Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Вид урока: смешанный.
Цели урока:
- обобщение и систематизация знания по теме;
- развитие навыков выполнения действий с обыкновенными дробями;
- воспитание чувства ответственности за свои действия, умения сопереживать, потребности оказания помощи товарищу.
Методы обучения: фронтальная работа, самостоятельная работа, работа в парах.
Оборудование: учебник “Математика 6”, Виленкин Н.Я., карточки-задания, переносная доска.
ХОД УРОКА
1 этап. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы должны повторить правила выполнения действий с обыкновенными дробями, показать, как мы умеем применять эти правила при решении конкретных примеров и задач.
2 этап. Актуализация.
Устный счет – математическая зарядка.
На доске записаны примеры с ответами. Если пример выполнен верно – поднять руки вперед, неверно – руки вверх, если выполнен не до конца – встать.
В ходе решения исправить ошибки.
3 этап. Применение.
1. Математический диктант.
Таблица ответов (на переносной доске).
Учащиеся письменно отвечают на вопросы, затем обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга, выставляют отметки согласно таблице критериев оценки.
Число верных ответов | 4 |
5 |
6 |
Отметка | 3 |
4 |
5 |
2. “Отгадай слово”. (Решение примеров, парная работа)
У учащихся на столе карточки с примерами. Ответ примера соответствует букве слова. Если все примеры решены правильно, то с помощью “ключа” можно отгадать слово.
Ключ к ответам.
Задача 1. В русском языке это слово появилось в VIII веке, оно происходит от глагола “дробить” - разбивать, ломать на части.
Карточка 1.
Ответ: ДРОБЬ.
В первых учебниках дроби так и называли “ломаные числа”. Современное обозначение дробей берет начало в Древней Индии. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта. Она появилась лишь в 1202 году. Автором первого европейского учебника, в котором использовалась современная запись дробей итальянский купец и путешественник Кибоначчи Леонардо Пизанский. Название числитель и знаменатель ввел в XIII в. Максим Пеануд-греческий – монах, учитель-математик.
Задача 2. Какую единицу длины впервые ввели купцы. Ее еще называли “локоть”.
Карточка 2.
Ответ: АРШИН.
1 аршин=71 см.
Задача 3. На земном шаре живут птицы – безошибочные “составители” прогноза погоды на лето.
Карточка 3.
Ответ: ФЛАМИНГО.
Фламинго строят гнезда в воде конуса: высокие – к дождливому лету, низкие – к сухому.
3. Фронтальный опрос.
Рассказать правила:
- сложение дробей;
- вычитание дробей;
- умножение дробей и смешанных чисел;
- деление дробей и смешанных чисел;
- нахождение дроби от числа;
- нахождение числа по его дроби.
4. Решение задач-шуток Г. Остера.
(Ответ: 3 мальчика и две девочки; должна родиться одна девочка.)
4 этап. Подведение итогов урока, выставление оценок, постановка домашнего задания.
№№ 669, 673,675(в)