ЦЕЛИ УРОКА:
1. Раскрыть смысл слов “больше в 2 (3,4..) раза”, ознакомить с решением простых задач на увеличение числа в несколько раз.
2. Закрепить таблицу умножения и деления на 4.
3. Совершенствовать навыки решения уравнений и
числовых выражений.
4. Воспитывать интерес к математике.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- индивидуальные карточки с числами (результаты
таблицы умножения на 4);
- образец письма цифры 4;
- карточки с названием действий и их компонентов;
- счётный материал (квадраты, круги,
треугольники);
- карточки для краткой записи задачи (цена,
количество, стоимость.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент (приветствие, настрой на работу, концентрация внимания).
1. Посмотрите внимательно на карточки с числами
на партах. Расположите числа в порядке
возрастания. (40, 8, 4, 36, 24, 16, 32, 20, 12, 28). На какие
группы можно разделить эти числа?
2. Оформление тетрадей
3. Чистописание. Сегодня тренируемся в письме
цифры 4.
(Анализ образца цифры. Письмо цифры 4 по инструкции учителя):
- Напишите цифру 4 три раза, ещё два раза. Сколько
цифр написали?
- Напишите на две цифры меньше. Сколько напишите
цифр? Сколько всего написали цифр?
- Сколько цифр надо дописать, чтобы их стало 10?
- Допишите строчку до конца.
II. Актуализация знаний.
1. Посчитайте “пятёрками” от 5 до50; от 50 до 5.
2. Соотнесите названия компонентов с действием (на
доске карточки):
|
|
|||
|
|
|||
|
|
|||
|
|
- Какие действия увеличивают число?
3. Составьте все возможные равенства с числами 8, 4, 32. Назовите действие и компоненты.
4. Игра “Не ошибись!”
- Вычислите. Запишите только ответы:
- Число 4 умножьте на 8. К полученному произведению прибавьте 8. Из полученной суммы вычтите 16. Полученную разность разделите на 6.
- Число 9 умножьте на 4. Из полученного произведения вычтите 26. К полученной разности прибавьте 14. Полученную сумму разделите на 3.
- Число 4 умножьте на 7. Увеличьте полученное произведение на 22. Уменьшите полученный результат на 32. Полученное число разделите на 3.
(4, 8, 6)
- Расположите ответы в порядке убывания. (8, 6, 4)
- Получите второй ряд чисел умножением каждого
числа на 4. (32, 24, 16)
5. Математический диктант.
- Запишите только ответы:
- Увеличьте 17 на 9.
- Уменьшите 52 на 7.
- Увеличьте 4 в 8 раз.
- Уменьшите 6 в 3 раза. (26, 45,?, ?)
(При проверке последних двух заданий возникает проблемная ситуация, мотивирующая вывод правил увеличения и уменьшения чисел в несколько раз).
III. Физминутка
- Работа над новым материалом.
1. Сначала раскроем смысл выражения: “в 2 (3, 4…) раза больше”.
- Положите слева 2 квадрата, а справа 4 раза по 2 квадрата. Где квадратов больше? (Справа)
- Слева один раз по 2 квадрата, а справа четыре
раза по 2 квадрата. В таких случаях говорят, что
справа в 4 раза больше квадратов, чем слева; а
слева – в 4 раза меньше, чем справа.
- Справа положите 4 треугольника, а слева три раза
по 4 треугольника.
- Где больше треугольников? Во сколько раз
больше? (В три раз больше).
- Почему мы говорим “в 3 раза больше”, а не “на 3
больше”? (Слева 3 раза по 4 треугольника)
- А как узнать, сколько треугольников слева? (4 · 3
= 12 - количество треугольников в ряду умножаем на
количество рядов и получаем общее количество
треугольников)
- Работа с учебником. Страница 52, рисунок (аналогично).
- Упражнение 1, 2, стр.52. (Выполняются под руководством учителя).
Разбирая первую задачу, обращаем внимание на вопрос – надо узнать, сколько красных мячей купили.
- Что сказано в задаче про красные мячи? (Их в 3
раза больше, чем зеленых)
- Что это значит? (Красных мячей было 3 раза по 5)
(Затем выполняется рисунок, записывается решение. Обязательно обратить внимание на порядок чисел при умножении. Аналогично проводится работа по второй задаче).
V. Физминутка.
VI. Работа над пройденным материалом.
- Задача 3, стр.52.
- Самостоятельная работа.
(Задачу следует разобрать. На доске краткая запись в виде таблицы, которая заполняется постепенно):
Цена |
Количество |
Стоимость |
10 руб. |
9 ал. |
? руб. |
10 руб. |
? ал. |
90 руб. |
? руб. |
9 ал. |
90 руб. |
-Упражнение 4, стр.52 – учащиеся предварительно
объясняют как найти неизвестное вычитаемое,
уменьшаемое, слагаемое.
Упражнение 5, стр. 52 - при проверке повторить
правила умножения единицы на число, нуля на
число.
VII. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что узнали нового?
- Какое задание вам показалось самым интересным?
VIII. Домашнее задание.
1. Упражнение. 6 (4, 5 столбики), стр.52.
2. Головоломки на стр.52.
IX. Оценивание учащихся.