Цели урока:
- Определить роль Волги в становлении экономики России.
- Продолжить формирование умений давать оценку ЭГП (экономико-географического положения).
- Дать знания о составе, факторах развития и хозяйственной специализации района, о проблемах, стоящих на данной территории.
- Продолжить формирование умения использовать карты, статистические данные как источники знания.
- Развивать у школьников умение аргументировано выступать при обсуждении проблемы.
Оборудование: настенные карты: "Татарстан", "Поволжский район", Атласы для 9-х кл., раздаточный материал.
Ход урока
Играет музыка “Течет река Волга”. Стихотворение о Волге:
О Волга ! После многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава как была,
Кругом все та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Всё то же, то же... только нет
Убитых сил, прожитых лет...
Учитель: Да, ребята, во все времена Волга была артерией земли русской, и несомненно она составляет экономический стержень того района, который мы сегодня будем изучать с вами.
На доске: "Тема: Поволжский район".
План:
- Состав Поволжского района.
- Особенности ЭГП
- Население.
- Народное хозяйство.
Учитель: Прежде чем путешествовать по экономическому стержню, определим состав района.
Вопрос: Определите, какие субъекты федерации входят в состав данного района?
Работа с атласом и учебником.
Республика Марий Эл, Чувашская республика, Республика Татарстан, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область.
Учитель: Итак, сколько же республик и областей входят в состав Поволжского региона? (3 республики, 5 областей).
Учитель: А теперь давайте подберем пары: Республика - название столицы; Область - областной центр.
Ученики: Республика Марий Эл. - г.Йошкар - Ола
Чувашская республика - г.Чебоксары
Республика Татарстан - г.Казань
Ульяновская обл. - г.Ульяновск
Самарская обл. - г.Самара
Саратовская обл. г.Саратов
Волгоградская обл. - г.Волгоград.
Астраханская обл. - г.Астрахань.
Учитель: В пределах этой территории S составят 458 тыс. км2.
А теперь рассмотрим положение района по отношению к соседним районам и транспортным магистралям. - Как мы называем этот термин? (ЭГП - экономико-географическое положение).
- По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути.
- Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
- Через территорию района проходят важнейшие
транспортные магистрали, по которым топливо и
сырьё поступают с востока в Европейскую часть
страны, а изделия
обрабатывающей промышленности в обратном направлении.
Учитель: Какой вывод можно сделать по ЭГП Поволжского района? (Район имеет очень выгодное ЭГП).
Учитель: Переходим к следующему вопросу нашего урока - население. Обратимся к таблице приложения №1 стр. 284 - 285 учебника.
Н = 17089 тыс. чел.
Р = 37 чел на 1 км2
Уровень урбанизации - 70 %
Давайте вспомним, сколько городов-миллионеров насчитывается в России? (13 городов).
Учитель: И какие же из них представлены в Поволжском районе? (Казань, Самара, Саратов, Волгоград).
Учитель: Давайте поиграем:
Прочитайте задание карточки №1. "Определите, о каком поволжском городе идёт речь?"
Распространённое объяснение названия - перевод с тюркского “желтая гора”. Город основан в 1590 г. на высоком правом берегу Волги. Город связан с именами А.Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, П.А. Столыпина.” (Саратов).
Учитель: Откройте атлас на стр. 8-9.
Определим национальный состав Поволжского района. Что бросается в глаза? (Разнообразие цветовой гаммы).
Учитель: О чем это говорит? (Район достаточно многонационален: марийцы, чуваши, русские, татары и т.д.).
Учитель: Вспомним, одной из крупнейших народностей России после русских какая является? (Татары).
Учитель: Заслушаем сообщение об элементах татарского костюма.
Сообщения учащихся.
Река Волга сейчас - цепочка водохранилищ. Определим по карте водохранилища Волги.
Ученик: Нижнекамское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское.
Учитель: Созданием этих водохранилищ стремились решить следующие задачи:
- Увеличить производство электроэнергии.
- Увеличить водоснабжение промышленных центров.
- Превратить Волгу в глубоководный транспортный путь.
А давайте подумаем, оправданы ли были эти цели? К каким последствиям привело создание этих водохранилищ?
- Затопление наиболее ценных земель. Сообщение о затоплении населённых пунктов.
- Уменьшение рыбных запасов (изменилась флора, например, осетровые перестали метать икру).
- Ухудшение экологической ситуации.
Но несмотря на эти последствия, были и положительные моменты: построено много гидроэлектростанций, тем самым решили проблему пиковых электронагрузок. Но не только создание ГЭС повлияло на развитие экономики района.
А какие отрасли специализации являются ведущими в районе?
Отрасли специализации |
Фактор размещения |
Центры-города |
1. Машиностроение. | Трудоёмкий, близость к сельскохозяйственным полям, т.е. потребительский. | Наб. Челны, Каменка, Тольятти. |
2. Химический. | Сырьевой (проходят нефтепроводы). | Казань, Нижнекамск, Саратов. |
3. Промышленных строительных материалов. | Сырьевой (строит, песок, гипс). | Никольск, Михайловка. |
Учитель: Из субъектов федерации Поволжского района по промышленному развитию выделяется республика Татарстан.
Сообщение “Экономическое развитие Татарстана”.
Учитель: От чего зависит специализация сельского хозяйства?
Ученик: От климатических условий.
Работа с карточками № 4 (см. Приложение № 1).
Итог урока:
Итак, ребята, сегодня мы с Вами рассмотрели Поволжский район. Какой вывод можно сделать?
- Имеет выгодное ЭГП.
- В состав Поволжья входят 3 республики и 4 области.
- Отраслями специализации промышленности являются:
химическая
машиностроение
производство строительных материалов.
Работа с карточками 2,3 (см. Приложение № 1), тестовыми заданиями (см. Приложение № 2).
Домашнее задание: статья учебника, заполнить контурные карты.