Разработка урока по географии на тему: "Поволжский район"

Разделы: География


Цели урока:

  1. Определить роль Волги в становлении экономики России.
  2. Продолжить формирование умений давать оценку ЭГП (экономико-географического положения).
  3. Дать знания о составе, факторах развития и хозяйственной специализации района, о проблемах, стоящих на данной территории.
  4. Продолжить формирование умения использовать карты, статистические данные как источники знания.
  5. Развивать у школьников умение аргументировано выступать при обсуждении проблемы.

Оборудование: настенные карты: "Татарстан", "Поволжский район", Атласы для 9-х кл., раздаточный материал.

Ход урока

Играет музыка “Течет река Волга”. Стихотворение о Волге:

О Волга ! После многих лет
Я вновь принёс тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава как была,
Кругом все та же даль и ширь,
Всё тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов.
Всё то же, то же... только нет
Убитых сил, прожитых лет...

Учитель: Да, ребята, во все времена Волга была артерией земли русской, и несомненно она составляет экономический стержень того района, который мы сегодня будем изучать с вами.

На доске: "Тема: Поволжский район".

План:

  1. Состав Поволжского района.
  2. Особенности ЭГП
  3. Население.
  4. Народное хозяйство.

Учитель: Прежде чем путешествовать по экономическому стержню, определим состав района.

Вопрос: Определите, какие субъекты федерации входят в состав данного района?

Работа с атласом и учебником.

Республика Марий Эл, Чувашская республика, Республика Татарстан, Ульяновская область, Самарская область, Саратовская область, Волгоградская область, Астраханская область.

Учитель: Итак, сколько же республик и областей входят в состав Поволжского региона? (3 республики, 5 областей).

Учитель: А теперь давайте подберем пары: Республика - название столицы; Область - областной центр.

Ученики: Республика Марий Эл. - г.Йошкар - Ола

Чувашская республика - г.Чебоксары

Республика Татарстан - г.Казань

Ульяновская обл. - г.Ульяновск

Самарская обл. - г.Самара

Саратовская обл. г.Саратов

Волгоградская обл. - г.Волгоград.

Астраханская обл. - г.Астрахань.

Учитель: В пределах этой территории S составят 458 тыс. км2.

А теперь рассмотрим положение района по отношению к соседним районам и транспортным магистралям. - Как мы называем этот термин? (ЭГП - экономико-географическое положение).

  1. По району протекает р. Волга, тем самым район имеет выход к Каспийскому морю, а вследствие этого через Каспийское море имеет связь с Азиатским регионом. Поволжье удалено от морей Мирового океана, но связь с Азовским и Балтийским морями осуществляется по Волго-Донскому каналу и Волго-Балтийскому пути.
  2. Граничит с Уральским районом, Центральной Россией, Сев. Кавказом, Европейским Севером, имеющие минерально-сырьевую базу, что способствует взаимовыгодному сотрудничеству.
  3. Через территорию района проходят важнейшие транспортные магистрали, по которым топливо и сырьё поступают с востока в Европейскую часть страны, а изделия
    обрабатывающей промышленности в обратном направлении.

Учитель: Какой вывод можно сделать по ЭГП Поволжского района? (Район имеет очень выгодное ЭГП).

Учитель: Переходим к следующему вопросу нашего урока - население. Обратимся к таблице приложения №1 стр. 284 - 285 учебника.

Н = 17089 тыс. чел.

Р = 37 чел на 1 км2

Уровень урбанизации - 70 %

Давайте вспомним, сколько городов-миллионеров насчитывается в России? (13 городов).

Учитель: И какие же из них представлены в Поволжском районе? (Казань, Самара, Саратов, Волгоград).

Учитель: Давайте поиграем:

Прочитайте задание карточки №1. "Определите, о каком поволжском городе идёт речь?"

Распространённое объяснение названия - перевод с тюркского “желтая гора”. Город основан в 1590 г. на высоком правом берегу Волги. Город связан с именами А.Н. Радищева, Н. Г. Чернышевского, П.А. Столыпина.” (Саратов).

Учитель: Откройте атлас на стр. 8-9.

Определим национальный состав Поволжского района. Что бросается в глаза? (Разнообразие цветовой гаммы).

Учитель: О чем это говорит? (Район достаточно многонационален: марийцы, чуваши, русские, татары и т.д.).

Учитель: Вспомним, одной из крупнейших народностей России после русских какая является? (Татары).

Учитель: Заслушаем сообщение об элементах татарского костюма.

Сообщения учащихся.

Река Волга сейчас - цепочка водохранилищ. Определим по карте водохранилища Волги.

Ученик: Нижнекамское, Куйбышевское, Саратовское, Волгоградское.

Учитель: Созданием этих водохранилищ стремились решить следующие задачи:

  • Увеличить производство электроэнергии.
  • Увеличить водоснабжение промышленных центров.
  • Превратить Волгу в глубоководный транспортный путь.

А давайте подумаем, оправданы ли были эти цели? К каким последствиям привело создание этих водохранилищ?

  • Затопление наиболее ценных земель. Сообщение о затоплении населённых пунктов.
  • Уменьшение рыбных запасов (изменилась флора, например, осетровые перестали метать икру).
  • Ухудшение экологической ситуации.

Но несмотря на эти последствия, были и положительные моменты: построено много гидроэлектростанций, тем самым решили проблему пиковых электронагрузок. Но не только создание ГЭС повлияло на развитие экономики района.

А какие отрасли специализации являются ведущими в районе?

Отрасли специализации

Фактор размещения

Центры-города

1. Машиностроение. Трудоёмкий, близость к сельскохозяйственным полям, т.е. потребительский. Наб. Челны, Каменка, Тольятти.
2. Химический. Сырьевой (проходят нефтепроводы). Казань, Нижнекамск, Саратов.
3. Промышленных строительных материалов. Сырьевой (строит, песок, гипс). Никольск, Михайловка.

Учитель: Из субъектов федерации Поволжского района по промышленному развитию выделяется республика Татарстан.

Сообщение “Экономическое развитие Татарстана”.

Учитель: От чего зависит специализация сельского хозяйства?

Ученик: От климатических условий.

Работа с карточками № 4 (см. Приложение № 1).

Итог урока:

Итак, ребята, сегодня мы с Вами рассмотрели Поволжский район. Какой вывод можно сделать?

  • Имеет выгодное ЭГП.
  • В состав Поволжья входят 3 республики и 4 области.
  • Отраслями специализации промышленности являются:
  • химическая
    машиностроение
    производство строительных материалов.

Работа с карточками 2,3 (см. Приложение № 1), тестовыми заданиями (см. Приложение № 2).

Домашнее задание: статья учебника, заполнить контурные карты.