Методические разработки уроков русского языка: "Окончания имен существительных 1-го склонения в Творительном падеже" и "Имя числительное"

Разделы: Начальная школа


Окончания имен существительных 1 склонения
в Творительном падеже

1. Организационный момент

2. Постановка целей урока

Сегодня на уроке русского языка мы с вами будем красиво и грамотно писать, развивать свою речь. Повторим все, что знаем о склонении существительных, изученных падежах. А также узнаем, какие окончания имеют имена существительные 1 склонения в Творительном падеже.

Открываем тетради, записываем число, “Классная работа”.

3. Повторение изученного материала

Давайте сначала вспомним, что мы знаем о склонении. Кто хочет задать вопрос классу?

(На столе учителя лежат пронумерованные билетики. 1 ученик берет билетик и громко читает вопрос классу. Выбирает того, кто будет отвечать и сам оценивает правильность ответа).

1 билетик: Что такое склонение?

2 билетик: Сколько склонений в русском языке?

3 билетик: Какие существительные относятся к 1скл.? (2,3 скл.?)

4. Словарная работа

Работаем в тетрадях. Я буду называть ряд слов, а вы должны выписать лишнее слово и определить его склонение. (1 ученик работает у доски)

  • На какие 2 группы можно разделить эти слова? ( М.р. - ж.р.; начинаются с гласной - согласной буквы; с парными согласными на конце; двух - трехсложные и т.п.)
  • Посмотрите еще раз внимательно на слова. Кто догадался, что это за слова? (Словарные)
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с другими словарными словами. Какое первое слово - вы узнаете, разгадав ребус:

Ребус

(Дети отгадывают слово, учитель вывешивает на доску табличку со словом ЯБЛОКО.)

  • Давайте хором произнесем это слово (голосом выделяют ударный слог).
  • Какие орфограммы в этом слове?
  • Как запомним эти буквы? (Похожи на яблочки).

(Учитель рядом вывешивает другую табличку):

ябляблококяблоко

  Давайте произнесем это слово орфоэпически правильно:

  • хором;
  • шепотом;
  • друг другу;
  • прокричать неслышно.

Запишите это слово.

Как называется дерево, на котором растут яблоки? (Яблоня).

(Проводится аналогичная работа)

Можно ли назвать слова яблоко и яблоня однокоренными? (Да, корень ябл -)

5. Знакомство с выставкой яблок

Для наших ребят и гостей мы оформили выставку яблок. Существует множество сортов яблок. Какие сорта яблок знаете вы? Какие растут у вас в саду? (Ответы детей).

Учитель обращает внимание на выставку яблок, показывает яблоки названных сортов.

1 ученик читает стихи:

Рано-рано встану я,
В сад гулять пойду,
Яблоки румяные
Соберу в саду.
Солнце улыбается
Каждому кусту,
Маминой помощницей
Я в семье расту.

Конечно, только у добрых и трудолюбивых людей могут вырасти такие красивые и вкусные яблочки. Надеюсь, вы помогали своим родителям выращивать урожай? Как? (Ответы детей). Нужно немало потрудиться, чтобы собрать такой замечательный урожай.

А какие пословицы о труде вы знаете?

Маленькое дело лучше большого безделья.

Труд человека кормит, а лень портит.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда и др.

Составьте предложение со словом ЯБЛОНЯ, употребив его: 1ряд - в Р.п., 2ряд - в Д.п., 3ряд - в П.п. Подчеркните главные члены. (3-4 ученика зачитывают предложения).

6. Физкультминутка

(Танцевальные движения под музыку песни “Яблонька” ансамбля русской народной песни “Золотое кольцо”).

7. Изучение нового материала

У нас в классе растет яблоня, и на ней круглый год зреют яблочки. И, как вы знаете, эти яблочки не простые, а с заданиями. Я срываю первое яблочко и читаю вопрос:

Сколько падежей в русском языке? Назовите их (хором). Какой падеж стоит пятым? (Т.п.; на доске открывается табличка Т.п.).

Кто хочет сорвать яблочко и ответить на следующий вопрос? (Ребенок выходит к яблоне, “срывает” яблоко, читает вопрос и отвечает на него).

Расскажите, что вы знаете о Т.п.

  • существительные в Т.п. отвечают на вопросы "Кем? Чем?". (Открывается вторая табличка с
  • слова-помощники: творить, доволен (табличка со словами творить, доволен);
  • предлоги …

Затрудняетесь? Тогда послушайте стихотворение, которое нам прочитает Коля Кубеков. Будьте внимательны и постарайтесь запомнить существительные в Т.п.

(Ученик выходит к доске, в руках держит рисунок к стихотворению и читает стихотворение).

Чтоб от всех не отставать,
Слыть сообразительным,
Надо все теперь понять
В падеже творительном.
Что там долго говорить,
Вот решился я … творить!
Карандаш, бумагу взял
И пейзаж нарисовал.
Я - художник! Я - творец!
Ух, какой я молодец!
Перед замком куст цветет,
Под корягой змей живет,
Над дорогой реет сокол,
За оградой лошадь ржет.
Я творю карандашом
На листе своем большом.
Вид украсил я с трудом
Лесом, тучкой над прудом
.
Ну-ка, лист переверну
И опять творить начну.

Какие существительные в Т.п. запомнили? (Если нет, то Коля еще раз читает 2-ю часть стихотворения).

1 ученик у доски записывает:

Перед замком, под корягой, над дорогой, за оградой…

Какие же предлоги употребляются с существительными в Т.п.? (Дети называют предлоги, после чего учитель открывает на доске табличку с предлогами).

Определите склонение существительных. Как определить склонение в данных словах? (Поставить в начальную форму).

Какие окончания имеют существительные 1склонения в Т.п.? (-ой)

Хорошо, а теперь такое задание: укажите целое, частью которого являются:

ствол - дерево, кабина - машина, крыло - птица, окно - дом, ступенька - лестница.

(1 ученик работает у доски).

Подчеркните только существительные 1склонения. Просклоняйте эти слова:

1вар. - машина; 2вар. - лестница; 3вар. - птица.

(У доски работают по 1ученику от каждого варианта)

Выделите окончания существительных. Назовите окончания в Т.п. (-ой, -ей)

(На доске учитель открывает табличку с окончаниями -ой (-ою), -ей (-ею)).

Иногда в стихах употребляются окончания -ою, -ею. Вспомните строчки :

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.

Чародейкою зимою
Околдован лес стоит.

Составьте предложение, употребив свое слово в Т.п. Какие предлоги можно использовать? (Дети зачитывают свои предложения).

8. Работа по учебнику

с.124, упр.325.

(Нужно определить падеж данных слов, поставить слово в Т.п. с предлогом, выделить окончание. Упражнение выполняется по цепочке).

9. Итоги урока

Наш урок подходит к концу. Что для вас было интересным, что больше всего запомнилось? (Ответы детей).

Оцените сами свою работу на уроке img7.gif (125 bytes)(насколько понравился урок, как поняли урок).

(Дети на вертикальных линиях ставят крестики: чем выше крестик, тем лучше понят и понравился урок).

10. Домашнее задание

C.123 упр. 324, составить предложение, указать падежи существительных.

11. Выставление отметок за работу на уроке

Давайте угостим наших дорогих гостей яблочками из своего сада. (2 ученика угощают гостей).

Урок окончен. Всем спасибо.

Имя числительное

Цели:

  • познакомить с новой частью речи - именем числительным;
  • дать понятие “количественные числительные”;
  • формировать, развивать умение находить в тексте и устной речи имена числительные, записывать их;
  • развивать речь учащихся;
  • прививать любовь к творчеству русского народа;
  • развивать кругозор учащихся;
  • воспитывать дружеское отношение.

Оборудование:

  1. Видеозаписи сказок А.С. Пушкина “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”;
  2. Выставка детских энциклопедий;
  3. Ребус словарного слова;
  4. Иллюстрации к сказкам “Три поросенка”, “Белоснежка и семь гномов”, “Волк и семеро козлят”, “Двое из ларца одинаковы с лица”, “38 попугаев”, “Три толстяка” и др.
  5. Учебник А.В. Поляковой “Русский язык. 2 класс.” - М.: Просвещение, 1996.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Словарная работа

В начале урока - словарная работа. Вы отгадываете слова, но записываете только гласные.

  1. Место, где изготавливают и продают лекарства (аптека а-е-а).
  2. Водитель автобуса, машины (шофёр о-ё).
  3. Оранжевый овощ, у которого едят корень (морковь о-о).
  4. Первый месяц в году (январь я-а).
  5. Руководитель школы (директор и-е-о).
  • Какое первое слово? (1 ученик выходит к доске, записывает слово).
  • Какие гласные записали? (Ответы детей).
  • Какая орфограмма в слове? (Ученик у доски называет орфограмму, обозначает ее).

Аналогично разбираются остальные слова.

  • На какие 2 группы можно разделить эти слова?

(М.р. - ж.р., двусложные - трехсложные, с Ь - без Ь, одушевленные - неодушевленные, начинаются с гласных - согласных и т.д.).

3. Знакомство с новым словарным словом

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым словарным словом, а каким - вы узнаете, разгадав ребус:

Ребус

Произнесем хором БЕРЕЗА. Какая орфограмма в слове? (Безударная гласная е)

Давайте произнесем это слово орфоэпически правильно:

  • хором;
  • шепотом;
  • друг другу;
  • прокричите неслышно.

Запишите это слово в тетрадь. Назовите морфологические признаки слова.

  • Что? (Береза)
  • Береза что делает? (Растет, стоит, ...)
  • Стоит на чем? (На поляне, на бугорке, на берегу, ...)
  • На поляне какой? (Широкой, снежной, ...)
  • Береза какая? (Стройная, молодая, одинокая, ...)

(Учитель на доске записывает первые буквы выбранных слов).

о б с н c п

Какое предложение получилось? Запишите его в тетрадь. 1 ученик работает у доски с комментированием: Одинокая береза стоит на снежной поляне.

Разберите предложение по членам.

4. Новая тема

  • Измените предложение так, чтобы речь шла, например, о двух березах (трех березах).
  • Какое слово нужно добавить? (Две, три).
  • Что обозначает слово “две”? (Количество берез).

Вывод: Слова, которые обозначают число или количество предметов, порядок предметов при счете, называются именами числительными.

Итак, тема нашего урока - “Имя числительное”.

(Учитель вывешивает табличку с названием темы урока).

Давайте прочитаем правило по учебнику на с. 163.

На какой вопрос отвечает числительное “две”? (Сколько?)

Имена числительные, которые обозначают количество предметов и отвечают на вопрос “сколько?”, называются количественными.

5. Упражнение в записи имен числительных

А сейчас попробуйте письменно ответить на вопросы. Вопросы записаны на яблочках. Кто прочитает первый вопрос? (Ученики по одному выходят к яблоне, “срывают” яблоко и зачитывают вопрос. Ответы ученики записывают в тетрадь, подчеркивают имена числительные.)

Сколько окон в нашем классе? (В нашем классе три окна.)

Сколько дней в неделе? (В неделе семь дней.)

Какова длина самой длинной змеи в мире?

Сколько весит самая маленькая птичка в мире?

6. Знакомство с выставкой энциклопедий

Ребята, ответы на эти и другие интересующие вас вопросы, вы можете найти в различных энциклопедиях и справочниках. Так, о растениях и животных можно прочитать в энциклопедии “Живой мир”, об исторических событиях - в энциклопедии “ХХ век”. Существуют специальные энциклопедии по искусству, иностранным языкам и т.д.

Вернемся к нашему заданию.

Какая же самая большая змея в мире? (АНАКОНДА).

Какова ее длина? (Читает 1 ученик из энциклопедии “Живой мир”, с. 95).

Как запишем предложение?

Длина анаконды восемь метров.

Сколько весит самая маленькая птичка?

(Самая маленькая птичка в мире - КОЛИБРИ. Ее вес достигает двух граммов. Детям можно предложить взвесить на ладошке две однокопеечные монеты, чтобы определить вес птички.)

Колибри весит два грамма.

И колибри, и анаконда обитают в Южной Америке, на о.Куба, где люди в свободное от работы время танцуют веселые зажигательные танцы. Давайте и мы с вами немного отдохнем, потанцуем.

7. Физкультминутка

Дети танцуют современный эстрадный танец (фрагмент).

8. Упражнение в нахождении имен числительных в письменной речи

На леске висят таблички со словами.

Спишите слова. Подчеркните числительные, которые в них спрятались:

(Проверка по цепочке.)

9. Работа по сказкам А.С. Пушкина (видеопросмотр)

Ребята, в каких случаях мы употребляем числительные в своей речи?

(Когда говорим о возрасте, о времени, об отметках, о забитых голах, о количестве прочитанных страниц или книг.)

Вспомните сказки, в названиях которых есть имена числительные.

“Три поросенка”,

“Три толстяка”,

“Два мороза”,

“38 попугаев”,

“Волк и семеро козлят”,

“Белоснежка и семь гномов”,

“Двое из ларца одинаковы с лица”

и т.д.

(Если дети затрудняются, можно использовать иллюстрации к этим сказкам.)

А сейчас я предлагаю вам посмотреть отрывки известных сказок. Вы должны вспомнить их названия и автора, а также числительные, которые в них встречаются.

(Видеопросмотр отрывков из сказок А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”)

(На месте числительных блокируется звук, чтобы дети самостоятельно вспомнили, какие в данном отрывке употребляются имена числительные.)

После просмотра каждого отрывка дети записывают числительные: три, одна, тридцать, семь.

10. Упражнение в составлении предложений с именами числительными

Составьте предложение с числительным:

1 ряд - три; 2 ряд - семь; 3 ряд - тридцать.

Давайте изменим числительное “три” так, чтобы оно стало именем существительным (прилагательным).

Что обозначают имена существительные? На какие вопросы отвечают?

11. Работа с пословицами и фразеологизмами

Ребята, люди часто используют в своей речи числительные. Не случайно числительные употребляются в пословицах и поговорках, фразеологизмах. Вспомните наши беседы на уроках чтения и объясните, что означают следующие фразеологизмы:

в один голос (дружно, единодушно)

в два счета (очень быстро)

как две капли воды (очень похожи)

заблудиться в трех соснах (запутаться в чем-то простом)

сидеть в четырех стенах (не выходить из дому)

(Каждый фразеологизм и его значение записаны на отдельных листах и прикреплены на доску. Дети должны найти значение крылатого выражения и прикрепить его рядом с нужным фразеологизмом).

А теперь запишите пословицы, смысл которых заключается в следующем:

  1. Если будешь делать несколько дел сразу, ни одного дела хорошо не сделаешь.
  2. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

  3. Прежде чем что-либо сделать, все тщательно взвесь, проверь несколько раз.
  4. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

  5. В жизни гораздо важнее хорошие друзья, чем большие деньги.
  6. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

- Мне очень бы хотелось надеяться на то, что все вы друг для друга станете настоящими друзьями, тогда жить и учиться вам будет легко и интересно.

12. Итоги урока. Выставление отметок

Что вам больше всего запомнилось на уроке?

Оцените свою работу сами.

Я благодарю вас за активную работу. Спасибо.

13. Домашнее задание

с. 162, упр.430. Записать 2 пословицы с именами числительными.