Внедряя стратегии критического мышления, я ставила перед собой задачу научить детей вычленять главное и ценное из всего того потока информации, который существует в современном мире.
Разнообразие форм и методов проведения урока направлено на то, чтобы дети в полном объеме запомнили и могли использовать на практике все, что они узнали нового из данного урока.
Решая задачи, тесно связанные с жизнью, ученики становятся “полноправными предпринимателями”. Они погружаются в мир предпринимательства и бизнеса, переживают за прибыль своего предприятия, стараются использовать и применять все те кодексы чести предпринимательства.
Задачи:
Образовательные - познакомить обучающихся с экономическим понятием: “Налоги, виды налогов”. Отработать навык решения задач различных видов.
Развивающие - развивать аналитическое мышление; учить планировать свою деятельность; учить делать выводы и обобщения.
Воспитательные - учить работать в группах, развивать любознательность. Прививать любовь к Родине, изучая интересные исторические факты.
Тип урока: интегрированный урок объяснения нового материала с применением стратегий критического мышления.
Форма проведения урока: индивидуально-групповая
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый.
Оборудование урока: таблица с анаграммой; заготовки таблиц для названий предприятий с геометрическими фигурами; геометрические фигуры; карточки с разноуровневыми заданиями; лист ватмана; маркеры; листы- заготовки для рефлексии.
План урока.
- Организационный момент - 3 мин. Работа в группах.
- Введение в тему урока - 15 мин (расшифровка анаграммы; устный счет (решение математической цепочки); работа в группах выполнение разноуровнего задания и создание рекламы).
- Физкультминутка - 2 мин
- Составление кластера - 2 мин
- Чтение сказки и дополнение кластера - 5 мин
- Работа с задачником -3 мин
- Рефлексия - 8 мин
- Подведение итогов. Домашнее задание - 2 мин
Ход урока
1. Организационный момент (направлен на эмоциональный настрой учащихся)
Учитель: Здравствуйте, господа-предприниматели, я рада приветствовать вас на нашем бизнес-уроке.
Класс разбит на группы, на столах поставлены таблички с геометрическими фигурами, на которых далее дети запишут названия своих предприятий-групп.
Учитель: Вы объединены в группы-предприятия. Скажите, что есть общего у любого предприятия?
Дети: Предприятия производят товар; работают люди; у всех есть название.
Учитель: Визитной карточкой любого предприятия является название. Придумайте название вашего предприятия и запишите на табличках.
Дети обсуждают название предприятия в группе и записывают на табличках.
2. Введение в тему урока.
На доску прикрепляется анаграмма.
Бгтствооа иемлз - хлбе, бгтствооа аеоеквлч - му.
Составив анаграмму, дети читают пословицу. Обсуждают ее смысл.
Богатство земли - хлеб, богатство человека - ум.
Учитель: А ум требует постоянных мыслей. Предлагаю решить столбик примеров, соответствующий эмблеме вашего предприятия. Вы узнаете название товара, который будет производить ваша фирма или предприятие.
С ответом 1 предприятие производит мыло
С ответом 100 предприятие производит порошок
С ответом 75 - детскую обувь
С ответом 2 - зубную пасту
С ответом 48 - школьные ранцы.
Далее проводится работа в группах. Два человека из группы создают рекламу, остальные выполняют разноуровневое задание.
Учитель: Пока ребята создают рекламу, предприятия подсчитывают прибыль от продажи товаров. Выбрав задачи 2 уровня вы увеличите прибыль вашего предприятия в 2 раза. Задачи 1 уровня увеличат вашу прибыль на 2.
Задачи трех видов лежат на столах, и каждый ребенок выбирает себе задание по своим возможностям.
3. Физкультминутка. Показ рекламы. Оценивание ее предпринимателями других групп.
Учитель: Как предприятия распоряжаются прибылью?
Дети: Выплачивают зарплату рабочим, обновляют оборудование, выплачивают налоги.
Учитель на доску прикрепляет табличку “НАЛОГИ”.
4. Составление кластера (развитие креативного мышления).
На доске лист ватмана, на котором детьми записываются ассоциации.
Учитель: Итак, тема нашего урока "Налоги".
Назовите ассоциации, связанные с этим экономическим понятием.
Налоги
Платят предприятия
Большие деньги
Таможня
Государство
Городской бюджет
5. Чтение сказки “Филин вводит новые налоги” (с.100)
6. Работа с кластером. (Приложение 4)
Учитель: Дополните кластер теми сведениями, которые вы узнали из сказки.
7. Работа с задачником (с 42).
Дети знакомятся с исторической справкой о налогах во времена Петра I (Приложение 3).
8. Рефлексия.
Учитель: Для чего придумали налоги? Правильный ответ вы получите, расположив в левой рамке слова в порядке возрастания нечетных чисел, а в правой рамке - в порядке возрастания четных.
Рычаг - 4, жизни - 40, процессов - 26, хозяйственной - 32, источник - 5, средств - 7, в государственную - 15, поступающих - 13, экономических - 24, регулирования - 10, казну - 21, основной - 1.(Приложение 2).
9. Подведение итогов. Домашнее задание.
Какие налоги платят в вашей семье?
Литература
1. Т.Смирнова. Белка и компания. Экономика для младших школьников. Изд.дом “Федоров”. Самара, 2001.
2. Т. В. Смирнова, Т. Н. Проснякова. Путешествие в компании Белки и ее друзей//Задачник-рабочая тетрадь по экономике. Часть вторая. Федеральный Научно-Методический Центр ИМ. Л. В. Занкова. Корпорация “Федоров”. 1998.