Цели:
- привлечь внимание детей к красоте зимних явлений;
- формировать умение строить речь, соблюдая композиционную последовательность;
- воспитывать самостоятельность, активность, умение видеть необычное в окружающей природе;
- развивать орфографическую зоркость, самоконтроль.
Оборудование:
- грамзапись “Декабрь” П.И.Чайковского;
- снежинки у детей и на доске;
- рисунок Снежной королевы;
- толковый словарь Г. Леоновича;
- орфографический словарь П. И. Грушникова;
- романс Свиридова к к/ф “Метель” или вальс;
- балет “Щелкунчик”, вальс снежных хлопьев;
- слайды.
I. Введение.
На доске разные снежинки.
– Снежная королева приглашает нас в один из уголков своего волшебного царства. Что это за уголок, я сама пока еще не знаю.
Грамзапись музыки П.И.Чайковского “Декабрь”.
– О зиме можно рассказать не только словами. Художники заменили слова красками. Фотографы сделали прекрасные фотографии. Композиторы написали музыку. Картины, фотографии, музыка – все это может создать зимнее настроение. А мы попытаемся передать зимнее настроение с помощью “зимних” или “белых” слов. Какое же слово главное, с чего начинается зима?
Он слетает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту.
Покружились звездочки
В воздухе немножко.
Сели и растаяли
На моей ладошке.
(Снег)
II. Актуализация знаний. Подготовительная работа.
– Да, это все о нем, о снеге. Хотите узнать историю этого слова? Снег – русское слово, обозначает осадки, выпадающие в виде кристалликов. (Словарная статья с.133 Толковый словарь, Е.Леоновича). Всего у слова снег – 42 однокоренных слова. В народном творчестве многих стран – песнях, сказках, – снег служит символом всего мягкого, пушистого, нежного. “Заметает пурга белый путь. Хочет в мягких снегах потонуть”, – писал С. Есенин. Давайте и мы отправимся в путешествие по этому пышному царству и возьмем в попутчики пристрастный взгляд натуралиста, зоркий – художника; пусть будут вместе с нами яркое образное слово поэта и писателя, чуткий слух музыканта. А звучит ли снег?
– Да.
Покрывая всю землю, с утра
Хлопья снежные падают с неба.
Сочинила зима сама
Еле слышную музыку снега.
– Какая она “еле слышная музыка снега?” Давайте подберем звуки к снегу. (Легкий, спокойный, высокий, прозрачный)
– Тембр? (Мороз – звонкий)
– А музыкальный характер: это танец, песня или марш?
– А какой танец? (Вальс)
– Сейчас вы послушаете вальс “Снежных хлопьев” из балета “Щелкунчик”, который написал Петр Ильич Чайковский. Слушайте и представляйте, как идет снег. В музыке будет слышно, как снег то спокойно танцует, то кружится, переливаясь, при дуновении ветра (изобразить снег).
– Какое настроение у вас? Как снег падал?
– Попробуем под музыку изобразить веселую
метель. Представим, что на Масленицу (слайд
Б.Кустодиева) пошел снег. Кстати, и музыка,
которую вы услышите, называется “Метель”, а
отрывок – “Тройка”. Веселая, радостная картина
и веселая музыка.
Итак: яркий, разноцветный, сверкающий на
солнце снег морозного утра будет призывать к
веселью и радости, а грязно-желтый снег будет
навевать уныние и тоску.
Снега, снега, белы снега
Снега во всю Россию
– Вот и мы постараемся научиться передавать неповторимость и красоту окружающего мира. Поделитесь своими наблюдениями: снег – какой? (Холодный, белый, мягкий, пушистый, хрустящий, колючий, тихий, робкий, новый, первый, молодой, блестящий)
– Давайте подберем слова, обозначающие действия снега. Снег – что делает? (Падает, идет, опускается, порхает, валит, кружится, сверкает, белеет, блестит, сыплется)
– С чем можно сравнить снег? (Пушистый ковер, пуховый платок, белое одеяло, ковер зимы).
– А какого же цвета снег? Посмотрим на снег глазами художника.
Снег бывает разный,
Глубокий и пушистый,
В морозный день – скрипучий,
Холодный и колючий.
Первый снег бывает легкий,
Будто пух он лебединый.
В марте грязный он и рыхлый,
Состоит из мелких льдинок.
– Какой снег утром, вечером, днем? Раз снег бывает разного цвета, давайте разберемся, от чего этот цвет зависит? (От неба, от самой природы)
– Давайте проследим, как меняется цвет снега. Представьте, что сегодня яркий солнечный день, снег искрится и блестит на солнце. Какого цвета он может быть? (Белый, светлый, серый, разноцветный)
Слайд картины В. Кандинского “Зимний пейзаж”.
– Cнег серый, в тени разноцветный; просвечивается. А на картине Васильева “Оттепель” снег долго лежал и начал таять. Какого он цвета? (Коричневого, серого, желтовато-коричневого под темно-серым небом)
– А какое настроение он вызывает? Почему?
– Где летом бывает снег? (На севере, на Южном полюсе, в горах, в Саянах)
Картина Н.Рериха, "Канченджанга", 1933.
– Посмотрите, как художник изобразил высокую снежную вершину. Какого цвета здесь снег? (Красный, розовый, оранжевый)
– А почему? (На солнце)
– А в тени он темно-синий.
Слайд картины "Первый снег" А. Пластова.
– А теперь подумайте, как можно назвать эту картину? А какой здесь снег? Да, свежий снег, а особенно первый, всегда чистый и ярко-белый.
Он кружится,
легкий, новый,
первый снег.
Он имеет вкус и запах
первый снег.
– Много мы узнали, вспомнили о снеге, а
теперь мне бы хотелось узнать, какое настроение у
вас вызывает снег?
Итак, снег бывает разный, и настроение у разных
людей он может вызвать разное.
ЗИМНЕЕ
А я все гладил снег рукой,
А он все звездами отсвечивал…
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.Живет он в белом шалаше,
Колдует там необычайно
Ах, этот снег…В его душе
Всегда какая-нибудь тайна.То станет жестким, будто лед.
То все заткет суровой пряжей.
А то вдруг крыльями взмахнет
И – вот он – легкий да лебяжий…Летит… летит… Лови его.
Губами. Горстью. Без оглядки.
Гляди на это волшебство –
Как он с землей играет в прятки.Как затаится вдруг. Немой.
Как петь начнет. А то засвищет.
Ни по кривой, ни по прямой
Никто и следа не отыщет.И снова добрый. И простой.
И просветленный весь. И новый.
Омою душу чистотой.
И прямотой его суровой.Он весь как музыка. Он – весть.
Его безудержность бескрайна.
Ах, этот снег… Не зря в нем есть
Всегда какая-нибудь тайна.Сергей Островой
– Попробуйте про снег рассказать так, чтобы угадали, какое настроение он у вас вызывает. Чтобы более стройно, логично, красиво организовать ваши мысли, пользуйтесь планом, по которому будете писать сочинение.
III. Составление плана сочинения.
I. Вступление.
1. “Здравствуй, гостья-зима!”
II. Основная часть.
1. “Снег да снег кругом…”
2. Снежное покрывало.
3. Снег: цвет, запах, характер.
III. Заключительная часть.
1. Чем хорош снег?
IV. Выполнение работы.
V. Подведение итогов работы.