Методические материалы в стихотворной форме для использования на уроках немецкого языка

Разделы: Иностранные языки


Предлагаю в помощь учителю немецкого языка несколько своих разработок-пособий (в стихах), по изучению букв алфавита немецкого языка, правил чтения, грамматических правил, усвоению лексического материала и составлению диалога.

В основу легли стихотворения-рифмовки, принцип действия которых рассчитан на быстрое запоминание и усвоение лексики, грамматических правил, алфавита и т.д. на уроке и дома. Кроме всего этого, они помогают поддержать интерес у учащихся к немецкому языку.

“АЛФАВИТ В СТИХАХ”

“Алфавит в стихах” - это пособие позволяет познакомить учащихся с немецкими буквами и выучить стишок про каждую из них. Кроме всего – это своеобразная пропись, в которой дети могут попробовать свои силы в правописании букв немецкого алфавита. “Алфавит в стихах” - это добрый помощник учителю в экономии времени на уроках.

Aa

Буква по полю шагает

И метровыми шагами

Поле замеряет.

Nn

Эн – как № (номер),

Иль калитка.

Напиши ее не прытко!

Bb

На спинке очутилась

И в очки вдруг превратилась

Oo

На бублик так похожа

Или просто на кружок.

Напиши ее, дружок!

Cc

Лошадиная подкова

В алфавит попасть готова.

Изменилася в лице

И похож на букву С – це.

Pp

На (эр) похожей быть

Буква так старается,

Но в немецком алфавите

(пэ) называется.

Dd

Пол-яблока быть может,

А быть может, лук тугой

Изогнул ее дугой.

Qq

Что за птица на суку,

Целый день кричит - КУ-КУ?

Это не кукушка,

Это буква (ку) – Q.

Целый день кричит – КУ-КУ.

Ee

В этом гребне мало толку

Им причешешь только челку.

Rr

Эр – куда ты зашагала?

Ты (Я) русскую не знала?

Не в ту сторону идешь,

На (Я) русскую похож.

Ff

-Е – Подставили подножку,

И она сломала ножку.

Только ножку потеряла,

Тотчас (эф) немецкой стала.

Ss

Эс – змея ужалить хочет,

А писать ее нет мочи.

Gg

Даже в знаках зодиака

Не найдешь такого знака.

А в немецком алфавите

Вы его увидите.

Tt

Тэ – тяжелый молоток,

Гвоздь забить им пустячок.

Hh

ХА Смеется, вот потеха,

Я сейчас умру от смеха.

Uu

U – печатная – ухват,

Щам из печки буду рад.

Ii

В алфавите заграничном

Стоит столбик пограничный,

С ним рядышком дочка,

На макушке точка.

Vv

Это буква (фау) –

Мяучет кошка – МЯУ!

Jj

Есть такая буква (йот),

Русский сразу не поймет.

(Йот) на клюшку для хоккея

Обязательно пойдет.

Ww

Вэ – эм вверх ногами,

Убедитесь сами.

Kk

Ка – Нам ножку протянула

И головку изогнула,

Завязала петельку.

Так похож на метелку.

Xx

В шоколаде “Twix”,

Есть буковка – Х (икс).

Ll

Это что за кочерга?

У нее одна нога.

Эта буква (эль) – L,

Ты уж мне поверь.

Yy

Это буква (ипсилон), –

Повторял розовый слон.

Mm

На московском метро М

Красуется давно.

Zz

ЦЭТ – похожа на гуся,

Вот и азбука вся.

“ПРАВИЛА ЧТЕНИЯ”

“Правила чтения” - служит для развития у учащихся навыков безошибочного чтения. Все начинается с буквы Н (ХА), которая после гласных не читается, а при чтении опускается. Далее пошли различные комбинации с подстановкой букв – перед Н (ХА), за СН (ЦЭ, НА), и так по нарастающей, вплоть до TSCH (Ч), получая, таким образом, все новые буквосочетания (СН – SCH – CHS - TSCH).

Идею составления правил мне подсказал наш родной русский язык, согласитесь, жи и ши (и ряд других правил) мы запомнили надолго. Поэтому умелое пользование “правилами” в процессе урока дает свои положительные результаты.

1. Wir schreiben: eh, ah, ih, oh - aber lesen – e, a, i, o.

/h/ - после гласных не читается
и при чтении опускается.
Буква /h/ - запомни ты!
Показатель долготы:
Sehr, das Jahr, ihr, die Ohren –
Правило все скажем хором!

2. Сдвоенные согласные ведут себя не как гласные.

Буквы – две,
А звук – один.
/Anna, Emma, alle/
Разве вы не знали?

3а. Сдвоенные гласные

Как одну читаем,
Если буквы в конце слова,
Рта не закрываем:
/der See, der Schnee/.
Если слог закрыт:
/der Saal, der Staat/
Ты опять не виноват.
Долго не закроешь рот,
Насмешишь честной народ!

3б. Сдвоенные гласные

Долго произносим,
Если буквы в конце слова, Потянуться просим.
/der See, der Schnee/.

4. /ie/ Буква /-е/ - запомни ты,

Показатель долготы:
/sie, die, wie/.

5. /ei/ - “ай” не забывай!

/ein, kein, nein/.

6. /eu/ - Ой! кричит больной

/neu, neun/.

7. /ch/ “h” смеется - вот потеха!

Я сейчас умру от смеха.
“c” присоединяем к ней,
Смех становится сильней.
- ХИ, ХИ, ХИ!
- /-ch, -ch, -ch – ich, mich, dich/,
А потом вдруг - ХА, ХА, ХА!
Не боится знать греха!
/hoch, noch, auch, doch/.
Перестала /ch/ хихикать.
В пору ей сейчас захныкать,
Приключилась с ней беда-
Стала буквой “ка” /ch/ тогда.
В словах: “Christa, Christian” –
Это вовсе не обман!

8. /ig/ “Ихь” - читаем дружно
С /ch/ - путать их не нужно!
/lustig, dreib ig, traurig, fleib ig/.

9. /sch/ /S/ к /ch/ присоединили,
“ш” мы тотчас получили!
“schon” - уже,
А “schцn” - красивый,
Конь доволен своей гривой!

10. /sp/ и /st/ - мы читаем тоже “ш”.
/Spielen, stehen, springen, Sport/ –
Все мы любим вкусный торт!

11. /ja, ju, je/ /J/ - это буква “йот”.
Каждый сразу не поймет.
С буквой “а” соединяясь –
В результате /ja/ “я” дает.
Ну а с буквой “u” получаем /ju/ “ю”.
Ну а с буквой “e” получаем /je/.
Jura, jetzt, Jan – это не обман,
Это буква /J/ - “йот”.
Каждый сразу все поймет!

Название пособия “А ТЕПЕРЬ МЫ ПОНЕМНОГУ ПЕРЕХОДИМ К ДИАЛОГУ” - говорит само за себя. Первая страничка “Как начать урок” – это один из приемов аутотренинга, дать учащимся установку на плодотворную, интересную работу на уроке, короче говоря, без лени. Далее шаг за шагом, высказывание за высказыванием, реплика за репликой, и мы незаметно научились составлять целый диалог, который нам так необходим для ситуации “Знакомство”.

КАК НАЧАТЬ УРОК

- Guten Tag! – добрый день!
Прогоню старуху ЛЕНЬ.
Весь урок активен буду
И, конечно, не забуду
Очень постараться.
На хорошую оценку
Сегодня заниматься.
- Geh die Faulheit weg!
Я свободный человек.

КАК ПОЗНАКОМИТЬСЯ

Ich – я, а вместе дружная семья.
Ich heisse - я называюсь, но не обзываюсь.
Wie heisst du?
Как тебя зовут?
(“Назовитесь все, кто тут!”).
Ich heisse N.W.
Und du?
Ich heisse Anja.
Und du?
Ich heisse Maxim.
Und du?
(и. т. д. – до последнего ученика).
Ich heisse – меня зовут.
Мы назвались все, кто тут.

КАК ВЫРАЗИТЬ СВОЮ РАДОСТЬ ПО ПОВОДУ ЗНАКОМСТВА

- Freut mich sehr!
(Очень рад!)
Буду кушать виноград!
- Sehr angenehm!
(Очень приятно!)
Аня выглядит опрятно.

КАК ДЕЛА?

- Wie geht, s?
(Как дела?)
Птичка гнездышко свила.
- Danke, gut!
(Дела хорошо идут).

А СКОЛЬКО ТЕБЕ ЛЕТ?

- Wie alt bist du?
(Сколько тебе лет?)
Приглашен я на обед.
Ich bin … Jahre alt.
(Мне … лет).
Очень вкусным был обед.

ГДЕ ТЫ ЖИВЕШЬ?

- Wo Iebst du?
(Где ты живешь?)
Колючий еж.
- Ich lebe…
Я живу …
- im Wald.
В лесу
Вижу рыжую лису.

КАК ПОПРОЩАТЬСЯ

- Auf Wiedersehen!
До свидания!
Ты сегодня приложил
Максимум старания.
А теперь мы понемногу
Переходим к диалогу.

ДИАЛОГ

  1. - Guten Tag!
  2. - Guten Tag!
  1. - Wie heisst du?
  2. - Ich heisse …
  1. - Freut mich!
  2. - Und du?
  1. - Ich heisse …
  2. - Sehr angenehm!
  1. - Wie geht es dir?
  2. – Danke, gut.
  1. - Wie alt bist du?
  2. - Ich bin … Jahre alt.
  1. - Wo lebst du?
  2. - Ich lebe …
  1. - Auf Wiedersehen!
  2. - Auf Wiedersehen!

“ГРАММАТИКА В СТИХАХ”

“Грамматика в стихах” - пособие, позволяющее быстро и надолго запомнить учащимся некоторые из грамматических правил. Особое удовлетворение от работы на уроке вы получите тогда, когда их усвоит самый слабый ученик в классе, знания правил можно с успехом применять на практике.

5 класс

СКЛОНЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО АРТИКЛЯ
(для быстрого заучивания и запоминания) – ед. число.

Падеж

Вопрос

Ж. р.

М. р.

Ср. р.

N

Wer? Was?

Die

Der

Das

G

Wessen?

Der

Des(en)

D

Wo? Wem?

Der

Dem

Ak

Wen? Was?

Die

Den

Das

Примечание: G Wessen? – Der - Des(en);

(en) – не произносить вслух, только для рифмы.

УКАЗАТЕЛЬНЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ

М.р.

Ж.р.

Ср.р.

Dieser – этот Diese – эта Dieses – это
Jener – тот Jene – та Jenes – то
Под землею живет крот - Вы не видели крота? - Нет, не видели никто.

ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ

1, 2, 3, 4 – gehen, kommen, fahren wir.
Fliegen, laufen und springen.
Здесь не место слову - singen.

СИЛЬНЫЕ ГЛАГОЛЫ

lessen, sehen, nehmen, sprechen – сильные глаголы.
В корне – Е на – И (I) – меняют, как коней монголы.
Во втором и третьем лицах, лишь в числе единственном nimmt, spricht, liest, siehst.
Их запомни, гимназист!

6 класс

ТРИ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ГЛАГОЛА

Чтобы употреблять глаголы правильно, ты должен запомнить правило!
- Немецкие глаголы для нормы имеют три основные формы:
Infinitiv Prateritum und Partizip II
Ты их, дружок, не забывай!
Образование Пэрфэкт
Perfekt (ПЭРФЭКТ) – время прошедшее, давно от нас ушедшее.
Он равен – haben или sein и плюс Partizip II

КАК ВЕДУТ СЕБЯ ОТДЕЛЯЕМЫЕ И НЕОТДЕЛЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ в Partizip II.

НЕОТДЕЛЯЕМЫЕ: Приставку (ge) к себе не допускают и место ей не уступают.
(erzahlen – erzahlte - erzahlt).

ОТДЕЛЯЕМЫЕ: Приставку (ge) оберегают и меж корнем и собой ее так бережно вставляют (aufmachen – machte auf – aufgemacht).

ОТДЕЛЯЕМЫЕ И НЕОТДЕЛЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ

Приставки отделяемые – всегда ударяемые.
Приставки не отделяемые – не ударяемые.
Приставки аus, ab, an, ein, zu, vor, mit, nach, bei – от глаголов отделяй!
Поставь ударение и приставку отдели в конец предложения.
Приставки be, ge, er, ver, zer – не ударяемые, а значит, неотделяемые.

7 класс

ПРЕДЛОГИ с Dativ

mit, nach, aus, zu, von, bei с дательным употребляй!

ПРЕДЛОГИ С Akkusativ

Durch – через, ohne – без.

Fur – для, um – вокруг.

Gegen – против, bis – до.

На березу кот залез.

И с нее свалился вдруг.

Так ему не повезло

ПРЕДЛОГИ С Dativ (Wo?) и Akkusativ (Wohin?)

Uber – над,

a unter – под.

Vor – перед,

hinter – за.

Neben – рядом, zwischen – между.

An, auf, in

У тебя красивый рот.

И красивые глаза.

Я с тобою встречи жду.

Приходи один.

“ЛЕКСИКА В СТИХАХ”

“Лексика в стихах” (наиболее употребительная в речи) – это своего рода словарь зарифмованных слов. В этой разработке дается зарифмовка слов по частям речи. Например: прилагательные и наречия с использованием слов, противоположных по значению (антонимов).

Рифмуются также наречия, отвечающие на вопрос (Wo?) Dativ.

Далее идет зарифмовка тематического словаря (времена года, семья, школа и др.). Правда, не все из них удачны, но вполне приемлемы для работы над словами на уроках и дома.

Aber – но,
а Auch – тоже.
Друг на друга мы похожи.
Jetzt – сейчас,
а Dann – потом.
Будем строить новый дом.
Hier – здесь,
Dort – там.
Радость делим пополам.
Vorbei – мимо,
Wieder – снова.
У глагола есть основа.
Oder – или,
Жил крокодил в иле.
Rechts – справа,
Links – слева.
На машине едет Сева,
Слово Vorn – переведи,
Означает – впереди.
Schon – уже,
а Schцn – красивый.
Конь доволен своей гривой.
Gross – большой,
Но с доброю душой.
Klein – маленький,
Но удаленький.
Alt – старый,
Jung – молодой.
Трясет козлик бородой.
Gut – хороший,
Bцse – злой.
Обливайтесь водой.
Kurz – короткий,
Lang – длинный.
Муром городок старинный.
Dick – толстый,
Dunn – тонкий.
Раздается голос звонкий.
Hell – светлый,
Dunkel – темный.
Парнишка скромный.
Rund – круглый,
Парнишка смуглый.
Nett – симпатичный, милый.
Не хвастайся силой!
Neu – новый.
Лошадь бьет подковой.
Ordentlich – аккуратный.
Мальчик опрятный.
Schmutzig – грязный,
Боец отважный.
Nass – мокрый, сырой.
Гора не сходится с горой.

СЕМЬЯ. ЧЕЛОВЕК,

Der Mensch – человек
ХХI век.
Der Junge – мальчик.
Отморозил пальчик.
Das Mädchen – девочка,
Девочка-припевочка.
Das Kind – ребенок.
“Вышел из пеленок”.
Der Herr – господин.
Живет в доме один.
Die Frau – госпожа.
Завела ежа.
Die Familie – семья.
Мама, папа, брат да я.
Der Vater – папа.
Мужская шляпа.
Die Mutter – мама.
Летняя панама.
Der Sohn – сын.
У мамы с папой я один.
Die Tochter – дочь,
Ее иметь они не прочь.
Der Bruder – брат.
Сестренке тоже буду рад.
И тогда мы, мистер,
Будем с ней - Die Geschwister.

ВРЕМЕНА ГОДА.

Die Jahreszeit – времена года,
Чудесная погода.
Der Fruhling – весна.
Все проснулось ото сна.
Der Sommer – лето.
В цветы и зелень все одето.
Der Herbst – осень.
С полей все уносим.
Der Winter – зима.
Опустели закрома.

ПОГОДА.

Der Wind – ветер,
Wehen – дуть.
Нужно крыльями взмахнуть.
Der Himmel – небо,
Die Sonne – солнце.
Распахни скорей оконце.
Die Sonne scheint – солнце светит.
Кто же первым его встретит?
Es schneit – снег идет.
Es taut – тает.
Растопило солнце лед и весну встречает.