Цель игры: Повысить интерес учащихся к предмету, поставить их перед проблемой критической оценки своего труда.
Подготовка: До начала игры выбираются банкиры, которые подсчитывают приход, расход и остаток “финансов” каждого “покупателя”. “Покупатели” получают регистрационные номера и одинаковые “займы”. Выигрывает ученик, “купивший” наибольшее число вопросов с наименьшим штрафом.
Игра проводится в 3 тура (лота), в каждом по 4 вопроса, часть из них сопровождается демонстрацией опытов. В каждом туре назначается начальная цена, шаг (прибавляемая при каждом “торге” сумма), штраф за неправильный ответ и премия за правильный.
Правила игры: Учитель называет раздел физики или область знаний, к которой относится вопрос. Затем этот вопрос, без оглашения, “продается” (полузакрытый лот). Вопросы открытого лота и цены за них предлагает учитель. Продается и покупается неизвестный вопрос из неизвестного раздела физики (закрытый лот).
Ход игры:
Внимание! Сегодня проводим “Аукцион знаний”! На аукционе можно купить несколько лотов. Лот достанется тому, кто обладает большим запасом знаний и сумеет последним извлечь их в нужный момент. Итак, начинаем!
Лот I.
- Какое яйцо – вареное или сырое – будет вращаться дольше? Почему?
- Почему шелковый шнур развязывается быстрее хлопчатобумажного?
- Если положить в воду кусок мела, из него начинают выходить пузыри. Объясните явление.
- Зачем некоторые мастера смазывают металлический шуруп перед ввинчиванием его в скрепляемые детали?
Лот II.
- Почему горящий керосин нельзя тушить водой?
- Почему мыльные пузыри принимают форму шара?
- Бочка заполнена водой. Пользуясь ведром, половину воды из бочки вычерпала девочка. Оставшаяся часть воды – мальчик. Одинаковую ли работу совершили девочка и мальчик. Ответ объясните.
Лот III.
- При выстреле из мелкокалиберной винтовки в сырое яйцо оно разлетается, а в сваренном вкрутую яйце остается пулевое отверстие. Почему?
- На стакане лежит открытка, а на ней – монетка. Щелчком руки открытку выбивают, и монетка падает в стакан. Почему?
- Березовый и пробковый шарики равного объема плавают на воде. Какой из них глубже погружен в воду? Почему?
- У костра можно видеть, как от горящих поленьев с треском разлетаются искры. Почему !
Литература
1. Перышкин А.В., Родина Н.А. Физика – 7. М.: Дрофа, 2001.
2. Лукашик В.И. Сборник задач по физике: Для 7-8 кл. общеобразовательных учреждений. – 9-е издание М.: Просвещение, 1997.