежик, напевая , собирает грибы и листья).
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Ежик)(Из-за березок появляется олень , гордо неся голову проходит по залу).
Хоть верь, хоть не верь:
Пробегал по лесу зверь,
Нес на лбу он неспроста
Два развесистых куста. (Олень)
Ведущая: Молодцы ребята, вы сумели отгадать все загадки!
(Звучат звуки походного марша, в зал входит группа туристов).
Ведущая: Ребята, давайте посмотрим, как будут себя вести в лесу туристы. Правильно они поступают или нет?
Турист: Как тихо в лесу, даже птицы не поют. Так скучно. (Включают громко музыку, устраивают дискотеку).
Дети: В лесу слушают тишину и звуки природы.
Турист: Пойдемте поближе к деревьям , там уютней и разведем костер. Давайте выкопаем яму и подальше отбросим землю.
Дети: Для костра надо использовать старое кострище, чтобы не делать новый ожог земле. Для нового кострища готовят место, стараясь аккуратно выбрать и сохранить дерницу, чтобы после отдыха вложить ее назад. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями, костер всегда тщательно тушат.
Турист: Ну что, хорошо отдохнули? Давайте под кустом выроем яму и сложим в нее мусор.
Дети: Все отходы увозят с собой в город. Копать яму под мусор - значит усиливать на природу вредное воздействие.
Турист: Пора возвращаться обратно. У нас после ужина осталась пища. Давайте бросим ее в костер.
Дети: Пищу никогда не сжигают, если есть водоем, накормите рыбу или оставьте животным.
(Выходит матушка-природа).
Матушка-Природа: Ребята, теперь я не сомневаюсь, что вы знаете, как надо себя вести у меня в гостях. На свете нет ничего бесполезного. Каждая травинка приносит пользу, не рвите без дела цветы, травы, листья на деревьях. Растения-живые организмы, как люди и звери, они умеют чувствовать боль и радость, а сорванное растение погибает. А сколько животных и растений находится на грани вымирания! Они занесены в Красную книгу и охраняются законом.
Ведущая: А почему книга “Красная”?
Дети: Красный цвет нас предуприждает: "Остановись! Еще неосторожный шаг и может быть поздно!"
Гуляя по окрестностям города и лесного массива, мы решили навести небольшой порядок - собрали природный материал и некоторый мусор. Принесли и задумались: “Что же можно сделать, как все это можно превратить во что-то прекрасное, радующее глаз?" Посоветовавшись, мы решили, что в этом вы поможете нам.
(Звучит музыка о природе из собрания сочинений известных произведений классиков в специальной обработке для детей, дети расходятся по студиям для изготовления композиций из собранного мусора и природного материала).
Матушка-Природа: Сама природа - основа для творчества. Природа предлагает нам свою “палитру”.
(Нужно составить портрет в стиле художника Арчимбольдо из всевозможных трав, стеблей, веток, ракушек, коряг и т. д., изготовить обереги, сказочный транспорт и сказочных героев из овощей и фруктов).
Ведущая: Ребята, славно мы с вами сегодня поработали. Ваши великолепные произведения можно назвать “осенним коктейлем”. Но нам пора прощаться. Берегите природу, не засоряйте ее и на нашей планете всегда будет красиво.
Осенний коктейль
Как часто я смотрю на облака,
Не замечая здесь земную осень,
А ветер, прилетев из далека,
С мозаикой листьев от меня уносит
Все краски осени, ее печаль,
Ее дожди и запах дыма…
Как странно… Мне совсем не жаль,
Хотя опять все пролетело мимо,
Но кто-то спас кусочки лета,
Хотя все вроде бы земная чепуха!
А здесь вся осень собрана по свету,
На пестром хвосте петуха!
Автор стихов: Гребенкина Лена, 10 класс.
Осень.
Все птицы в теплые страны летят.
Уже разукрашен красивый наш сад.
Все птицы в теплые страны летят.
Уже разукрашен красивый наш сад.
Но как все же жалко теплое лето,
Отбоя от листьев теперь уже нету!
Автор стихов: Скакун Андрей, 5 класс.