Цели:
- Учить работать в группе, оценивать собственную работу на уроке и работу товарищей.
- Воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, уважать мнение каждого.
- Развивать ум, волю и чувства.
Оборудование: глобусы, чайнворды для каждой группы.
I. Организационный момент.
Дети работают в группах по 4 человека.
Распределение ролей в группе: координатор
руководит работой в группе, рассказчики защищают
работу группы.
II. Введение в тему урока.
У. Тема урока… А в прочем догадайтесь сами. А поможет вам в этом загадка. Прочитайте и обсудите отгадку в группе.
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Д. Наша группа думает, что это географическая карта. На ней изображены моря, но плавать нельзя, земля – суша, но пахать нельзя. Они плоские.
Д. А мы считаем, что это глобус. Ведь в схеме? отгадке 6 звуков. А в слове карта – 5 звуков.
У. Кто же прав?
Д. Права вторая группа. Но если бы не было схемы – отгадки, то отгадка могла быть и карта, и глобус.
Д. Мы согласны со 2 группой – это глобус. Ведь у нас на партах стоят глобусы.
III. Работа над новым материалом.
У. Верно. Мы будем говорить сегодня о глобусе. Но вот с чего начать я так и не решила. Помогите мне, пожалуйста. Прочитайте вопросы в группе и обсудите их последовательность.
В результате обсуждения на доске появится план беседы.
1.Что такое глобус?
2. Какие глобусы самые древние?
3. Какие бывают глобусы?
4. Как устроен глобус?
У. Спасибо, ребята. Мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Итак, первый вопрос –
Что такое глобус?
У. После открытия Аристотеля о шарообразности Земли, люди стали создавать ее модели глобусы. Глобус – латинское слово. Как вы думаете, что оно означает?
Д. Круглый.
Д. Шарообразный, шар.
У. Верно. Глобус (лат.) – шар. Прочитайте определение глобуса в учебнике на с.33
Д. Глобус – это шар, на который нанесены очертания суши и вод Земли. Шар нанесен на ось и наклонен по отношению к подставке.
У. Есть другое определение глобуса. Глобус – это модель Земли в миллион раз меньше самой планеты Земля.
Какие глобусы самые древние?
У. Рассмотрите рисунок.
Как вы думаете, что на нем изображено?
Д. Это, наверное, древний глобус.
У. Верно. Один из первых глобусов был создан греческим ученым Кратесом во II в. до н.э.
Сам глобус не сохранился, но рисунок остался. Отвечает ли глобус Кратеса современным представлениям о Земле?
Д. Нет. На нем даже не все материки изображены.
У. И это естественно. Мир, знакомый человеку древности, был очень мал. Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым Бехаймом. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.
На доске запись:
|
Какие бывают глобусы?
У. При подготовке к уроку каждая группа искала ответ на этот вопрос. Послушаем каждую группу.
Д. Были “глобусы-моряки”.
Когда – то мореплаватели брали с собой глобусы в далекие и опасные путешествия. Глобусы – “моряки” за свою долгую службу на кораблях не мало поведали. Их трепали штормы, обдували свирепые ветры.
Д. Были “глобусы- щеголи”,
Весь свой век проводили они в роскошных королевских дворцах. Эти глобусы были украшены золотом, серебром, драгоценными камнями.
Д. На некоторые глобусы ставили часовой механизм с пружиной, и глобус кружился, подобно нашей планете.
Д. Есть “глобус-космонавт”. Он установлен на космических кораблях. Небольшой глобус – космонавт во время всего полета кружится без остановки с такой же скоростью, как и Земля. Только взглянет на него командир космического корабля, сразу узнает, над каким океаном или какой страной проносится в эту минуту его космический корабль.
Д. Много разных глобусов есть и теперь. Есть глобус звездного неба. Вот он. На нем изображены созвездия, млечный путь.
Д. Есть глобусы, на которых изображены все страны мира. Вон сколько стран в Южной Америке!
Д. Бывают глобусы с неровной поверхностью: все горы все возвышенности на них выпуклые. Есть даже лунный глобус и глобус Марса.
Д. Единственная в нашей стране фабрика, изготовляющая глобусы, находится в Перми.
У. Молодцы, ребята. Сколько интересного мы узнали о глобусе. Осталось ответить нам на последний вопрос.
Как устроен глобус?
У. Рассмотрите рисунок на с.33. Какие линии есть на глобусе?
Д. На глобусе есть экватор. Зачем нужен экватор?
У.
Экватор – это линия,
Кривая, ярко – синяя.
Делит глобус пополам –
Чтобы нам не спутать вдруг,
где там Север, а где Юг.
Экватор делит Землю на Северное и Южное полушарии. Покажите их на глобусе.
Д. Еще есть Северный полюс и Южный полюс.
Д. На глобусе есть еще и горизонтальные и вертикальные линии.
У. Это параллели и меридианы.
Д. Есть еще не видимая нам Земная ось, вокруг которой вращается Земля.
У. Повращайте глобус вокруг Земной оси. Кто помнит, что происходит в результате вращения Земли вокруг своей оси.
Д. Происходит смена дня и ночи.
О чем может рассказать глобус?
Д. На глобусе изображены океаны и материки, моря, реки и озера, города. Мы нашли город Москва.
У. Прочитайте 2 часть статьи в учебнике. Найдите и покажите на глобусе материки и океаны. Самостоятельная работа в группах.
У. Сейчас я вам предлагаю разгадать чайнворд “Глобус”.
Чайнворд "Глобус"
Впишите географические названия в клетки:
- Уравнитель. Линия, разделяющая Землю на два полушария (Северное и Южное).
- Источник пресной воды.
- Самый южный материк.
- Материк, похожий на подошву.
- Материк, состоящий из двух частей (Северной и Южной).
- Материк Южного полушария.
IV. Итог урока.
У. Какова же тема нашего урока?
Д. Глобус – модель Земли.
У. Что нового узнали на этом уроке?
Д. Я узнала, как выглядел древний глобус.
Д. Запомнил, что были глобусы – “моряки” и “щеголи”
Д. Теперь я знаю, что мы живем в Северном полушарии.
V. Домашнее задание.
Прочитать статью на стр.33, ответить на вопросы. Уметь показывать на глобусе материки и океаны.
VI. Рефлексия
У. За что можете себя похвалить?
Д. Наша группа очень дружно работала. Мы правильно разгадали чайнворд. Было очень интересно слушать рассказы ребят о разных глобусах.
У. Молодцы, ребята. Спасибо вам за урок.