Предлагаю в помощь учителю немецкого языка несколько своих разработок-пособий (в стихах), по изучению букв алфавита немецкого языка, правил чтения, грамматических правил, усвоению лексического материала и составлению диалога.
В основу легли стихотворения-рифмовки, принцип действия которых рассчитан на быстрое запоминание и усвоение лексики, грамматических правил, алфавита и т.д. на уроке и дома. Кроме всего этого, они помогают поддержать интерес у учащихся к немецкому языку.
“АЛФАВИТ В СТИХАХ”
“Алфавит в стихах” - это пособие позволяет познакомить учащихся с немецкими буквами и выучить стишок про каждую из них. Кроме всего – это своеобразная пропись, в которой дети могут попробовать свои силы в правописании букв немецкого алфавита. “Алфавит в стихах” - это добрый помощник учителю в экономии времени на уроках.
Aa Буква по полю шагает И метровыми шагами Поле замеряет. |
Nn Эн – как № (номер), Иль калитка. Напиши ее не прытко! |
Bb На спинке очутилась И в очки вдруг превратилась |
Oo На бублик так похожа Или просто на кружок. Напиши ее, дружок! |
Cc Лошадиная подкова В алфавит попасть готова. Изменилася в лице И похож на букву С – це. |
Pp На (эр) похожей быть Буква так старается, Но в немецком алфавите (пэ) называется. |
Dd Пол-яблока быть может, А быть может, лук тугой Изогнул ее дугой. |
Qq Что за птица на суку, Целый день кричит - КУ-КУ? Это не кукушка, Это буква (ку) – Q. Целый день кричит – КУ-КУ. |
Ee В этом гребне мало толку Им причешешь только челку. |
Rr Эр – куда ты зашагала? Ты (Я) русскую не знала? Не в ту сторону идешь, На (Я) русскую похож. |
Ff -Е – Подставили подножку, И она сломала ножку. Только ножку потеряла, Тотчас (эф) немецкой стала. |
Ss Эс – змея ужалить хочет, А писать ее нет мочи. |
Gg Даже в знаках зодиака Не найдешь такого знака. А в немецком алфавите Вы его увидите. |
Tt Тэ – тяжелый молоток, Гвоздь забить им пустячок. |
Hh ХА Смеется, вот потеха, Я сейчас умру от смеха. |
Uu U – печатная – ухват, Щам из печки буду рад. |
Ii В алфавите заграничном Стоит столбик пограничный, С ним рядышком дочка, На макушке точка. |
Vv Это буква (фау) – Мяучет кошка – МЯУ! |
Jj Есть такая буква (йот), Русский сразу не поймет. (Йот) на клюшку для хоккея Обязательно пойдет. |
Ww Вэ – эм вверх ногами, Убедитесь сами. |
Kk Ка – Нам ножку протянула И головку изогнула, Завязала петельку. Так похож на метелку. |
Xx В шоколаде “Twix”, Есть буковка – Х (икс). |
Ll Это что за кочерга? У нее одна нога. Эта буква (эль) – L, Ты уж мне поверь. |
Yy Это буква (ипсилон), – Повторял розовый слон. |
Mm На московском метро М Красуется давно. |
Zz ЦЭТ – похожа на гуся, Вот и азбука вся. |
“ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ”
“Правила чтения” - служит для развития у учащихся навыков безошибочного чтения. Все начинается с буквы Н (ХА), которая после гласных не читается, а при чтении опускается. Далее пошли различные комбинации с подстановкой букв – перед Н (ХА), за СН (ЦЭ, НА), и так по нарастающей, вплоть до TSCH (Ч), получая, таким образом, все новые буквосочетания (СН – SCH – CHS - TSCH).
Идею составления правил мне подсказал наш родной русский язык, согласитесь, жи и ши (и ряд других правил) мы запомнили надолго. Поэтому умелое пользование “правилами” в процессе урока дает свои положительные результаты.
1. Wir schreiben: eh, ah, ih, oh - aber lesen – e, a, i, o.
/h/ - после гласных не читается
и при чтении опускается.
Буква /h/ - запомни ты!
Показатель долготы:
Sehr, das Jahr, ihr, die Ohren –
Правило все скажем хором!
2. Сдвоенные согласные ведут себя не как гласные.
Буквы – две,
А звук – один.
/Anna, Emma, alle/
Разве вы не знали?
3а. Сдвоенные гласные
Как одну читаем,
Если буквы в конце слова,
Рта не закрываем:
/der See, der Schnee/.
Если слог закрыт:
/der Saal, der Staat/
Ты опять не виноват.
Долго не закроешь рот,
Насмешишь честной народ!
3б. Сдвоенные гласные
Долго произносим,
Если буквы в конце слова, Потянуться просим.
/der See, der Schnee/.
4. /ie/ Буква /-е/ - запомни ты,
Показатель долготы:
/sie, die, wie/.
5. /ei/ - “ай” не забывай!
/ein, kein, nein/.
6. /eu/ - Ой! кричит больной
/neu, neun/.
7. /ch/ “h” смеется - вот потеха!
Я сейчас умру от смеха.
“c” присоединяем к ней,
Смех становится сильней.
- ХИ, ХИ, ХИ!
- /-ch, -ch, -ch – ich, mich, dich/,
А потом вдруг - ХА, ХА, ХА!
Не боится знать греха!
/hoch, noch, auch, doch/.
Перестала /ch/ хихикать.
В пору ей сейчас захныкать,
Приключилась с ней беда-
Стала буквой “ка” /ch/ тогда.
В словах: “Christa, Christian” –
Это вовсе не обман!
8. /ig/ “Ихь” - читаем дружно
С /ch/ - путать их не нужно!
/lustig, dreib ig, traurig, fleib ig/.
9. /sch/ /S/ к /ch/ присоединили,
“ш” мы тотчас получили!
“schon” - уже,
А “schцn” - красивый,
Конь доволен своей гривой!
10. /sp/ и /st/ - мы читаем тоже “ш”.
/Spielen, stehen, springen, Sport/ –
Все мы любим вкусный торт!
11. /ja, ju, je/ /J/ - это буква “йот”.
Каждый сразу не поймет.
С буквой “а” соединяясь –
В результате /ja/ “я” дает.
Ну а с буквой “u” получаем /ju/ “ю”.
Ну а с буквой “e” получаем /je/.
Jura, jetzt, Jan – это не обман,
Это буква /J/ - “йот”.
Каждый сразу все поймет!
Название пособия “А ТЕПЕРЬ МЫ ПОНЕМНОГУ ПЕРЕХОДИМ К ДИАЛОГУ” - говорит само за себя. Первая страничка “Как начать урок” – это один из приемов аутотренинга, дать учащимся установку на плодотворную, интересную работу на уроке, короче говоря, без лени. Далее шаг за шагом, высказывание за высказыванием, реплика за репликой, и мы незаметно научились составлять целый диалог, который нам так необходим для ситуации “Знакомство”.
КАК НАЧАТЬ УРОК
- Guten Tag! – добрый день!
Прогоню старуху ЛЕНЬ.
Весь урок активен буду
И, конечно, не забуду
Очень постараться.
На хорошую оценку
Сегодня заниматься.
- Geh die Faulheit weg!
Я свободный человек.
КАК ПОЗНАКОМИТЬСЯ
Ich – я, а вместе дружная семья.
Ich heisse - я называюсь, но не обзываюсь.
Wie heisst du?
Как тебя зовут?
(“Назовитесь все, кто тут!”).
Ich heisse N.W.
Und du?
Ich heisse Anja.
Und du?
Ich heisse Maxim.
Und du?
(и. т. д. – до последнего ученика).
Ich heisse – меня зовут.
Мы назвались все, кто тут.
КАК ВЫРАЗИТЬ СВОЮ РАДОСТЬ ПО ПОВОДУ ЗНАКОМСТВА
- Freut mich sehr!
(Очень рад!)
Буду кушать виноград!
- Sehr angenehm!
(Очень приятно!)
Аня выглядит опрятно.
КАК ДЕЛА?
- Wie geht, s?
(Как дела?)
Птичка гнездышко свила.
- Danke, gut!
(Дела хорошо идут).
А СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ?
- Wie alt bist du?
(Сколько тебе лет?)
Приглашен я на обед.
Ich bin … Jahre alt.
(Мне … лет).
Очень вкусным был обед.
ГДЕ ТЫ ЖИВЕШЬ?
- Wo Iebst du?
(Где ты живешь?)
Колючий еж.
- Ich lebe…
Я живу …
- im Wald.
В лесу
Вижу рыжую лису.
КАК ПОПРОЩАТЬСЯ
- Auf Wiedersehen!
До свидания!
Ты сегодня приложил
Максимум старания.
А теперь мы понемногу
Переходим к диалогу.
ДИАЛОГ
- - Guten Tag!
- - Guten Tag!
- - Wie heisst du?
- - Ich heisse …
- - Freut mich!
- - Und du?
- - Ich heisse …
- - Sehr angenehm!
- - Wie geht es dir?
- – Danke, gut.
- - Wie alt bist du?
- - Ich bin … Jahre alt.
- - Wo lebst du?
- - Ich lebe …
- - Auf Wiedersehen!
- - Auf Wiedersehen!
“ГРАММАТИКА В СТИХАХ”
“Грамматика в стихах” - пособие, позволяющее быстро и надолго запомнить учащимся некоторые из грамматических правил. Особое удовлетворение от работы на уроке вы получите тогда, когда их усвоит самый слабый ученик в классе, знания правил можно с успехом применять на практике.
5 класс
СКЛОНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО АРТИКЛЯ
(для быстрого заучивания и запоминания) – ед.
число.
Падеж |
Вопрос |
Ж. р. |
М. р. |
Ср. р. |
N |
Wer? Was? |
Die |
Der |
Das |
G |
Wessen? |
Der |
Des(en) |
|
D |
Wo? Wem? |
Der |
Dem |
|
Ak |
Wen? Was? |
Die |
Den |
Das |
Примечание: G Wessen? – Der - Des(en);
(en) – не произносить вслух, только для рифмы.
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
М.р. |
Ж.р. |
Ср.р. |
Dieser – этот | Diese – эта | Dieses – это |
Jener – тот | Jene – та | Jenes – то |
Под землею живет крот | - Вы не видели крота? | - Нет, не видели никто. |
ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ
1, 2, 3, 4 – gehen, kommen, fahren wir.
Fliegen, laufen und springen.
Здесь не место слову - singen.
СИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ
lessen, sehen, nehmen, sprechen – сильные глаголы.
В корне – Е на – И (I) – меняют, как коней монголы.
Во втором и третьем лицах, лишь в числе
единственном nimmt, spricht, liest, siehst.
Их запомни, гимназист!
6 класс
ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА
Чтобы употреблять глаголы правильно,
ты должен запомнить правило!
- Немецкие глаголы для нормы имеют три основные
формы:
Infinitiv Prateritum und Partizip II
Ты их, дружок, не забывай!
Образование Пэрфэкт
Perfekt (ПЭРФЭКТ) – время прошедшее, давно от нас
ушедшее.
Он равен – haben или sein и плюс Partizip II
КАК ВЕДУТ СЕБЯ ОТДЕЛЯЕМЫЕ И НЕОТДЕЛЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ в Partizip II.
НЕОТДЕЛЯЕМЫЕ: Приставку (ge) к себе не
допускают и место ей не уступают.
(erzahlen – erzahlte - erzahlt).
ОТДЕЛЯЕМЫЕ: Приставку (ge) оберегают и меж корнем и собой ее так бережно вставляют (aufmachen – machte auf – aufgemacht).
ОТДЕЛЯЕМЫЕ И НЕОТДЕЛЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ
Приставки отделяемые – всегда
ударяемые.
Приставки не отделяемые – не ударяемые.
Приставки аus, ab, an, ein, zu, vor, mit, nach, bei – от глаголов
отделяй!
Поставь ударение и приставку отдели в конец
предложения.
Приставки be, ge, er, ver, zer – не ударяемые, а значит,
неотделяемые.
7 класс
ПРЕДЛОГИ с Dativ
mit, nach, aus, zu, von, bei с дательным употребляй!
ПРЕДЛОГИ С Akkusativ
Durch – через, ohne – без. |
Fur – для, um – вокруг. |
Gegen – против, bis – до. |
На березу кот залез. |
И с нее свалился вдруг. |
Так ему не повезло |
ПРЕДЛОГИ С Dativ (Wo?) и Akkusativ (Wohin?)
Uber – над, a unter – под. |
Vor – перед, hinter – за. |
Neben – рядом, zwischen – между. |
An, auf, in |
У тебя красивый рот. |
И красивые глаза. |
Я с тобою встречи жду. |
Приходи один. |
“ЛЕКСИКА В СТИХАХ”
“Лексика в стихах” (наиболее употребительная в речи) – это своего рода словарь зарифмованных слов. В этой разработке дается зарифмовка слов по частям речи. Например: прилагательные и наречия с использованием слов, противоположных по значению (антонимов).
Рифмуются также наречия, отвечающие на вопрос (Wo?) Dativ.
Далее идет зарифмовка тематического словаря (времена года, семья, школа и др.). Правда, не все из них удачны, но вполне приемлемы для работы над словами на уроках и дома.
Aber – но,
а Auch – тоже.
Друг на друга мы похожи.
Jetzt – сейчас,
а Dann – потом.
Будем строить новый дом.
Hier – здесь,
Dort – там.
Радость делим пополам.
Vorbei – мимо,
Wieder – снова.
У глагола есть основа.
Oder – или,
Жил крокодил в иле.
Rechts – справа,
Links – слева.
На машине едет Сева,
Слово Vorn – переведи,
Означает – впереди.
Schon – уже,
а Schцn – красивый.
Конь доволен своей гривой.
Gross – большой,
Но с доброю душой.
Klein – маленький,
Но удаленький.
Alt – старый,
Jung – молодой.
Трясет козлик бородой.
Gut – хороший,
Bцse – злой.
Обливайтесь водой.
Kurz – короткий,
Lang – длинный.
Муром городок старинный.
Dick – толстый,
Dunn – тонкий.
Раздается голос звонкий.
Hell – светлый,
Dunkel – темный.
Парнишка скромный.
Rund – круглый,
Парнишка смуглый.
Nett – симпатичный, милый.
Не хвастайся силой!
Neu – новый.
Лошадь бьет подковой.
Ordentlich – аккуратный.
Мальчик опрятный.
Schmutzig – грязный,
Боец отважный.
Nass – мокрый, сырой.
Гора не сходится с горой.
СЕМЬЯ. ЧЕЛОВЕК,
Der Mensch – человек
ХХI век.
Der Junge – мальчик.
Отморозил пальчик.
Das Mädchen – девочка,
Девочка-припевочка.
Das Kind – ребенок.
“Вышел из пеленок”.
Der Herr – господин.
Живет в доме один.
Die Frau – госпожа.
Завела ежа.
Die Familie – семья.
Мама, папа, брат да я.
Der Vater – папа.
Мужская шляпа.
Die Mutter – мама.
Летняя панама.
Der Sohn – сын.
У мамы с папой я один.
Die Tochter – дочь,
Ее иметь они не прочь.
Der Bruder – брат.
Сестренке тоже буду рад.
И тогда мы, мистер,
Будем с ней - Die Geschwister.
ВРЕМЕНА ГОДА.
Die Jahreszeit – времена года,
Чудесная погода.
Der Fruhling – весна.
Все проснулось ото сна.
Der Sommer – лето.
В цветы и зелень все одето.
Der Herbst – осень.
С полей все уносим.
Der Winter – зима.
Опустели закрома.
ПОГОДА.
Der Wind – ветер,
Wehen – дуть.
Нужно крыльями взмахнуть.
Der Himmel – небо,
Die Sonne – солнце.
Распахни скорей оконце.
Die Sonne scheint – солнце светит.
Кто же первым его встретит?
Es schneit – снег идет.
Es taut – тает.
Растопило солнце лед и весну встречает.