Урок природоведения "Охрана воды", 3 класс (1—4)

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ УРОКА:

1. Расширить представление учащихся об использовании и охране воды.
2. Развивать логическое мышление, понимание того, что здоровье человека тесно связано с состоянием окружающей среды.
3. Воспитывать бережное отношение к природе и собственному здоровью.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебник Клепининой. З.А. "Природоведение" 3 класс, глобус, аудиозапись "Утро в лесу", фрагмент видеофильма "Использование воды и её охрана", фломастеры и карандаши.

ХОД УРОКА:

I. Оргмомент.

II. Проверка домашнего задания.

На предыдущем уроке мы изучали достаточно сложную тему "Круговорот воды в природе". И домашнее задание тоже было сложным - рассказать о круговороте воды в природе в виде сказки о приключениях капельки-путешественницы. Кто хочет прочитать нам свою сказку?
(Заслушивание сочинений 2-3 ребят)

III. Наблюдение за погодой.

Дополнительные вопросы:

- Что произошло с водоёмами зимой?
- Повлияло ли это на жизнь рыб и других обитателей водоёмов?
- Что нужно сделать, чтоб кислород поступал в воду, облегчив тем самым жизнь рыб в зимний период?

IV. Постановка учебной задачи.

Сегодня у нас обобщающий урок по теме "Вода в природе".
Поэтому к концу урока мы должны четко усвоить (запись на доске):

1. Роль воды в природе для человека.
2. Что, кто и каким образом может нанести вред воде, и как это влияет на здоровье человека.
3. Предложить меры по охране воды, подумать, что каждый из нас может сделать, чтобы не принести вред природе.

V. Актуализация опорных знаний.

Сейчас мы вспоминали о рыбах, обитателях водоёмов. А только ли рыбам нужна вода?
(После устных ответов учитель фиксирует на доске схемы).

Предполагаемые ответы детей:

- для жизни человека и животных;
(с.76 учебника. Прочитать, какое значение имеет вода для жизни человека и животных)

- для выращивания растений;
(с.76 найти, сколько нужно воды, чтобы вырастить всего 1кг. картофеля,1кг. яблок.)

-в производстве.

Дополнения учителя:

- для производства 1т стали нужно 150 т воды, 1 т бумаги - 250 т воды;
- в быту (посчитать, сколько раз используем за день водяное отопление);
- водная дорога (перевозка людей, грузов, сплав леса…);
- выработка электроэнергии (гидроэлектростанции);
- места отдыха.

Вывод: вода жизненно необходима.

VI. Знакомство с проблемой пресной воды.

(Учитель показывает глобус):

1. У меня в руках глобус - модель нашего Земного шара. Посмотрите, сколько на нём голубого цвета. Как вы думаете, что он обозначает?
2. Действительно, океаны и моря занимают большую часть Земли. И, тем не менее, люди страдают от нехватки воды. Как вы думаете почему?

(Если дети затрудняются, найти ответ на стр. 77 учебника).

3. Вы совершенно правы: людям для жизнедеятельности нужна только пресная вода, а вот её-то как раз не так уж много.

(Открывается доска, на внутренней стороне которой записана информация о воде, не используемой человеком. При объяснении учитель стирает записи).

- Учёные подсчитали, что Мировой океан составляет 1 млрд. 338 м3

Пресную воду содержат:

1. Подземные воды:
- залегающие вблизи Земной поверхности – 60 млн. м3
- залегающие на большой глубине - 150 млн. м3
2. Ледники – 24 млн. м3
3. Реки - 2.120 м3
4.Озёра (могут быть солёные) - 176.400 м3
5. Почвенная влага- 16.500 м3
6. Вода в атмосфере- 12.900 м3

И остаётся воды, пригодной для пользования человеком, не так уж много (меньше 3%: из 100 литров воды человек может использовать лишь 1,5 стакана). А, кроме того, людям требуется не просто пресная вода, а чистая пресная вода. И именно её становится всё меньше.

VII. Выявление источников загрязнения и мер по охране воды.

- Вспомните наше Первое озеро и подумайте, из-за чего вода в озере такая грязная? (Сточные воды заводов и фабрик). Действительно, лишь 1 литр сточных вод, попадая в водоём, может испортить 100 литров хорошей воды, а выливается ведь не 1 литр.
- Есть очень ценное полезное ископаемое - нефть. Из неё делают бензин, масла, керосин и т.д., но иногда и нефть может стать источником загрязнения воды. Когда? (Авария на танкерах). Нефть легче воды. И если всего 5 литров нефти разольётся, то тонкая плёнка нефти покроет такую площадь, как наш класс.

Но хватит о грустном. Ведь не всегда всё так плохо. Кто из вас был на красивейшем озере Южного Урала - озере Увильды? Кому повезло, тот видел, как чиста и прозрачна вода этого озера, как красивы его берега. Рядом нет заводов, которые сбрасывали бы сточные воды в озеро. По нему не ходят танкеры с нефтью. Ничто не угрожает этому чудесному уголку природы.

Давайте закроем глаза и очутимся на летнем берегу.

(Включается аудиозапись " Утро в лесу", учитель читает текст:)

"... Раннее утро. Вы вышли из палатки и очутились в сказке. Лучи солнца проникают через листву деревьев, и капли росы начинают переливаться миллионами огоньков, предвещая прекрасную погоду. Где-то над вашей головой щебечут птички, на берегу папа моет вашу машину. Как будет здорово вернуться домой на чистенькой, сверкающей машине. Мама что-то стирает. От порошка получилось много воздушной пены, как весело качаются на воде эти белоснежные барашки!

День пролетел, как одно мгновение. Вас переполняет счастье. Вы взяли бумагу, написали письмо о том, как вы здорово провели день, положили послание в пустую пластиковую бутылку и забросили её подальше от берега. Волны обязательно доставят ваше письмо к другому человеку, и он, быть может, порадуется за вас..."

- А теперь постарайтесь сохранить это ощущение радости в себе и откройте глаза.
Скажите, пожалуйста, всё ли было так замечательно в нашей сказке?

(Ответы детей).

- Оказывается, не огромные заводы и танкеры, а сами люди, не задумываясь, наносят воде очень большой вред: за год бытового мусора попадает в водоёмы столько, что им можно было бы заполнить 10 тыс. товарных вагонов.

Но, даже не выезжая на озёра, находясь в своей квартире, мы можем нанести водным запасам большой ущерб. Что я имею в виду:

  • утечка воды;
  • незакрытый кран.

(с. 78 прочитать, сколько воды расходуется зря).

Вывод: От загрязнения водоёмов страдает всё живое.
В реках, озёрах погибают растения и животные, чахнут растения на берегу.
Загрязненная вода вредна для здоровья человека.

- Можно ли сохранить воду от загрязнения? Как?

1. Строительство очистных сооружений.

(Чтение учебника 2 абзац, стр. 78)

- А есть такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать воду из озера или реки, оно не сливает и отработанную воду.

(Фрагмент видеофильма "Использование воды и её охрана").

2. Экономия воды (закрыть кран, уменьшить напор, когда умываешься, чистишь зубы, моешь посуду и т.д.)
3. Посадка и охрана растений по берегам водоёмов.
4. Контроль за уровнем загрязнения воды.

VIII. Подведение итогов.

(Групповая работа - создание схем для динамического моделирования по охране воды.)

- Мы сегодня говорили о загрязнении воды и её охране. А итогом нашего урока станет создание вами запрещающих знаков. Что нужно сделать для очистки воды и что нельзя делать, чтоб вода оставалась чистой.

(Работа в группах, защита знаков.)

IX. Домашнее задание.

Стр. 75-78. Прочитать, по желанию нарисовать самим запрещающие знаки по охране воды.