Устная контрольная работа в 5-м классе по теме: "Действия с натуральными числами"

Разделы: Математика


“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”, - эти слова Л.Н. Толстого должны стать смыслом работы учителя математики.

Современный уровень развития науки и техники требует глубоких и точных математических знаний. Математические расчеты, основанные на использовании алгоритмов основных математических действий, являются составной частью трудовой деятельности любого современного человека. Одним из важных умений, которые обязана дать школа, является сознательное, быстрое и безошибочное выполнение действий над числами. Низкий уровень вычислительных навыков затрудняет усвоение ряда разделов курса математики старшей школы, так как значительная часть времени затрачивается на проведение элементарных вычислений при выполнении заданий, поэтому в пятом классе важным этапом урока являются устные упражнения.

Цель этого этапа: подготовить учащихся к успешной работе на всем протяжении урока. Задания должны восстанавливать опорные навыки, поддерживающие и совершенствующие раннее полученные знания и умения, способствовать развитию у учащихся внимания, сообразительности, анализа и обобщения.

Для развития вычислительных навыков, обучения рациональным приемам счета мы, учителя математики, на уроках проводим устные работы, но, как правило, неуверенные в себе ученики не торопятся отвечать, так как боятся допустить ошибку. Мы рекомендуем проводить устную контрольную работу, она заставляет работать всех учащихся. Вычислительные задания нужно облекать в занимательную форму, сопровождая их красочными плакатами. Дети хорошо принимают устный счет, когда ответы сопровождаются комментариями из других областей знаний. С каждым числом, которое появляется в результате, связана определенная информация, выполнив вычисления, ученик находит ту информацию, которая и служит ответом.

Для выработки у учащихся вычислительных умений и навыков необходима систематическая организация разнообразных видов работ, связанных с вычислением, именно владение вычислительными умениями и навыками воспитывает у учащихся ценные трудовые качества: ответственность, умение находить и исправлять допущенные ошибки, аккуратность, творчество. Вычислительная культура счета помогает производить рационально письменные вычисления и экономить время при выполнении серьезных работ, позволяет усовершенствовать их. В устном счете развивается память учащихся, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, умение наблюдать, проявляется инициатива, самоконтроль. Быстрое и безошибочное выполнение действий с натуральными числами является необходимым условием для формирования умений и навыков вычислений с десятичными дробями. Мы предлагаем вам проведение устной контрольной работы в пятом классе по повторению действий с натуральными числами.

Объект повторения: натуральные числа и выполнение арифметических действий.

Цель урока: проверить усвоение арифметических действий с натуральными числами, повысить познавательную активность учащихся. Использовать межпредметные связи с ботаникой, зоологией, географией. Учить работать самостоятельно и организованно.

Оборудование: раздаточный материал с блок-схемами каждому ученику, плакаты с изображением насекомых, птиц, географическая карта, подборка текстового материала.

Ход урока

1. Оргмомент:

а) правила выполнения работы;
б) критерии оценок.

2. Выполнение работы.

Каждый ученик получает карту заданий (см. Рисунок1.jpg, Рисунок2.jpg), решает задания устно, ответы фиксирует в тетради и на карточке, тетрадь по окончанию работы сдает учителю.

2. Проверка работы.

Ответы записываются на доске заранее, осуществляется проверка по картам с выходом на определенный объект:

Задание 1, ответ 105, озеро Байкал. (См. Рисунок3.jpg)

Задание 2, ответ 25, клест. (См. Рисунок6.jpg)

Задание 3, ответ 14, четырнадцатиточечная божья коровка. (См. Рисунок5.jpg)

Задание 4, ответ 27, жук-носорог. (См. Рисунок4.jpg)

Задание 5, 6, ответ 100.

Задание 7, ответ 28, королек. (См. Рисунок7.jpg)

Задание 8, ответы 21, 7, 60, 5, 20, 27, 27, 5, 250, 50.