Цели:
- упражнять учащихся в распознавании звуков [д],[д’] в словах, отрабатывать осмысленное чтение, научить писать заглавную письменную букву Д, продолжение работы над формированием навыка каллиграфически выдержанного и орфографически-грамотного письма;
- продолжить работу над развитием речи учащихся с опорой на имеющиеся у них опыт и знания, развивать мышление, память, обогащать их словарный запас;
- воспитывать трудолюбие, уважение к старшим, аккуратность в выполнении работы.
Оборудование: “Азбука” (авторы: Н.Г.Агаркова, Ю.А.Агарков), карточки со слогами, конверты белого и коричневого цветов с заданиями для каждого ученика.
Ход урока
1. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинаем мы урок.
2. Постановка целей урока.
У. Посмотрите на доску, чему мы будем учиться сегодня на уроке чтения и письма?
(На доске: условные обозначения согласного звонкого твёрдого и согласного звонкого мягкого звуков, письменная заглавная буква Д)
Д. Мы будем учиться читать слова со звуками [д], [д’], будем учиться писать заглавную письменную букву Д.
3. Проверка домашнего задания.
У. Отгадайте, кто будет проверять, как вы научились хорошо читать слоги и слова с буквой д.
На доске рассыпаны буквы, из которых дети составляют слово: ДАНИЛА (рис. 1).
рис. 1
На доске появляется рисунок молодца (рис. 2).
рис. 2
Учитель показывает условное обозначение работы в паре, дети поворачиваются друг к другу и проверяют чтение слов из “Азбуки” с. 47. Игра “Учитель – ученик”.
После этого, каждый учащийся на ушко соседу даёт оценку его чтения:
“Мне понравилось твоё чтение; спасибо; надо постараться и т. д.”
На каждой парте находится коробочка с квадратиками разного цвета, после проверки каждый ученик берёт себе один квадратик: если прочитал хорошо – красного цвета, прочитал с запинками – жёлтого цвета, плохо прочитал – синего цвета.
4. Чтение слов с [д], [д’].
У. У Данилы много дел, он с нами попрощался и ушёл, но оставил интересное задание.
(На доске расставляются карточки со слогами, у учащихся на парте конверты белого цвета с этими же слогами; работа в паре; одна пара работает у доски)
ад | мун | де |
дир | ми | рал |
ор | на | ме |
да | ли |
У. Составьте слова из этих слогов.
Д. Составили слова: АДМИРАЛ, МУНДИР, ОРДЕНА, МЕДАЛИ.
(Чтение слов по слогам, с ударением).
У. Эти слова нам нужны будут при чтении текста: МОЙ ДЯДЯ.
“Азбука” с. 48.
Читает хорошо читающий ученик. Ученики отвечают на вопросы:
1) Почему дядя Андрей надел парадную форму?
2) Какие цветы ему подарили?
У. Найдите слова, в которых есть звуки [д], [д’].
Учащиеся сами перечитывают текст и находят слова, в которых есть эти звуки.
5. Физминутка.
6. Работа в прописи.
У. Чему мы должны были научиться сегодня на уроке чтения и письма?
Учащиеся снова возвращаются к учебным задачам урока и приходят к выводу, что надо ещё научиться писать заглавную письменную букву Д.
Этот домик буква Д
В домике окошко.
Из трубы идёт дымок,
А в окошке кошка.
(Дети ладошками изображают домик)
В Тетради по письму № 2 к “ Азбуке” на с. 23. учащиеся выбирают элементы, которые понадобятся для написания заглавной письменной буквы Д и закрашивают нужные кружки.
У. Возьмите конверты коричневого цвета. Составьте букву, которая у нас сегодня в гостях.
У каждого учащегося есть набор элементов письменных букв. На урок, как правило, мы берём 2 – 3 буквы. Учащиеся составляют строчную и заглавную письменные буквы д, Д (рис.3).
рис. 3
Дети прописывают самостоятельно одну строчку заглавной буквы Д и слоги с этой буквой.
Усиленное внимание детям со слабым развитием мелкой моторики.
У. Самые красивые буквы выделяем точкой.
7. Физминутка.
8. Чтение слов с изученными буквами.
Работа со скороговоркой.
ДЕД ДОДОН НА ДУДЕ ДУДЕЛ, А ДЕМИД МЁД ЕЛ.
Игра “ Добавь букву” с. 48 в “Азбуке”
Дар – удар, дама – драма, даль – удаль, длина – долина, дно – одно.
9. Подведение итогов.
- Чему научились сегодня на уроке?
- Какие звуки обозначает буква д?
- На какие две группы делятся все звуки?
- Чем отличаются гласные звуки от согласных?
Это первый урок из двух спаренных уроков по обучению грамоте.