Урок по теме: "Последовательное соединение проводников", 8 класс

Разделы: Физика


Цели урока:

  • изучить последовательное соединение проводников; исследовать распределение токов и напряжений при последовательном соединении проводников, вычислить общее сопротивление цепи;
  • развивать навык работы учащихся с лабораторным оборудованием, умение правильно включать в электрическую цепь амперметр и вольтметр;
  • воспитывать умение самостоятельно производить измерения силы тока и напряжения; обобщать полученные результаты, делать вывод.

Д/з: § 48 Упр. 24 (1,2,3)

Ход урока

Сообщаю тему и цели урока

  1. Включаю елочную гирлянду – горят все лампы. Одну лампу убираю – гирлянда не горит. Почему? На этот вопрос дадим ответ в конце урока.
  2. Вспомним:
    1) как включаются в электрическую цепь амперметр и вольтметр;
    2) формулу закона Ома;
    3) какие правила техники безопасности должны соблюдать при работе с электрическими цепями.
  3. Инструкция к фронтальному лабораторному опыту:
    1) Соберите электрическую цепь по рисунку 30 и начертите схему этой цепи. К вольтметру присоедините два провода.
    2) Установите в цепи ток I = 0,5А, и поддерживая его постоянным, измерьте напряжение U1 на спирали R1, напряжение U2 на спирали R2 и общее напряжение Uобщ на двух спиралях.
    3) Результаты измерений силы тока и напряжений запишите в тетрадь.
    4) Сравните напряжения Uобщ, U1, U2. Сделайте вывод о соотношении между ними.
    5) Используя результат измерений, вычислите сопротивление первой спирали R1 , второй спирали и общее сопротивление Rобщ.
    6) Сравните сопротивления Rобщ, R1, R2. Сделайте вывод о соотношении между ними. Вывод запишите в тетрадь.

Оформление тетради

Последовательное соединение проводников.

А теперь подумайте и ответьте: почему убрав одну лампу, гаснет вся гирлянда?

Ситуация

Краткая запись условия

Вывод формулы

Расчет

Силу тока в проводниках сопротивлениями 2,4 Ом и 6 Ом соединенных последовательно и включенных в сеть с напряжением 36 В.

     

Напряжение на проводнике с сопротивлением 400 Ом, если на соединенном с ним последовательно проводнике сопротивлением 3000 Ом напряжение 90 В.

     

Напряжение на каждой из трех одинаковых ламп, соединенных последовательно и включенных в сеть с напряжением 120 В.

     

Силу тока в цепи с двумя проводниками сопротивлениями 32 Ом и 80 Ом соединенными последовательно и подсоединенными к источнику тока с напряжением 160 В.

     

Сопротивление участка цепи, состоящего из трех последовательно соединенных проводников сопротивлениями 70 Ом, 5 Ом и 30 Ом.

     

Упр 24, задача № 4.

Ответ: I0 = I1c = I2c = 0,3243 A
U1c = 0,6486 B; U2c = 0,9727 B; Uл = 4,37 B

Опыт

Убираю одну лампу, а вторая не гаснет. Почему?

Это тема следующего урока.

Итог урока: активным учащимся выставляются оценки.

Литература

  1. Учебник “Физика 8”, автор Перышкин А.В., Родина Н.А.
  2. Фронтальные экспериментальные задания по физике в 6-7 классах, автор Буров В.А., Москва "Просвещение" 1981 г.
  3. Физика № 19/03, приложение к газете “Первое сентября”.

Комментарий к уроку

Физика наука экспериментальная, поэтому при изучении нового материала, стараюсь, чтобы учащиеся самостоятельно, на основе опыта, проведенного каждым учеником, сделали вывод. Урок обычный, но для меня и моих учеников он ценен тем, что получение новых знаний прошло через руки, мысли и сердце каждого ученика. Спасибо.