Цель: дать полное представление учащимся об органах чувств.
Задачи:
- Формировать представление об органах чувств и их роли в жизни человека.
- Воспитывать санитарно-гигиенические навыки ухода за органами чувств.
- Учить детей наблюдательности, развивать воображение и делать выводы.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Работа над новым материалом
- При помощи какого органа мы различаем цвета? (Глаза)
- Слышим звуки? (Уши)
- При помощи чего различаем запахи? (Нос)
- Вкус пищи? (Язык)
- Чем чувствуем тепло, холод? (Кожа)
- Правильно. Все эти органы называются органами чувств. Это и есть наша новая тема.
- У человека пять органов чувств. С помощью органов чувств мы познаем окружающий мир, различаем предметы по запахам, окраске, форме, звукам.
Глаза - орган зрения.
- Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, что это за орган чувств.
Загадка.
Видят целый свет,
А друг друга нет.
- Что это? (Глаза)
- Или орган зрения - это наше новое понятие, прочитайте его.
- Скажите, что мы можем определить с помощью органа зрения? (Цвет, свет …)
- Что это? (Мяч)
- Какой он формы? (Круглый)
Рассказ. Глаза - орган зрения. Они помещаются во впадинах черепа - глазницах, защищены подвижными веками - верхними и нижними. На веках находятся ресницы. Веки и ресницы защищают глаза от сильного ветра, пыли. Брови мешают капелькам пота, выступающим на лбу, стекать в глаза. Если в глаз попадет соринка, то выступают слезы. Они увлажняют поверхность глаза, смывают все посторонние частицы и убивают микробы. Глаз состоит из зрачка, хрусталика, радужной оболочки, зрительного нерва.
Итог
- Что мы различаем зрением?
- Какое значение имеют веки и ресницы?
- Какое значение имеют слезы?
- Какое строение имеет глаз?
- Как нужно охранять зрение?
Уши - орган слуха.
- Следующий орган чувств вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка.
Один говорит,
Двое глядят,
Два слушают.
- Что это? (Уши)
- Правильно. Сейчас мы поговорим об органе слуха - это второе новое понятие, прочитаем его.
- Что было бы, если у нас не было органа слуха? (Не слышали)
- Что мы различаем с помощью ушей? (Звуки, речь, голоса)
- Сейчас я поставлю пластинку, а вы определите что это? (Голоса птиц)
Рассказ. Наше ухо состоит из трех частей: наружное, среднее, внутреннее. То, что мы называем ухом - это часть уха - ушная раковина. Она позволяет улавливать звуки. Внутрь идет слуховой проход, заканчивается барабанной перепонкой. Это и есть внешнее ухо. В среднем ухе находятся три косточки. Они передают колебания во внутреннее ухо, где находятся окончания слухового нерва. По слуховому нерву возбуждение передается в головной мозг.
Итог
- Какое значение имеет орган слуха?
- Правильно ли одну ушную раковину назвать ухом?
- Строение уха?
- Куда идет возбуждение?
- Скажите, а как надо беречь уши?
- Почему в городах борются с шумом?
Нос - орган обоняния.
- Следующий орган чувств.
Загадка.
Есть всегда он у людей,
Есть всегда у кораблей.
-Что это? (Нос)
- Нос называют органом обоняния. Это следующее новое понятие, прочитаем.
- Закройте глаза. Я пройду и пронесу вещь, а вы должны определить что это?
- Проношу апельсин.
- Что это? (Апельсин)
Рассказ. Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, возбуждение передается в головной мозг и человек чувствует запахи.
Итог
- Чем мы различаем запахи?
- Как по-другому называется нос?
- Куда попадают пахучие вещества?
- Куда передается возбуждение (сигналы)?
- Как нужно оберегать органы обоняния?
Язык - орган вкуса.
- Следующий орган чувств.
Загадка.
За стеной костяной
Соловейко спой.
- Что это? (Язык)
- Как по-другому можно называть язык? (Орган вкуса)
- Что ощущает человек языком?
Рассказ. Язык покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены особые вкусовые сосочки. Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.
Итог
-Что мы можем различать органом вкуса?
- Чем покрыт язык?
- Почему мы ощущаем вкус пищи?
- Что помогает языку определить качество пищи?
Кожа - орган осязания.
- И последний орган чувств.
- Кожа - орган осязания. Это последнее наше понятие, прочитаем его.
- Что мы ощущаем при помощи кожи? (Тепло, боль, холод)
Опыт.
- Скажите, как нужно заботиться о коже? (Мыться, закаляться)
3. Итог урока
- Скажите, с чем мы сегодня познакомились?
- Что нового вы узнали на уроке?
4. Домашнее задание
- Прочитать стр. 132-136, вопросы.