Урок природоведения по теме: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Разделы: Начальная школа


Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств.

Задачи:

  • Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека.
  • Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
  • Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Работа над новым материалом

- При помощи какого органа мы различаем цвета? (Глаза)

- Слышим звуки? (Уши)

- При помощи чего различаем запахи? (Нос)

- Вкус пищи? (Язык)

- Чем чувствуем тепло, холод? (Кожа)

- Правильно. Все эти органы называются органами чувств. Это и есть наша новая тема.

- У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.

Глаза - орган зрения.

- Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, что это за орган чувств.

Загадка.

Видят целый свет,
А друг друга нет.

- Что это? (Глаза)

- Или орган зрения - это наше новое понятие, прочитайте его.

- Скажите, что мы можем определить с помощью органа зрения? (Цвет, свет …)

- Что это? (Мяч)

- Какой он формы? (Круглый)

Рассказ. Глаза - орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа - глазницах, защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.

Итог

- Что мы различаем зрением?

- Какое значение имеют веки и ресницы?

- Какое значение имеют слезы?

- Какое строение имеет глаз?

- Как нужно охранять зрение?

Уши - орган слуха.

- Следующий орган чувств вы узнаете, отгадав загадку.

Загадка.

Один говорит,
Двое глядят,
Два слушают.

- Что это? (Уши)

- Правильно. Сейчас мы поговорим об органе слуха - это второе новое понятие, прочитаем его.

- Что было бы, если у нас не было органа слуха? (Не слышали)

- Что мы различаем с помощью ушей? (Звуки, речь, голоса)

- Сейчас я поставлю пластинку, а вы определите что это? (Голоса птиц)

Рассказ. Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом - это часть уха - ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В  среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где  находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.

Итог

- Какое значение имеет орган слуха?

- Правильно ли одну ушную раковину назвать ухом?

- Строение уха?

- Куда идет возбуждение?

- Скажите, а как надо беречь уши?

- Почему в городах борются с шумом?

Нос - орган обоняния.

- Следующий орган чувств.

Загадка.

Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.

-Что это? (Нос)

- Нос называют органом обоняния. Это следующее новое понятие, прочитаем.

- Закройте глаза. Я пройду и пронесу вещь, а вы должны определить что это?

- Проношу апельсин.

- Что это? (Апельсин)

Рассказ. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.

Итог

- Чем мы различаем запахи?

- Как по-другому называется нос?

- Куда попадают пахучие вещества?

- Куда передается возбуждение (сигналы)?

- Как нужно оберегать органы обоняния?

Язык - орган вкуса.

- Следующий орган чувств.

Загадка.

За стеной костяной
Соловейко спой.

- Что это? (Язык)

- Как по-другому можно называть язык? (Орган вкуса)

- Что ощущает человек языком?

Рассказ. Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.

Итог

-Что мы можем различать органом вкуса?

- Чем покрыт язык?

- Почему мы ощущаем вкус пищи?

- Что помогает языку определить качество пищи?

Кожа - орган осязания.

- И последний орган чувств.

- Кожа - орган осязания. Это последнее наше понятие, прочитаем его.

- Что мы ощущаем при помощи кожи? (Тепло, боль, холод)

Опыт.

  1. Закройте глаза. Я вам дам предметы и вы должны определить, что у вас в руках. (Шишки)
  2. Закройте глаза и опустите руку в стакан с водой. Что мы ощущаем? (Холод)

- Скажите, как нужно заботиться о коже? (Мыться, закаляться)

3. Итог урока

- Скажите, с чем мы сегодня познакомились?

- Что нового вы узнали на уроке?

4. Домашнее задание

- Прочитать стр. 132-136, вопросы.