Исследовательская деятельность учащихся по истории с использованием компьютерных технологий

Разделы: История и обществознание


В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности.

В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.

Каждый учебный год я организую исследовательскую практику по истории, которая позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запустить механизм саморазвития. Основную цель исследовательской деятельности по истории я вижу в том, чтобы формировать культуру исторического мышления, т.е. способность учащихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды.

Учебное исследование по предмету разворачивалось как дополнительная работа во внеурочное время. С каждым учеником (среди старшеклассников в работу включилось 37 человек) выстраивались основные этапы работы, которые заключались в следующем:

  • актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
  • определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти);
  • выбор темы исследования (обозначение границ исследования, изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках);
  • определение последовательности проведения исследования;
  • анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);
  • подготовка презентации (защита результатов перед сверстниками, ответы на вопросы).

Тематикой исследования стал курс истории России, где на выбор было предложено более 60 тем. С каждым ребенком тема обсуждалась, дорабатывались вопросы исследования. Сложно было подвести ребенка под ту историческую проблему, в которой он максимально реализуется как исследователь, раскроет лучшие стороны своего интеллекта, получит новые полезные знания. На данном этапе моя задача состояла в том, чтобы помочь ребенку сделать выбор, который он считал бы своим. Очень важно, когда выбираешь тему, учитывать наличие литературы и другие источники информации, т.к. недостаток этого приведет к тому, что некоторые работы получатся поверхностными. Однако есть работы, которые можно выделить из общего ряда, ими оказались те, где учащиеся активно использовали компьютерные технологии.

В процессе разработки тем основными направлениями использования возможностей ИКТ (информационные компьютерные технологии) стали:

  • Прежде всего, ресурсы сети Интернет, где учащиеся получили возможность поиска необходимой информации, а затем ее использование в работах, например, в работе ученика С.Шворникова: “Афганская война: последствия и современные оценки”.
  • Наиболее эффективно осуществлялась обработка текстов, записей, числовой и графической информации, карт, например, в работе ученика 10 класса В.Удовенко “Великая Отечественная: причины трагедии лета-осени 1941 г.”.
  • При презентации некоторые работы сопровождались звуковым сопровождением, фото-видеомонтажом, например, работа ученицы 10 класса А.Сальковой “Холодная война”.
  • Компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и запоминающейся, что привлекает внимание других учащихся работать в данном направлении. Наиболее яркой работой получилась у учащейся 11 класса Р.Коршуновой “Проблемы геополитики современной России”.

Знакомясь с различными аспектами ИКТ, главное - рациональное использование компьютера. Встает также необходимость формирования новой информационной культуры.

Последним этапом нашей работы была защита собственных работ. Это обязательное условие, т.к. во время защиты видны собственные результаты, без нее исследование не может считаться завершенным. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения. Желательно, проводить защиту работ по мере их готовности. Для оценки результатов необходимо привлекать старшеклассников, учителей, можно приглашать и родителей. По итогам защиты необходимо поощрять как авторов работ, так и тех, кто задавал интересные вопросы.