Урок проводится с использованием компьютерной мультимедийной презентации сайта Европейский Север (см. Приложение1).
Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления новой информации знаний на творческом уровне средствами технологии проблемного бучения.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели по содержанию урока:
а) образовательная: продолжить формирование знаний по экономическим районам России, конкретно по Европейскому Северу.
Б) развивающая: продолжить обучение приёмам работы с картами, текстом учебника, справочной литературой, таблицами.
В) способствовать воспитанию у учащихся чувства гордости за свой край, уважения к занятиям, традициям и быту населения Севера.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная.
Методы обучения: частично-поисковый; наглядно-иллюстративный.
Средства обучения:
- Учебник: Дронов В.П. “География России. Население и хозяйство”. 9 кл. (М.: Дрофа, 2002.
- Учебник: Плисецкий Е.Л. “Коммерческая география России”. 10-11 кл.
- Компьютер.
- Атлас 9 класса.
- Таблица из “Программно-методические материалы. География Архангельской области”.
- Технологическая карта урока
Структура урока | Использование мультимедийной презентации | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Оргмомент | Проверяет готовность к уроку | Готовят рабочее место для урока | |
2.Актуализация | Проводит беседу с целью воспроизведения в памяти опорных знаний по характеристике эконом. районов | Задают вопросы, отвечают, корректируют ответы | |
3.Целеполагание и мотивация | Акцентирует внимание на уровневых целях | Выбирают цели, записывают в тетрадь | |
4. Изучение нового материала | На экране план изучения экономического
района, сайты по каждому пункту плана: ЭГП. Состав территории; Природные условия, природные ресурсы; Карта природных ресурсов Европейского Севера; Население |
1-й блок. Объясняет, как работать с материалом на компьютере Формирует представление о районе. Проблемный вопрос: Почему имея такую богатую природную базу район уступает другим эк. районам по выпуску готовой продукции? |
Самостоятельно изучают материал в компьютере, дополняют из учебника, делают записи по проблемному вопросу |
5. Применение знаний в знакомой учебной ситуации | На экране отрасли специализации и вспомогательные отрасли и карта отраслей специализации Европейского Севера | 2-й блок Формирует представление об отраслях специализации, вспомогательных отраслях. Проблемный вопрос: Почему район богатый топливными ресурсами не может обеспечить себя в полной мере энергией и теплом? |
Характеризуют отрасли специализации и вспомогательные отрасли, используя текст компьютера и учебника. Делают записи в тетради |
6. Применение знаний в новой ситуации | 3-й блок Рассказывает о месте и роли Архангельской области в экономике России. Проблемный вопрос: Почему отраслевая структура Архангельской области представлена более чем десятью отраслями, а её эффективность остаётся низкой? |
Анализируют таблицу отраслевой структуры Архангельской области и делают выводы |
|
7. Проверка уровня усвоения знаний | Помогает сделать вывод по уроку | Вместе с учителем делают вывод по уроку | |
8. Рефлексия | На экране представлен тест по уроку “Европейский Север” | Предлагает учащимся тест по уроку на
компьютере. Отслеживает результаты работы.
Даёт домашнее задание. |
Отвечают на вопросы теста на компьютере
и получают оценку компьютера.
Записывают домашнее задание. |