Познание мира через изучение иностранных языков

Разделы: Иностранные языки


В настоящее время существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в нашем государстве. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовому наследию изучаемых стран и народов. На сегодняшний день стал особенно актуальным интегративный подход к обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития культуры речи. Для современного языкового образования необходимы: междисциплинарная интеграция, многоуровневость, вариативность, ориентация на межкультурный аспект владения языком. Эти задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определения новых подходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля.

Каждый новый этап в развитии научных знаний и потребностей практики, изменения в социальном заказе с неизбежностью приводят к пересмотру программы, к необходимости ее совершенствования. Составленная мною сквозная программа по французскому языку 1-11 классов <Приложение> предусматривает опережающее прохождение программы по французскому языку и рассматривается, в первую очередь, как главный фактор творческого развития способностей учащихся, позволяет оптимально их загрузить, обеспечив, тем самым, возможность рассчитанными темпами двигаться вперед к усвоению предоставленного материала.

Свою задачу вижу в том, чтобы не только научить детей предмету, но и содействовать становлению личности ребенка, воспитанию в нем нравственных качеств. Очень важно, чтобы урок пробудил у ребят доброту, уважение к старшим, друг другу, желание помочь. На своих уроках пытаюсь привить ребятам желание добиться более высоких успехов в изучении предмета, появилась воля к преодолению трудностей. Воспитательные показатели воздействуют на качество учебных, а результативность и тех и других обусловлена интеллектуальным фоном и эмоциональной насыщенностью урока, систематической внеклассной работой по предмету.

Данная программа дает более широкую возможность связать урочную деятельность с внеурочными формами работы и индивидуальной деятельностью учащихся. В методическом плане процесс обучения учащихся в классе с учетом диагностики по отношению к иностранному языку можно условно разделить на две группы:

  1. Иностранный язык является лишь одним из элементов развития и будет использоваться в незначительном объеме.
  2. В данную группу входят ученики, для которых иностранный язык будет важным инструментом в профессиональной деятельности. Для них существенны не только общие знания, но и прочие навыки.

Для выявления творческих способностей у учащихся провожу диагностику, осуществляю целенаправленный подход к детям, поддерживаю интерес к предмету. Данная программа предоставляет мне широкое поле для деятельности. Она предусматривает более углубленное изучение страноведческого материала, что способствует расширению и углублению знаний учащихся о культуре страны изучаемого языка, глубже познакомиться с обычаями и традициями Франции. Знакомясь с материалами на родном и иностранном языках о Франции и о других странах, ученики познают реалии этих стран, чего они практически лишены при изучении других учебных предметов. Широко привлекая материалы других предметов, показываю, что иностранный язык находится в тесной взаимосвязи с другими учебными дисциплинами и может служить средством для взаимного обогащения. Именно поэтому стремлюсь использовать страноведческий материал и материалы других учебных дисциплин значительно раньше, чем это предусмотрено в действующих программах по иностранному языку. Обращаясь к межпредметным связям в курсе иностранного языка, я, прежде всего, использую тексты, в которых содержится новая для учеников информация. Так, изучая географию, ребята получают много информации о Франции, ее провинциях, Казахстане. Самостоятельно находят много дополнительной информации по заданной теме, пишут рефераты, составляют кроссворды, сканворды и тесты. В своих анкетах учащиеся 10-11 классов отметили важность изучения французского языка как средства познания мира. Учащиеся 11 класса Макаров Д., Виноградов А., Леликов Ю. успешно выступили с проектом “ Использование французского языка в изучении предметов”, Нагушева К. выступила с проектом “Традиции и обычаи народа Франции”. Таким образом, программа предусматривает более глубокое изучение тем страноведческого характера. Учащиеся 7 класса приготовили сообщения о Франции и Казахстане, о связях между нашими странами, государственных и национальных праздниках. Хотелось бы отметить, что всю вышеперечисленную работу ученики выполнили с удовольствием, применив творческий подход к поставленной задаче.

В программу заложено достаточное количество часов для развития творческих и умственных способностей учащихся. Например, изучив тему “Образование в Казахстане и во Франции”, ребята 9 класса провели исследовательскую работу, сопоставляя образовательные системы Казахстана и Франции, по результатам которой сделали сравнительный анализ.

Многие ученики называют французский язык любимым предметом. Им нравится учить стихи, отгадывать загадки, составлять ребусы, сканворды, кроссворды, играть в игры, разыгрывать сценки, интересно узнавать о жизни и учебе сверстников во франкоязычных странах. Все это – предпосылки успеха и умение воздействовать на мотивы ученика, показывая коммуникативную перспективу предстоящей учебной деятельности и обеспечивая затем необходимые средства для активизации резервных возможностей личности ученика в процессе достижения поставленной цели. Вызвав интерес, стараюсь заинтересовать ребят процессом ее решения, подготовки к иноязычному общению. Поощряю взаимоконтроль, взаимопомощь, использую необходимые вспомогательные средства: таблицы, схемы, картины, раздаточный материал, ТСО и т.д. Целенаправленное использование средств психолого-педагогической разрядки позволяет увеличить объем изучаемого на уроке материала.

Использование различных организационных форм урока, таких как “урок-конкурс”, “урок-путешествие”, “урок-диспут”, “урок-соревнование”, проведение викторин способствуют интеллектуальному развитию лицеистов, а также расширяет их кругозор, развивает интерес к изучению французского языка.

Использование таких технологий, как “игровая технология”, “технология коммуникативного обучения иноязычной культуре” (Е.И. Пассов), “технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала” (В.Ф. Шаталов) помогает в выполнении поставленных целей и задач. Огромной популярностью у учащихся пользуется созданный при Лицее салон “Chez-nous”, целью которого является развитие интереса учащихся к языку, направленный на совершенствование навыков и умений устной и письменной речи в коммуникативных целях, творческое развитие личности. В салоне проводятся различные внеурочные мероприятия, тематические вечера, конкурсы, викторины. При лицее на базе французского языка организована вокальная группа “Амино”, члены которой принимают активное участие в творческой деятельности Лицея. В репертуар данной группы входят как классические, так и современные музыкальные произведения. Внеклассная деятельность учащихся не ограничивается только лишь рамками общественной жизни Лицея, они принимают активное участие в областном ежегодном конкурсе франкофонов (франкофоны – лица, говорящие на французском языке и изучающие его культуру, обычаи, традиции.), который проводится “Ассоциацией учителей французского языка” при КарГУ имени Букетова. Лицеисты являются неоднократными призерами, награждены грамотами и дипломами.

Хорошие результаты учащиеся показали на ЕНТ по французскому языку. Лицеисты являются призерами городских, областных и дважды республиканских олимпиад. В этом году многие выпускники Лицея приняли решение продолжить изучение французского языка в ВУЗах. Так, например, призер республиканской олимпиады Жусупов Ринат получил грант и обучается в Институте международных языков и международных отношений г. Алматы. Призер областных олимпиад Косякина Юлия получила грант и обучается в государственном университете имени Гумилева в г. Астана. Сясин Илья – призер городской олимпиады обучается в КарГУ имени Букетова.

В заключение хотелось бы сказать, что данная программа помогает мне в достижении цели, развивает интерес к предмету и способности учащихся, выявляет одаренных и творческих детей, а в целом способствует более глубокому и осмысленному познанию и пониманию мира.