В системе социальной помощи на современном этапе развития российского общества возрастает роль социально-педагогической деятельности по поддержке лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
В связи с этим на базе Областного центра социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей) г. Омска, открытого в 1997 году, было создано отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.
С учетом основных целей Федеральной целевой программы “Социальной поддержки инвалидов 2000-2005 гг.” от 14.01.2000 г. № 36 перед отделением были поставлены следующие задачи:
- создание условий для повышения адаптационных возможностей детей, оздоровления их психики и нормального личностного развития;
- подготовка детей к жизни в современном обществе с учетом их личностных особенностей;
- оказание индивидуально-ориентированной психолого-педагогической, медико-социальной помощи детям-инвалидам и их семьям.
В отделение реабилитации Областного центра социальной помощи семье и детям обращаются родители с детьми в возрасте от трёх до шестнадцати лет с различными отклонениями в физическом и умственном развитии (проблемы слуха, зрения, нарушения психического и речевого развития различного генеза, включая ДЦП, органические поражения ЦНС, синдром Дауна, аутизм, раннюю детскую шизофрению и др.). Как правило, ребята не организованы, либо ранее выведены из состава специальных (коррекционных) дошкольных и школьных образовательных учреждений по причине необучаемости.
Отсутствие государственных образовательных учреждений для данной категории детей не позволяет получать им квалифицированную психолого-педагогическую помощь, в которой они остро нуждаются. В нашем миллионном городе, к сожалению, существуют единственное специальное дошкольное образовательное учреждение для детей с интеллектуальной недостаточностью (лёгкая умственная отсталость), два детских сада - для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (остальные виды СДОУ не рассматриваем), и ни одно коррекционное образовательное учреждение не принимает детей с аутизмом и близкими к нему состояниями (таких детей только у нас 16 человек), умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталости.
Поэтому так значимо для детей и родителей получение своевременной комплексной помощи от специалистов учреждений социальной сферы. В подавляющем большинстве случаев, наше отделение является для родителей детей-инвалидов последней надеждой.
Специалисты отделения реабилитации (дефектолог, психолог, логопед, музыкотерапевт, педагог дополнительного образования, инструктор ЛФК, специалист по социальной работе) оказывают помощь всем обратившимся, используя современные эффективные методики воспитания и развития “наших детей”, которые приносят видимые результаты.
Средством, способным помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, является музыкотерапия.
Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе с которыми музыка, искусство оказывают лечебное воздействие, являются способом профилактики и коррекции отклонений в развитии [1].
В процессе получения комплексной психолого-педагогической помощи занятия групповой музыкотерапией с успехом посещает большинство детей отделения реабилитации. В практике Областного центра социальной помощи встречаются дети, для которых музыка оказывается сверхценным интересом и единственно возможной для них “линией связи” с окружающим миром в течение долгого времени.
За время работы сформировались постоянные группы, в которые подбирались дети по возрасту, сходству их проблем в социальной адаптации, по психологической совместимости и другим критериям. Специалистами отделения были определены цель, задачи, структура и содержание занятий музыкотерапией для данной категории детей. Чем раньше начинаются занятия музыкотерапевта, тем эффективнее их коррекционно-развивающее воздействие.
Включая в работу с детьми музыкальные занятия, мы не ставим себе целью развитие собственно музыкальных способностей или овладение навыками пения и игры на музыкальных инструментах. Основные элементы занятий - логоритмика, слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах и танцы - направлены на решение не музыкальных задач, а значимых для развития ребенка проблем.
В процессе поиска эффективных методик для развития детей с различными отклонениями, изучения немногочисленной литературы по данной теме и участия в международных музыкально-педагогических конференциях с участием В.А.Жилина (Россия), М. и М.Видмер, Р.Виршинга (Австрия), Х.Мауте (Финляндия), А.Санджорджио (Италия), Д.Гудкина (США) в 2000-2003 гг., автор использовал элементы музыкально-педагогической системы “элементарного музицирования” выдающегося немецкого композитора Карла Орфа, как обязательный компонент занятий музыкотерапией.
Карл Орф (Carl Orff) (1895-1982) - немецкий композитор. Учился в Мюнхенской академии музыки, позднее (в 1920) у Генриха Камински. В 1924 вместе с Доротеей Гюнтер (Gunther) основал школу гимнастики, музыки и танца (Гюнтершуле [Guntherschule]). Опыт работы в этой школе лег в основу музыкально-педагогической системы К. Орфа. Первостепенное значение в ней отводилось музыкально - ритмическому воспитанию. В 1961 году основал Орф-институт при Высшей школе Моцартеум в Зальцбурге.
Обучая детей навыкам коллективного музицирования, Орф делал упор на пение, импровизацию, движение и игру на простейших ударных инструментах (отсюда “элементарное музицирование” - состоящее из элементов). Автор разработал упражнения, песенки и пьесы, которые можно изменять, варьировать, прибавлять или придумывать вместе с детьми. Интересный материал побуждает ребенка сочинять, импровизировать, фантазировать. Основной целью занятия является не столько развитие техники игры на орф-инструментах, сколько развитие творческого начала, которое в свою очередь важно для общего развития личности (“для ребенка, с ребенком, исходя из ребенка”). Одна из общих идей, лежащих в основе системы детского музыкального воспитания Карла Орфа: “Каждый узнаёт лишь то, что сам пробует сделать (Песталоцци)”.
Данная система представляет большой интерес, так как обладает рядом несомненных достоинств:
- для организации музыкальных занятий с использованием элементов системы К. Орфа не требуется специального музыкального образования, поэтому вместе с музыкотерапевтом активное участие в занятии принимают другие специалисты отделения, сопровождающие особо сложных детей;
- система обладает необходимой универсальностью, экономичностью, гибкостью, позволяющей сочетать её с различными методиками, высокой адаптивностью к различным национальным условиям, дает возможность использования лучших образцов народной культуры;
- “элементарное музицирование” учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, предполагает взаимодействие людей, которые обладают очень разными навыками, потребностями, проблемами или способностями.
- создает большой потенциал для развития и дальнейшей творческой деятельности как детей, так и педагогов.
Главное и самое важное на занятиях “Орфикой” - это атмосфера, которая создается особым качеством общения равных партнеров - детей и педагога. Это общение с полным правом можно назвать игровым. Возможность быть принятым окружающими без всяких условий позволяет ребенку проявлять свою индивидуальность. “В этой игровой форме не все участники должны делать то же, что остальные, но каждый…со своим личным опытом участвует в игре”[2]. Своеобразная ритуализация (повторяющаяся структура занятия) помогает детям быстро ориентироваться в новом материале, быть уверенными, создавать образы, творить, помогать другим участникам и радоваться их успехам и удачным находкам. Здесь в них верят, любят и поддерживают (Приложение 1).
При включении элементов системы творческого развития Карла Орфа в музыкально- коррекционную деятельность, отмечается положительная динамика у всех детей: наблюдается повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции, развитие эмоционально-личностной сферы, расширение коммуникативных навыков.
Орфовская система музыкального воспитания полностью построена на развитии творческих способностей, навыков ребенка (“Учимся, делая и творя”) и включает в себя следующие элементы:
- Речевые упражнения.
- Поэтическое музицирование.
- Музыкально-двигательные упражнения.
- Игры с инструментами К. Орфа.
- Элементарный музыкальный театр.
1. Речевые упражнения. Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и темпового разнообразия, познакомить с музыкальными формами.
2. Поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.
3. Музыкально-двигательные упражнения. Использование двигательных упражнений позволяет подготовить ребенка к спонтанному двигательному выражению, учит его изображать звуки и настроения с помощью элементарного движения (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, умение ждать, находить момент вступления. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
4. Игры с инструментами К. Орфа. При овладении этой формой деятельности дети, во-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой), во-вторых, чувство ансамбля здесь развивается достаточно легко, в-третьих, дети учатся различать звучание инструментов по тембрам. И самое главное - наличие во всех упражнениях элементов творчества. Дорогостоящий инструментарий с успехом заменяют самостоятельно изготовленные шумовые и ударные музыкальные инструменты.
5. Элементарный музыкальный театр как интегративная игровая форма предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения, танца и художественного образа в изобразительной игре. Особые приёмы организации театрализованной деятельности - игротренинги - помимо широкого спектра развивающих задач, решают проблему увлекательного и полезного свободного времяпрепровождения в кругу друзей (Приложение 2).
За полвека существования орфовская педагогика превратилась в настоящую мировую империю со своим Институтом в Зальцбурге (Австрия), учебно-методическими изданиями, конференциями более чем в 40 странах мира. Современная ситуация в музыкально-педагогической практике России благоприятна для естественного “прорастания” и закрепления в ней идей творческого музицирования. Широкое педагогическое движение, объединенное обществом К. Орфа, появившиеся методические работы российских педагогов, международные семинары в разных городах России позволяют сделать предположение о том, что концепция К.Орфа перспективна и с успехом может применяться в социальных, воспитательных и образовательных заведениях для детей с различной сохранностью здоровья: детских садах, школах, студиях, центрах эстетического развития.
Литература
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е. А. Медведева и др.- М., 2001.
- Видмер М. Музыка - танец - игра. Модель художественно ориентированной “педагогики многообразия” - Вестник педагогического общества Карла Орфа №11, 2002.
- Выготский Л. С. Психология искусства. - СПб., 2000.
- Лопухина И. С. Логопедия- речь, ритм, движение.- СПб., 1997.
- Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников.
- Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А.Барейбойма. - М., 1978